Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная природа российского конституционного права






Марксистская теория государства, долгие годы господствовав­шая в нашей стране, навязывала классовое понимание государства и права, считая сущностью конституционного права закрепление диктатуры, или «ведущей роли», одного класса. Тоталитарное госу­дарство таковым и было. Но демократическое государство не мо­жет быть классовым, ибо демократия и классовые привилегии не­совместимы. Поэтому в наше время стало бессмысленным выяв­лять «классовую сущность» конституционного (государственного) права, как это делалось государствоведческой наукой в тоталитар­ный период. В нынешнем российском обществе, постепенно при­обретающем черты современного гражданского общества, сущест­вуют различные классы, но все граждане, независимо от социаль­ного положения, пользуются равными правами и возможностями.

Поэтому сущность природы конституционного права, как и всего российского права в целом, состоит в социальном плюра­лизме, т. е. в возможности для всех классов и слоев общества в равной мере участвовать в формировании органов государства и влиять на его политику. Это влияние оказывается посредством конституционно-правовых институтов, через средства массовой информации, политические права, общественные объединения и лоббистские организации. Конституционное право закрепляет права этих объединений граждан, создавая условия для постоян­ного контроля общественностью деятельности государственных органов, что в сочетании с демократическими правилами их из­брания должно исключить возможность использования власти в эгоистических интересах отдельных социальных групп или слоев.

Социальный плюрализм, следовательно, есть антипод классо­вому пониманию сущности государства и права. Новое понима­ние социальной природы конституционного права соответствует теории правового государства, общепризнанным принципам де­мократии. Наше общество возвращается к такому пониманию го­сударства, которое представляет собой своеобразный обществен­ный договор между людьми. Этот договор наделяет государствен­ную власть определенными полномочиями по принуждению к соблюдению норм права, но требует от государства не забывать, что эти полномочия оно получило от людей и обязано осуществ­лять их в интересах людей. Только народ может быть источником власти — с этой простой истины и начинается конституционное право каждой демократической страны.

Реалистический подход к выявлению социальной природы конституционного права весьма важен для уяснения роли этой отрасли права как регулятора социальных и политических отно­шений в обществе. Эта роль не сводится к подавлению социаль­ной, экономической или политической борьбы в обществе, как это свойственно тоталитарному государству. Классы, социальные группы и слои, а также их объединения, реализуя свою свободу, вправе сами определять свои социальные позиции и свое соци­альное поведение в рамках конституционной законности. Но эти рамки надо установить, что как раз и является одной из функций конституционного права. Социально-регулятивная роль этой от­расли права состоит в том, чтобы не допустить насильственного захвата власти каким-либо экономически сильным или социаль­но активным классом, группой или слоем населения, злоупотреб­лений средствами массовой информации со стороны разного рода экстремистов, пропаганды насилия, войны, аморальных идей.

Роль социального регулятора крайне сложна, поскольку кон­ституционное право строится на принципах равноправия всех людей, закрепления их свободы независимо от классов и соци­альных слоев. Но именно эта роль присуща конституционному праву, заложена в его основные принципы и нормы. Оставаясь бесклассовым, оно регулирует отношения между классами и со­циальными слоями, предлагая им цивилизованную правовую ос­нову социального мира и согласия, исключающую необходи­мость прибегать к насилию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.