Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционное право и политическая система






Эти два понятия тесно связаны между собой. Государство — составная часть политической системы, в которую входят также политические институты и учреждения (партии, общественные организации с политическими целями, группы давления). Госу­дарственные органы формируются и функционируют в тесном взаимодействии с другими компонентами политической систе­мы, поскольку эта система выражает политические отношения в обществе, связанные с властью (ее достижением, удержанием или использованием).

Конституционное право и политическая система — это не од­но и то же. Правовые отношения — только часть политических отношений, однако часть центральная. Институт гражданских прав и свобод, например, создает решающее условие для деятель­ности политических организаций, их борьбы за власть. Право ус­танавливает порядок, в рамках которого выражают себя основ­ные политические силы. Политика должна подчиняться праву. Наконец, через нормы конституционного права реализуется оп­ределенный общественный консенсус, в котором заинтересованы все конструктивные субъекты политических отношений, вся по­литическая элита. Легитимность власти нужна всем, кто всерьез думает о ее завоевании.

Но конституционное право все же не дает полного ответа на вопрос о том, кто и как правит в той или иной стране. Нормы это­го права сами по себе как бы безжизненны, они оживают только тогда, когда входят в соприкосновение с политической динами­кой. О некоторых правовых нормах участники политических бата­лий иногда не вспоминают годами, но, когда возникает острая по­литическая ситуация, забытая норма играет спасительную роль, удерживая стороны от внеправовых приемов. Довольно часто в ис­тории бывало и так, что политический режим превращал консти­туционное право в пустую формальность. Поэтому изучение кон­ституционного права должно дополняться изучением политиче­ской системы во всей ее сложности, т. е. науки политологии.

Понятия государственного строя и политической системы часто синтезируют в понятие «политический строй». Это неюри­дическое понятие, оно может использоваться только в публици­стике.

Важнейший элемент конституционного права — форма прав­ления. Хотя она далеко не безразлична для участников политиче­ских отношений, все же не отражает конкретных методов и спо­собов осуществления власти, которые в своей совокупности об­разуют политический режим. В стране могут быть все атрибуты демократической государственности: провозглашенные права и свободы, парламент, президент, ответственное правительство, но если политический режим представляет собой грубую диктатуру, то демократические институты превращаются в фикцию. Формы правления, таким образом, будь то парламентская республика или парламентарная монархия, президентская республика или конституционная монархия, сами по себе не свидетельствуют о большей или меньшей демократии.

Об этом также не свидетельствует политическая система, ко­торая может строиться и на многопартийности, и на традициях политической культуры и т. д., но по существу только обслужи­вать фактическую диктатуру. Только однопартийная политиче­ская система всегда и безусловно антидемократична.

Известны три основных вида политического режима: демо­кратический, авторитарный и тоталитарный.

Демократический режим характеризуется соблюдением консти­туционной законности, наличием реальной возможности для всех граждан пользоваться своими правами и свободами во всей их полноте, многопартийностью, свободной прессой, отсутстви­ем узаконенной дискриминации, независимым правосудием и т. п.

Демократический режим способствует превращению консти­туционного права в прочный каркас общественного порядка и реальную гарантию развития политической динамики без приме­нения насилия.

Авторитарный режим подчиняет конституционный механизм принятия государственных решений олигархии, концентрирует власть в руках фактического диктатора, расширяет полномочия исполнительной власти, делая ее бесконтрольной и неподотчет­ной. Устанавливается контроль за поведением всех слоев населе­ния, гражданские права и свободы сводятся на нет. В этом случае конституционный порядок сменяется режимом личной власти, фактическим доминированием силовых структур.

Тоталитарный режим сопровождается грубыми репрессиями, контролем над мыслями, полной ликвидацией оппозиции и сво­бодной прессы. Сверхцентрализация власти порождает вождизм, фактическую ликвидацию парламентских учреждений и незави­симого суда. Конституционное «право» при таком режиме лишь оформляет диктатуру одной партии.

Указанные три основных вида политического режима не явля­ются исчерпывающими, поскольку существует множество проме­жуточных видов. Но в любом случае они оказывают большое влияние на конституционное право, определяя степень реально­сти его норм.

Политическая система тесно взаимодействует с избиратель­ной, которая устанавливается конституционным правом. Как правило, избирательная система приспосабливается к партийной системе (двух-, многопартийной), отказывая в поддержке малым партиям, создавая скрытые привилегии для крупных, закрепляя возможность для заключения межпартийных блоков на выборах и т. д. Но избирательная система не только сама приспосаблива­ется, но и оказывает влияние на партийную систему, заставляя порой малые партии покидать политическую арену из-за беспер­спективности проведения своих кандидатов в представительные органы. Конституционное право регулирует определенные сторо­ны деятельности политических партий и общественных органи­заций, например их финансы.

Наконец, характер политической системы накладывает отпе­чаток на внутреннюю организацию парламентов, правительств, местных органов государственной власти. Конституционное пра­во, кроме того, регулирует деятельность лоббистских организа­ций в парламентах.

Существуют и другие формы взаимодействия конституцион­ного права с политической системой, они в немалой степени оп­ределяют политическую динамику в каждой стране, объясняют причину глубокой заинтересованности всех политических сил в развитии конституционного права.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.