Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретический блок. Антропология: её история, направления и разделы, задачи, общие понятия, связь с клинической медициной






Занятие 1.

Антропология: её история, направления и разделы, задачи,
общие понятия, связь с клинической медициной.
Основные этапы развития антропологии

Содержание занятия

Антропология как наука, определение, история термина. Истоки развития антропологических знаний. Основные этапы развития антропологии. Этапы становления антропологии в России. Роль К.М.Бэра, А.П.Богданова, Д.Н.Анучина, В.В.Бунака, Б.А.Никитюка и др. в развитии системного подхода к антропологическим исследованиям в России. Основные задачи антропологической науки. Современная антропология: два направления – гуманитарное и естественнонаучное; разделы в пределах каждого направления. Философская антропология. Культурная антропология. Психологическая антропология. Социальная антропология. Историческая антропология. Этническая антропология. Прикладная, эргономическая антропология. Биологическая антропология. Основные разделы физической антропологии (расоведение, или этническая антропология, антропогенез и морфология). Основные принципы морфологии человека: многоуровневый подход, функциональность и историчность. Понятие об интегративной антропологии. Медицинская антропология и ее разделы: биомедицинская и клиническая. Общее понятие о здоровье и патологии, о предболезни и болезни, о норме, вариации и аномалии. Клиническое значение антропологических данных.

Цель занятия

ЗНАТЬ основные научные термины в пределах темы занятия; этапы развития антропологии в России и в мире, ее цели, задачи, направления и разделы, предмет и принципы исследования; роль антропологического подхода в клинической практике.

УМЕТЬ давать определение основным научным терминам в пределах темы занятия, грамотно, четко и логично отвечать на контрольные вопросы к занятию.

План занятия

1. Организационные вопросы – 10-15 мин.

2. Разбор материала занятия – 45-50 мин.

3. Самостоятельная работа студентов малыми группами при активной консультации преподавателя – 20 мин.

4. Контроль конечного уровня знаний по теме занятия – 10 мин.

Методические указания

Напишите краткий конспект по данной теме, используя материалы учебного пособия, лекции и другой предлагаемой литературы. В конспекте должны быть отражены краткие грамотные ответы на каждый из контрольных вопросов, схемы структуры антропологической науки, определения основных терминов и понятий по теме занятия, ссылки на источники информации.

Теоретический блок

Антропология (от греческого anthropos - человек и logos - слово, учение, наука) в наиболее широком понимании представляет собой область знания, предметом исследования которой является человек.

Истоки развития антропологических знаний так же стары, как и попытки понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его своеобразие, вариации человеческого типа по разным странам, возрастные изменения, объяснить его происхождение и т.д., и являются, по-видимому, столь же древними, как само научное знание вообще. Основные этапы формирования антропологических знаний совпадают с поворотными периодами истории человеческого общества. Переходы от одной социально-экономической формации к другой, сопровождавшиеся бурной переоценкой ценностей, борьбой между старым и новым мировоззрением, подъемом или крушением тысяч индивидуальных судеб не могли не вести к глубокому раздумью о сущности человеческой природы. Люди хотели знать о «назначении» человека, о силах, которые привели человека в мир и которые, вооружив его разумом, подняли над всеми живыми существами и в то же время сделали жертвой неисчислимых бедствий и социальной несправедливости.

В античном мире идеи о возникновении человека путем ряда превращений его предков — животных излагаются в творениях философа милетской школы Анаксимандра (610—546 гг. до н. э.). Зачатки эволюционного взгляда на человека можно найти у Демокрита (около 470—380 гг. до н.э.) и у Эмпедокла (490—430 гг. до н. э.). Античные философы стремились определить главные источники отличий человека от животных, приписывая причину высокого положения человека в мире наличию у него руки (Анаксагор, 500—428 гг. до н. э., Сократ, 469—399 гг. до н. э.), а также высказывали мысль об огромной роли слова (речи) для человека (Исократ, 436— 338 гг. до н. э.). Анатомирование животных и изучение заболеваний человека содействовали росту знаний о явлениях изменчивости отдельных органов под влиянием их функций. К примеру, широко известно высокое искусство бальзамирования трупов в Древнем Египте. Наряду с реалистической скульптурой Древнего Египта и древнего Крита оно, несомненно, требовало известных познаний в области строения человеческого тела. Наблюдения путешественников (Геродот, 484—406 гг. до н.э. и др.) знакомили античных людей с племенными, расовыми отличиями людей. Один из величайших врачей древности — Гиппократ (460—356 гг. до н. э.) — изучал влияние климата на организм человека; ему же принадлежит учение о темпераментах. Изучение человека достигает в античное время своей вершины у Аристотеля (384—322 гг. до н.э.). В своих трудах «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О душе» Аристотель закладывает основы изучения животных. Он разрабатывает классификацию, рассматривает функциональную роль частей тела, а также механизмов их возникновения, анализирует корреляции (связи) частей. Он широко использует сравнительный метод изучения и вводит в биологию принцип аналогии. Аристотелю принадлежит идея «лестницы существ» или ряда постепенного повышения организации. Из ученых древнего Рима наибольшее значение в истории антропологических знаний имеют Лукреций Кар (99—55 или 95—51 гг. до н. э.), автор поэмы «О природе вещей», и Клавдий Гален (131—200 гг. н. э), завоевавший себе славу и непререкаемый авторитет в течение почти четырнадцати столетий как медик и анатом.

Эпоха средних веков в Европе — период застоя во всех областях знаний. В это время традиции античных авторов находят свое продолжение в Передней и Средней Азии, где жили и творили такие гиганты научной мысли, как Ибн-Сина и Бируни. Эпоха Возрождения ознаменовалась крупными успехами в области анатомии человека, здесь следует назвать Леонардо да Винчи, предлагавшего изучать как можно больше вариантов строения и выбирать в качестве нормы средний; реформатора анатомии Везалия (1514—1564), важнейший труд которого «Фабрика человеческого тела» был основан на тщательном изучении тела человека. Большой вклад в анатомию внесли Г. Фаллопий, Б. Евстахий, И. Фабриций.

Названные исследования послужили важным материалом для обоснования в дальнейшем идеи близости предков человека к животным. Одновременно с высказываниями смелых догадок о происхождении человека от животных в XVIII в. строились классификационные схемы. Крупнейший натуралист Карл Линней (1707—1778) выделил отряд приматов, в который он поместил вместе с летучей мышью, лемуром и обезьяной также и человека. Ему же принадлежит и выделение вида Homo sapiens и его разделение на четыре расы.

Важнейшим периодом в развитии антропологии в классическом понимании, и в ее формировании как особой науки были 60-е и 70-е годы. XIX в. характеризуется ростом интереса к вопросам систематики человеческих рас, их происхождения и расселения. В Париже, по инициативе Поля Брока, в 1859 г. основывается Антропологическое научное общество, при котором были организованы музей и Антропологическая школа. В 1863 г. основывается Антропологическое общество в Лондоне, в 1864 г. — антропологический отдел Общества любителей естествознания в Москве. Позднее аналогичные организации возникают в Германии, Италии и других странах.

Наиболее полную методику антропологических исследований разработал уже в первой половине XX века швейцарский антрополог Рудольф Мартин. Его труды легли в основу дальнейших разработок в этой области.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.