Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Режиссер, сценарист, теоретик киноискусства






 
 


1998 год ЮНЕСКО объявил «Годом Эйзенштейна». По словам Виктора Шкловского, Сергей Михайлович Эйзенштейн был героем нашего времени, который прославил искусство кино, стал классиком кино.
Родился он в Риге в семье инженера — главного архитектора города. Получил солидное и разностороннее образование дома и в реальном училище; знал основные западноевропейские языки, был хорошо знаком с русской и мировой литературой, увлекался театром и живописью.

В 1915 поступил в Институт гражданских инженеров в Петрограде. Октябрьскую революцию 1917 принял и вступил в студенческий отряд народной милиции. В 1918 с 3-го курса института ушел добровольцем в Красную Армию, участвовал в обороне Петрограда; работал художником-плакатистом, ставил в самодеятельном театре агитспектакли. В 1920 был отправлен на учебу в Академию Генштаба на отделение восточных языков, но военным переводчиком не стал.

Поступил на работу в театр Пролеткульта, мечтая стать создателем нового революционного искусства. Вскоре Эйзенштейн сблизился с В.В. Маяковским, В.Э. Мейерхольдом и другими «левыми» представителями художественных группировок

В эти годы Эйзенштейн формулирует свою теорию «монтажа аттракционов».

Под «аттракционом» он понимает любые яркие куски зрелища любого жанра, способные подвергнуть зрителя «чувственному или психологическому воздействию».

Свой первый спектакль в театре Эйзенштейн поставил по пьесе А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», оставив от нее, по словам критиков, «одни обломки». С 1923 руководил театральными мастерскими Пролеткульта, где преподавал самые различные дисциплины от эстетики до акробатики.

В 1924 Сергей Эйзенштейн выпустил свой первый кинематографический шедевр — «Стачку». В этой новаторской ленте, парадоксально сочетающей почти хроникальность событий (во многом благодаря оператору Э. К. Тиссэ) и условность эксцентрических гэгов в исполнении типажно подобранных актеров, была более осмысленно и целенаправленно применена теория «монтажа аттракционов». Если вместо сюжета он прокламировал монтаж аттракционов, то вместо «кинозвёзд»- коллективного героя-массу.

В 1925 Эйзенштейн поставил «Броненосец Потемкин», триумфально прошедший по экранам мира. Американская киноакадемия признала его лучшим фильмом 1926 года. На Парижской выставке искусств он получил высшую награду – «Супер гран-при». По подсчетам статистиков, этот шедевр Эйзенштейна имеет максимальное количество наград и возглавляет рейтинг в международных опросах, сохраняя титул фильма «всех времен и народов».

Две следующие ленты Сергея Эйзенштейна — «Октябрь» (1927) и «Старое и новое» (1929) — отражают другой этап в творчестве режиссера, когда от идеи «монтажа аттракционов» он логически пришел к своего рода «монтажу мыслей», оформленной в теории «интеллектуального кино» и реализованной в ряде усложненных метафор.

Каждый свой фильм он превращал в исследовательскую лабораторию.

В конце двадцатых годов Эйзенштейн задумывает проект шарообразной книги.В “каталоге” тем, составленном для будущей книги, Эйзенштейн выделяет ее тематические узлы: pars pro toto — и крупный план, симпатическая магия — и пейзаж в литературе, партиципация — и актерская техника переживания, интерпретация следа охотником — и построение детектива.

Через орнамент (визуальное воплощение ритма) он приближается к динамическому феномену — сюжету, который связан в его понимании с выразительным движением, ритмической организацией и словесной амбивалентностью.

Эйзенштейн изучает формы этого раннего, чувственного мышления цитирует психологов, лингвистов, антропологов, этнографов. Эти труды, основываясь на богатом эмпирическом материале, анализировали ритуалы, практики (охоты, врачевания), языковые структуры, символы, мифы, сказки.

Он приходит к тому, что структура выступает в качестве главного принципа строения. Основной образ структуры вещи для С.Эйзенштейна-это контур, линия, след. С.Эйзенштейн много рисовал, можно сказать «мыслил линией».

В 1929 Эйзенштейн, Г. Александров и оператор Э.К. Тиссэ были командированы в Западную Европу и Северную Америку для ознакомления с техникой звукового кино. В Берлине, Париже, Цюрихе, Брюсселе, Лондоне, Антверпене Эйзенштейн читал лекции и доклады о кино.

По возвращении в Советский Союз в мае 1932 года Эйзенштейн включился в научную и педагогическую деятельность. Он был утвержден заведующим кафедрой режиссуры ВГИКа, получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Сергей Михайлович пишет множество статей, составляет проект программы по теории и практике режиссуры, на основе прочитанных в институте лекций начинает собирать книгу «Режиссура».

Свой последний шедевр — «Иван Грозный» — режиссер создавал в течение шести лет — с 1941 по 1946 год. За первую серию он получил Сталинскую премию, вторая серия была запрещена и вышла в 1958 году; съемки третьей прекращены. В 1956 вышло однотомное, а в 1964-1971 шеститомное собрание его сочинений.

Помимо семи снятых фильмов Эйзенштейн оставил после себя огромное наследие: лекции, исследования, дневники, письма, рисунки.

Мы ценим Эйзенштейна за то, что он развил киноязык до необыкновенной утонченности, рафинированности, понимания того, как строится художественная форма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.