Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В.И. Майков
Елисей, или Раздражённый Вакх (1771) (краткое содержание) Напротив Семёновских слобод стоит питейный дом «Звезда», находящийся под особой опекой и покровительством Вакха. Здесь же хранятся его ковш и колесница. Но злые и жадные откупщики, сверх меры возгордившись, повысили цены на спиртное, дабы сам Вакх плясал под их дудку. Он же, разъярённый тем, что из-за дороговизны вина, пива и мёда люди станут меньше пить, а он лишится своего «дражайшего наследства», собирается отомстить надменным откупщикам. Вакх отправляется в питейный дом и видит там среди прочих пьяниц жителя Ямской слободы молодого Елисея, кулачного бойца, буяна, картёжника и пьяницу, который сразу привлекает его внимание. Выпив пивную чашу анисовой, Елисей разбивает её об лоб чумака (т.е. кабатчика, содержателя питейного заведения), так что с полок падают ковши, бутылки и плошки, а между стойкой и окном ломается придел. Вакх с радостью наблюдает за подвигами дюжего молодца и хочет сделать его орудием своей мести. На шум приходят объездной капрал с драгуном, выслушивают жалобу чумака и арестовывают Елисея, который не смеет ссориться с полицией. Обеспокоенный судьбой Елисея, Вакх на крылатых тиграх летит к своему отцу, Зевсу. Тот спит, допьяна упившись нектаром. Юнона, супруга Зевса, будит его, и Вакх, плача, спрашивает родителя, почему тот отдал вино в руки злых и жадных откупщиков, и напоминает ему про обещание, некогда данное Вакху: споить всех на этом свете. Почему же теперь Зевс нарушает свой обет? Тот отвечает сыну, что получил прошение от Цереры: она жалуется на то, что крестьяне совсем спились и перестали заниматься земледелием. Вакх убеждает Зевса созвать всех богов на совет, чтобы рассудить их с Церерой, и просит отца помочь освободить Елисея из тюрьмы. Зевс призывает к себе Ермия (Гермеса), велит ему собрать всех обитателей Олимпа, а после этого освободить Елисея. Ночью Ермий под видом капрала пробирается в полицейскую тюрьму и безуспешно пытается разбудить пьяного Елисея, рядом с которым столь же крепким сном спит подвыпившая молодка в расстёгнутом платье. Тогда Ермий раздевает их обоих, переодевает девицу в одежду Елисея, а его – в женское платье, вылетает с бесчувственным Елисеем в окно и переносит его в Калинкин дом, где томятся под караулом распутные женщины. Утром начальница будит своих подопечных и поручает каждой какую-нибудь работу. Елисей, очухавшись, думает, что каким-то чудом попал в женский монастырь, а суровую престарелую начальницу принимает за игуменью. Та сразу догадывается, что мнимая девица – самый что ни на есть добрый молодец. Воспылав к нему страстью, она уводит его к себе в покои и просит, чтобы юноша во всём открылся ей. Тот подробно рассказывает ей историю своей жизни: до того как стать ямщиком в Питере, он с братом, женой и матушкой жил в Зимогорье. У зимогорцев с валдайцами вышла ссора из-за того, что они никак не могли провести границу между своими пастбищами. Дело дошло до кровавого побоища: брату Илюхе отгрызли ухо, а матушку, которая осталась дома и молилась, чтобы её дети вернулись живыми, от страха за них так прохватил понос, что она отдала Богу душу. Елисея же выслали в Питер и определили ямщиком на станции. Выслушав историю Елисея, начальница предлагает ему делить с ней ложе и тогда у него ни в чём не будет недостатка. При этом она требует, чтобы он был осторожен и ни с кем из арестованных распутниц не разговаривал. Тем временем по велению Зевса боги собираются на совет, чтобы рассудить спор между Вакхом и Церерой. Церера излагает причины своего недовольства пьянством пахарей. Вакх же оправдывается тем, что вино веселит сердце человека: даже самый несчастный, выпив чарку, забывает о своих бедах, а воин во хмелю становится храбрее. Зевс, выслушав Цереру и Вакха, изрекает следующее: он, Зевс, низложивший Трою ради того, чтобы воздвигнуть Рим, собирается возвести на трон Премудрость. Она произведёт «полезнейший закон», который усмирит откупщиков, и тогда откупщики и пахари не будут мешать друг другу. Начальница, отправив спать своих подопечных, наряжается и прихорашивается, надеясь с помощью белил и румян «возбудить к забавам» приглянувшегося ей Елисея. Тот не обманывает её ожиданий. Но уснуть им не удаётся: начальник стражи, уже немолодой человек, тайно влюблённый в начальницу, обходит дозором все комнаты и обнаруживает Елисея, который едва успевает надеть женское платье. Видя девицу, которая не числится у него в реестре, начальник стражи сердится и, несмотря на уговоры начальницы, велит взять неизвестную под арест. Ермий, на этот раз принявший вид петиметра (т.е. щёголя, модника), снова выручает Елисея: он даёт ему шапку-невидимку, в которой тот снова проникает в комнату начальницы и проводит с ней остаток ночи в любовных утехах. Утром начальник стражи, обнаружив пропажу арестованной, наказывает сержанта, упустившего беглянку. Елисей живёт припеваючи, ни в чём не зная нужды, и услаждает старушку любовью, не снимая с себя шапки-невидимки. Однако через несколько месяцев Вакх внушает Елисею желание уйти из Калинкина дома, чтобы постращать откупщиков. Однажды утром, когда начальница спит, Елисей в шапке-невидимке уходит, оставив у неё свои портки и камзол. Начальник стражи обнаруживает в её комнате мужскую одежду и собирается высечь старушку, но та ласковым обхождением добивается прощения. Елисей идёт в Питер через лес и, утомившись, засыпает. Его будят крики какой-то женщины, которую преследуют два злодея. Елисей в шапке-невидимке избивает негодяев, они же не могут понять, в чём дело: поскольку каждый думает, что драку начал один из них, они начинают что есть силы тузить друг друга, пока оба не валятся без чувств. Женщина оказывается женой Елисея. Она рассказывает ему о своих приключениях: после того как Елисея разлучили с ней, она отправилась за ним в Питер. Имея крайнюю нужду в деньгах, она устроилась работницей на кирпичный завод к одному немцу, но однажды ночью жена хозяина застала своего мужа у неё в постели и воспылала к ней такой лютой ненавистью, что ей пришлось уйти, претерпев от ревнивой немки жестокие побои. Жена Елисея попала в полицию, где переночевала, а утром обнаружила, что кто-то переодел её в мужскую одежду. Когда её выпустили, она пошла жить к секретарю, который воровал казённые деньги. Но, опасаясь, что его разоблачат, он решил уехать, а ей пришлось снова искать себе место. Елисей не укоряет жену в том, что она не отличалась скромным поведением, и отсылает её в Ямскую слободу, чтобы она дожидалась его там. Сам же Елисей остаётся в лесу. Здесь ему является Силен, который отводит его в дом богатого откупщика из раскольников. Елисей ищет винные погреба и заходит в баню, где старый откупщик парится с молодой женой. Елисей в шапке-невидимке устраивает в бане такой жар, что откупщик с женой убегают, не понимая, в чём дело. А Елисей парится в своё удовольствие, после чего приходит в палаты откупщика и прячется под его кроватью. Начинается сильная гроза, и испуганный откупщик встаёт с кровати, чтобы зажечь свечу и помолиться Богу. Елисей же в своей шапке-невидимке ложится на его место и овладевает его спящей женой. Откупщик ложится в постель и замечает, что с его женой творится что-то неладное. Но Елисей успевает спрыгнуть с кровати. Обеспокоенный откупщик будит жену, и та рассказывает ему, что во сне ей померещилось, будто на ней кто-то возлежал. Откупщик думает, что в его доме завелись черти, и собирается позвать ворожею. Елисей находит винный погреб, сбивает кулаком замки и пьёт в своё удовольствие. К откупщику приходит старуха ворожея и похваляется перед ним: дескать, она мастерица на разную ворожбу и заговоры и легко может снять с любого пьяницы пристрастие к вину. Откупщика настораживает её последнее заявление, и он требует, чтобы она не отучала от вина, а, напротив, привораживала народ к спиртному. Та отказывается, и он прогоняет