Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Режиссер, сценарист и теоретик кино






 
 


Дворянский сын (отец — художник, мать — сельская учительница), Лев Кулешов к 1917 году успел не только получить образование в Училище живописи, ваяния и зодчества, но и начать профессиональную карьеру.

В 1916-м Л. Кулешова приняли художником на кинофабрику акционерного общества «А. Ханжонков и К°». Художник, затем артист у режиссёра Евгения Бауэра, Л. Кулешов знает, что значит «быть самим собой», он против салонных драм и противопоставляет им естественную красоту, здоровье и целесообразные, действия «натурщика».

Тогда многие не верили, что художник может быть режиссером. Кулешов доказал обратное, осуществив самостоятельную постановку фильма «Проект инженера Прайта» (1918). Эту ленту можно назвать его первым монтажным экспериментом. В этом же году он публикует свою первую статью — «Искусство светотворчества» (1918, № 12).

Кулешова поражала возможность монтажного совмещения разных мест действия в единое. Хрестоматийно известны в описаниях (хотя в кадрах не сохранились) его экспериментальные склейки крупного плана Мозжухина из какого-то старого фильма: последовательно с тарелкой супа, с детским гробиком, с кадром красивой женщины. Контекст, как доказывал Кулешов, придавал лицу артиста всякий раз новый смысл: муки голода, горе отца, любовная страсть.

Следовательно, считал Кулешов, с помощью монтажа можно создать несуществующую, не выраженную актером эмоцию.

Только в 1962 году в Париже он узнал, что этот опыт называется за границей его именем «эффект Кулешова». Получили известность и три других эксперимента режиссера: «Творимая земная поверхность», «Творимый человек» и «Танец».

В 1919 году в Москве была организована Первая государственная школа кинематографии (ныне ВГИК), и с этого времени судьба Кулешова неразрывно связана с педагогической работой.

Много вложил Кулешов в воспитание натурщика — слова «актер», «игра», «переживание», «представление» он презирал. Члены «коллектива Кулешова» разыгрывали на площадках «фильмы без пленки», занимались физическим тренингом по методу Дельсарта, чтобы позднее стать «натурщиками». Ставилась задача воспитать исполнителя, от природы обладающего яркой индивидуальностью, красотой, здоровьем, умеющего целесообразно и функционально действовать в кадре. Разумеется, без париков, грима и бутафории.

«Мастерская Кулешова» училась на американских вестернах и на фильмах Дэвида Гриффита. Они казались образцами киновыразительности и динамичности. Свой собственный монтаж мелко нарезанных кусков пленки Кулешов называл «американским», в то время как весь мир впоследствии называл его «русским». Кстати, Л. Кулешова обвиняли в «американизме». Часто в главных ролях снимал свою жену А. Хохлову- актрису с нетипичной, но необычайно выразительной внешностью.

Кадр — это не фон для фигуры актера, считал мастер, а именно условность, жизни не равная. Отсюда и чисто пространственное понимание монтажа, и пластический тренинг натурщиков, которых, конечно нельзя путать с типажами. Типаж — понятие идеологическое, идущее от сравнения лица с «массой» (с типажами работал С. Эйзенштейн) Натурщик — любой человек, обученный вписываться в плоский кадр.
В связи со всем этим идеология ранних кулешовских фильмов: «Необычайные приключения Мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Луч смерти» (1925), «По закону» (1926) — резко выделяется в массе «революционной» кинематографии. В них есть уважение к индивидуальности, пристрастие к показу технических изобретений, жизни цирка и прочей экзотики.
Новой и сложной задачей стало пришествие звука. Кулешов сумел довольно быстро овладеть новой техникой. Он поставил двадцать картин, из которых первая датирована 1917-м, а последняя 1943 годом

Известный эпизод боя («Горизонт», 1932), положенный на белогвардейский романс под гитару, выразительностью звукозрительного образа смерти, кошмара и обреченности намного опередил свое время.

Вершиной творчества Кулешова стал созданный им в 1933 году «Великий утешитель» по мотивам рассказов О. Генри, явившийся синтезом его экспериментальных изысканий.

В 1936 году группе преподавателей были присуждены ученые степени без защиты диссертаций. Лев Владимирович Кулешов стал кандидатом искусствоведения и профессором. Позднее, в 1946-м, ему будет присвоена степень доктора наук за книгу «Основы кинорежиссуры». Лев Владимирович был ректором ВГИКа. Кулешов преподавал во ВГИКе, писал мемуары, учебные пособия, сценарии. Выпустил вместе с женой Александрой Хохловой несколько режиссерских мастерских. Среди тех, кто начинал у Кулешова, были выдающиеся режиссеры В. Пудовкин, Б. Барнет, М. Калатозов. Книги, им написанные, переведены на многие языки мира – «Искусство кино», «Основы режиссуры», «Кадр и монтаж» и многие другие.

Благодаря Кулешову динамический монтаж во всем мире стали называть русским. Он основал величайшую киношколу, даже не подозревая о том, что в истории всего кинематографа ей не будет равных по яркости и таланту учеников – будущих режиссеров, которые потом скажут: «Мы на его плечах… прошли в открытое море. Мы делаем картины, Кулешов сделал кинематографию»— фраза стала не менее знаменитой, чем сама книга.

Книгу «50 лет в кино» Лев Кулешов предварил следующими словами: «Важна цель, а она для нас выражается в трех емких словах: видеть счастливых людей. Мы видели счастливых людей, и это сделала наша работа. Значит, не зря прожиты наши жизни. И если вашей работой вы достигнете этого – принесете много счастья людям, - то и вы проживете жизнь недаром. И тогда вам никогда не будет ни стыдно, ни скучно».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.