Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мировые стандарты социальной работы с лицами с ограниченными возможностями






Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, как-то: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе. В настоящее время численность инвалидов приближается к 10 млн. чел.(около 7% населения) и продолжает расти. Особенно рост численности инвалидов значителен за последние 3 года и не будет, пожалуй, преувеличением утверждение, что в не столь отдаленной перспективе России грозит " инвалидизация всей страны", во всяком случае, всего ее населения в пенсионном возрасте. Несмотря на существующие макроэкономические и финансово-бюджетные ограничения, с которыми сталкивается переходная экономика, очевидно, что при таких масштабах и процессах игнорировать проблему инвалидности российское государство позволить себе не может.

Прежде чем перейти к междисциплинарному оценочному анализу, обобщим, что же мы понимаем под оценочным анализом. Оценочный анализ - это процесс отбора, организации, разделения на категории и синтезации данных. Он возможен в результате систематического и тщательного рассмотрения потребностей клиента, а не просто оказания возможных услуг. Используемыми методами могут быть: вопросы, самооценка, ролевая игра, проверочные тесты, зарисовки, дневники и т.д.

Оценочный анализ предполагает возможность ошибки или предубежденного отношения социального работника. Чтобы избежать этого следует проводить перекрестные проверки данных, а кроме того:

1. Развивать в себе самоконтроль, чтобы чувствовать когда вы пытаетесь нормализовать, слишком оптимистично или рационально рассматривать полученные данные.

2. Быть способным противостоять обладающим более высоким статусом или властью и выступать против их мнения, если это необходимо.

3. Рассматривать все оценки как рабочие гипотезы, которые должны наполняться содержанием по мере поступления информации и знаний.

78. социальная работа с семьей за рубежом

Социальная и социально-педагогическая работа с семьей и детьми имеет длительную историю развития в западных странах. Она представляет собой целую индустрию, включа­ющую помощь со стороны государства, общественных, рели­гиозных, коммерческих организаций и частных лиц. В каж­дой стране создана своя система социальной работы.

В США, например, одним из центров работы с семьей явля­ется община. Под общиной понимается совокупность населе­ния тех или иных территориально-административных еди­ниц, включающих ряд жилых кварталов в городах или поселе­ниях и состоящих из индивидуальных домов в пригороде. Государственные законы закрепили существование общин­ных центров, и часто ими становятся школы. Термин «общин­ная школа» в смысле «центр общественной жизни общины» применяется к тем школам, которые предоставляют населе­нию свое здание, оборудование и т.д. Такие школы, преобра­зованные в центры, открыты с утра и до позднего вечера в те­чение всего года.

Для оказания помощи американской семье необходимо предоставить программу, под которую затем выделяют деньги из государственного или местного бюджета. Инте­ресной, на наш взгляд, является программа «устроители семьи», распространенная в общинах Такота штата Вашингтон и нацеленная на сохранение семей, находящихся на грани развода.

Одной из основных является Программа помощи нуждающимся се­мьям с детьми на иждивении. Программа создана еще в 1935 г. в основном для оказания помощи вдовам с детьми. Она действует и по сей день. В 1990-х гг. помощь по ее каналам по­лучили 11 млн. чел., 90 % из них – матери-одиночки.

Выделяется материальная помощь детям и семьям, в кото­рых небольшой доход, несовершеннолетним матерям и мате­рям-одиночкам, чтобы они могли окончить школу. Отцы, даже если брак не зарегистрирован, обязаны содержать ребенка. В некоторых штатах за уклонение от содержания детей полагается уголовная ответственность, вплоть до тюремного за­ключения.

В ряде штатов функционирует программа «Хелп» («По­мощь»), по которой матерям до 20 лет предоставляется место в специальных приютах, где детям обеспечен присмотр и уход, а мать может учиться и работать. Приюты содержат частные лица и некоммерческие организации, их финансирует Феде­рально-штатная программа детской помощи.

Существуют дошкольные учреждения, в большинстве ком­мерческие, в которых для детей из бедных семей выделяются деньги из федерального бюджета. Детям из бедных семей про­грамма «Школьные завтраки» обеспечивает ежедневное пита­ние. С 1996 г. осуществляется программа «Хендстарт» (пример­но «Приготовились к старту») по воспитанию и развитию детей с замедленным развитием из бедных семей. Программа охва­тывает в среднем до 450 чел. в год.