её. Елисей же всё это время бражничает. Ему начинает казаться, что сам Вакх со своей свитой приходит ему на подмогу и они учиняют разгром в погребе, после чего отправляются опустошать погреба других откупщиков. Зевс с Олимпа наблюдает за подвигами Елисея и решает созвать богов, чтобы те посоветовали ему, как поступить со столь дерзким и удалым пьяницей. Боги разделяются во мнении, но большинство из них хочет казнить Елисея. Зевс, выслушав их мнение, объявляет собранию, что нашёл верное решение. Он оповещает богов о том, что скоро у питейного дома «Рука» соберётся народ на кулачный бой. Там Елисей покажет чудеса молодецкой удали, после чего судьба его будет решена: из лихого кулачного бойца должен получиться отличный воин. В назначенный день купцы с ямщиками идут стенка на стенку, и Елисей в своей шапке-невидимке устраивает разгром в стане противника, но кто-то сбивает с него волшебную шапку, забияку хватают и забривают в солдаты. Вопросы и задания к тексту: 1.Перескажите сюжет поэмы. Укажите завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. 2. В чём заключается конфликт произведения? 3. Охарактеризуйте главных героев поэмы. Какое место занимают в системе персонажей античные божества? 4.Прочитайте отрывки из «Вакха». (отрывки) ПЕСНЬ ПЕРВАЯ
Пою стаканов звук, пою того героя, Который, во хмелю беды ужасны строя, В угодность Вакхову, средь многих кабаков, Бивал и опивал ярыг и чумаков; Ломал котлы, ковши, крючки, бутылки, плошки, Терпели ту же часть кабацкие окошки, От крепости его ужасныя руки Тряслись подносчики и все откупщики, Которы и тогда сих бед не ощущали, Когда всех грабили, себя обогащали. О муза! ты сего отнюдь не умолчи, Повеждь или хотя с похмелья проворчи, Коль попросту тебе сказати невозможно, Повеждь: ты ведаешь вину сего не ложно, За что пиянства бог на всех откупщиков, Устроя таковой прехитростнейший ков, Наслал богатыря сего не очень кстати Любимую свою столицу разоряти.
А ты, о душечка, возлюбленный Скаррон! Оставь роскошного Приапа пышный трон, Оставь писателей кощунствующих шайку, Приди, настрой ты мне гудок иль балалайку, Чтоб я возмог тебе подобно загудить, Бурла́ ками моих героев нарядить; Чтоб Зевс мой был болтун, Ермий – шальной детина, Нептун – как самая преглупая скотина, И словом, чтоб мои богини и божки Изнадорвали всех читателей кишки.
Против Семёновских слобод последней роты Стоял воздвигнут дом с широкими вороты, До коего с Тычка[4] не близкая езда; То был питейный дом названием «Звезда», В котором Вакхов ковш хранился с колесницей, Сей дом был Вакховой назначен быть столицей; Под особливым он его покровом цвел, В нём старый сам Силен, раскиснувши, сидел; Но злых откупщиков противно Вакху племя Смутило к пьянству им назначенное время, Когда они на хмель лишь цену наднесли, Ужасны из того беды произросли, Вино со водкою соделались дороже, И с пивом пенистым случилось само то же; Дороже продавать и сладкий стали мёд. Тогда откупщики, взгордясь числом побед, На Вакха в гордости с презрением смотрели, И мнят, что должен он плясать по их свирели. Но Вакх против того иное размышлял. «Иль мне оставить то? – с похмелья закричал. – Какие из сего вперёд я вижу следства? Лишусь я моего дражайшего наследства: На водку, на вино цена уж прибыла, Для пьяниц за алтын чарчоночка мала, И если бы в таком случа́ е несчастливом Хотел бы пьяница какой напиться пивом? К несчастию его, дороже и оно. Не станет действовать ни пиво, ни вино. Не большая ль теперь случилась мне обида, Как нежели была Юноне от Парида? Или я не могу повергнуть сих затей?..» Уже он закричал: «Робята, дай плетей?» Но вздумал, что сие бессмертным непристойно, Хоть дело, по его, плетей сие достойно, Но сан ему его дурить не дозволял, Он инако отмстить обиду помышлял, И рёк: «Когда я мог ругавшуюся мною Достойно наказать прегорду Алкиною, Презревши некогда мой праздник, сам Пентей Отведал и дубья, не только что плетей; Не эдакие я безделки прежде строил Над теми, кто меня в пиянстве беспокоил». При сих речах его смутился пьяный зрак; Он сел на роспуски, поехал на кабак, Неукротиму месть имея в мыслях рьяных. О стеночке лепясь, приходит в шайку пьяных. Тогда был праздный день от всех мирских сует: По улицам народ бродил лишь чуть был свет, Вертелися мозги во лбах у пьяных с хмеля, А именно была то сырная неделя. Как мыши на крупу ползут из тёмных нор, Так чернь валила вся в кабак с высоких гор, Которы строило искусство, не природа, Для утешения рабочего народа; Там шли сапожники, портные и ткачи И заражённые собою рифмачи, Которые, стихи писавши, в нос свой дуют И сочиненьями как лаптями торгуют; Там много зрелося расквашенных носов, Один был в синяках, другой без волосов, А третий оттирал свои замерзлы губы, Четвёртый исчислял, не все ль пропали зубы От поражения сторонних кулаков. Там множество сошлось различных дураков; Меж прочими вошёл в кабак детина взрачный, Картёжник, пьяница, буян, боец кулачный, И словом, был краса тогда Ямской он всей, Художеством ямщик, названьем Елисей; Был смур на нем кафтан и шапка набекрене, Волжаный кнут его болтался на колене, Который пьяный дом лишь только посетил, Как море пьяных шум мгновенно укротил; Под воздухом простёр свой ход весёлый чистым, Поехал, как Нептун, по вод верхам пенистым. Прости, о муза! мне, что так я захотел И два сии стиха неистово воспел; Тебе я признаюсь, хотя в них смысла мало, Да естество себя в них хитро изломало, Чрез них-то, может быть, хвалу я получу, Отныне так я петь стихи мои хочу; Мне кажется, что я тебя не обижаю, Когда я школьному напеву подражаю. Но если их пером ты действуешь сама, Не спятила ль и ты на старости с ума? Ах! нет, я пред тобой грешу, любезна муза, С невеждами отнюдь не ищешь ты союза, Наперсники твои знакомы между нас; Единого из них вмещает днесь Парнас, Другие и теперь на свете обитают, Которых жительми парнасскими считают[5] Итак, полезнее мне, мнится, самому Последовати их рассудку и уму.
Уже напря́ гнув я мои малейши силы И следую певцам, которые мне милы; Достигну ли конца, иль пусть хотя споткнусь, Я оным буду прав, что я люблю их вкус; Кто ж будет хулить то, и тем я отпущаю; И к повести своей я мысли обращаю.
Уж Вакх пияного увидел ямщика, В нём радость разлилась по сердцу, как река; Уж мысленно себе успех свой предвещает; К Силену обратясь, и так ему вещает: «Не се ли вышния судьбы теперь предел, Что я уж то нашёл, чего искать хотел? Детина оный дюж мне кажется по взору, На нем созижду я надежды всей подпору, Он кажется на то как будто и рождён, Что будет всякий им ярыга побеждён И он меня в моей печали не покинет, Он всё то выпьет, что лишь глазом ни окинет. Я весь оставлю страх, чем был я возмущён; Уже я радуюсь, как будто отомщён: Не ясно ли моя мне видится победа, Когда возлюбленник мой пьян и до обеда? И ежели тебя ещё смущает страх, Воззри, то у него всё видно на очах; Ланиты то его являют мне зарделы, Что, если попущу, превзо́ йдет он пределы И выпьет более вина, чем выпьешь ты». Силен было сие почёл за пустоты; Но сей пияница Силена в том уверил, Что он его провор своим аршином мерил; Он, за ворот схватя за стойкой чумака, Вскричал: «Подай вина! иль дам я тумака. Подай, иль я тебе нос до крови расквашу!» При сём он указал рукой пивную чашу; «В неё налей ты мне анисной за алтын Или я подопру тобой кабацкий тын». Чумак затрепетал при смерти очевидной, А Вакх вскричал: «О мой питомец непостыдный! Тобой я все мои напасти прекращу, Тобой откупщикам я грозно отомщу. Противу прать меня весь род их перестанет, Как купно воевать со мной кулак твой станет. Польются не ручьи здесь пива, но моря». Вещает тако Вакх, отмщением горя < …>
Вопросы и задания к тексту: 1.Какое место занимает приведённый отрывок в поэме? 2. Охарактеризуйте главных героев произведения. Какое место занимают в системе персонажей античные божества? 3. Что вы можете сказать о стиле «Вакха»? 4. К какому литературному направлению относится поэма В.И. Майкова? Докажите.
|