Отличительной чертой системы социальной защиты детей в США является ее децентрализация. Она проявляется в наличии и реализации многочисленных программ на раз­личных уровнях: федеральном, штата, местном. Работа с не­совершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска», например, строится на основе базовых про­грамм полиции, предусматривающих, в частности, работу полицейских клубов с целью привлечения несовершеннолет­них к полезным делам; судов по делам несовершеннолетних, направленных главным образом на реабилитацию несовер­шеннолетних правонарушителей; школ, в том числе про­грамм для стандартных и специальных школ, для трудных и осужденных подростков.

В США функционируют специальные учреждения социаль­ной помощи детям, предоставляющие малообеспеченным семьям бесплатно следующие услуги: помощь в трудоустрой­стве; в присмотре за детьми в дневное и вечернее время; созда­ние при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей; создание и поддержку служб защиты детей, перенес­ших насилие; инспектирование детских домов; работа с при­емными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка в новой семье; развитие служб помощи детям в получении образова­ния; помощи родителям в ведении домашнего хозяйства.

Интересным является и опыт социально-педагогической по­мощи семье в Германии. Начиная с первого дня образования семьи, молодоженам направляется приглашение на консульта­цию. Существует специальная «скорая помощь» из социальных работников по оказанию неотложной помощи семьям, где слу­чаются скандалы и агрессия. Работают специальные центры по оказанию помощи мужчинам, женщинам и детям, пережив­шим развод.

В Германии рождается значительное число внебрачных детей у несовершеннолетних матерей. Если в семье нет под­ходящих условий, такого ребенка с согласия матери (иногда и без согласия) молодежный отдел коммунального органа управления отправляет в приют или передает на воспита­ние приемным родителям. Для временного устройства несовершеннолетних матерей и их детей государство совместно с общественной организацией «Союз в защиту юных мате­рей» создает на базе недорогих жилых домов дома-общежи­тия. Воспитательницы, социальные работники и психологи помогают юным мамам получить образование, профессию, а главное – сформировать чувство ответственности за ребенка. Каждая молодая мама, живущая в таком доме, получает от государства ежемесячное пособие (650 евро), достаточное для питания, приобретения одежды и других расходов. Жилье, обслуживающий персонал содержатся за счет Союза защиты юных матерей, спонсоров, благотво­рительности.

79.женщины как объект социальной работы за рубежом

Шведское современное общество пользуется сегодня повышенным вниманием не только в нашей стране, но и практически во всех регионах мира. Не в последнюю очередь данное обстоятельство определяется шведским опытом организации социальной защиты населения, создания эффективно развивающейся социальной системы, создающей хорошие возможности для разностороннего развития человека в условиях смешанной экономике, где доминирует частное предпринимательство.

Одной из наиболее примечательных черт всей системы организации социальной защиты населения в Швеции является повышенное внимание к кризисным конфликтным ситуациям в его жизни. При этом охватываются все сферы жизнедеятельности людей - от производственно-трудовой активности для интимных отношений, все этапы их жизни, от младенчества до глубокой старости. Эта особенность защищенности личности обеспечивается, с одной стороны специальными учреждениями, с другой - повышенным вниманием к этой проблеме в обычных, “нормальных” учреждениях социальной защиты

Прежде всего, показательны в этом плане, учреждения, которые специально, профессионально помогают людям в кризисных ситуациях. Рассмотрим работу Женского кризисного центра в городе Гетеборге. Он представляет собой жилой комплекс из нескольких квартир и подсобных помещений, обслуживаемый персоналом в 13 человек. Здесь круглосуточно действует телефон доверия. Первое, что обращает на себя внимание в этом центре, его относительная отъединенность, полу засекреченное существование, отсутствие свободного доступа в помещения. Это подчеркивает Аннет Олефссон, руководитель женского кризисного центра, непременное условие нашей работы, ибо женщина (одна, или с детьми) должна себя чувствовать в безопасности. Контакт с супругом, партнером - обидчиком в стенах центра исключен. Встреча возможна по истечении определенного времени только за пределами этого учреждения, что, помимо всего прочего, предохраняет его пациентов от дополнительных психических травм. Посетители-пациенты Центра могут жить здесь до четырех месяцев. За этот период персонал (психологи, социологи, юрист, экономка, социальные работники) обычно снимают у них стрессовое состояние, заставляют самостоятельно объективно оценить причины и характер кризиса в отношениях с мужем, родным или близким, избрать оптимальный путь выхода из создавшейся ситуации, обстоятельно подумать о своей жизни и ее перспективах.

В Гетеборге существует три Женских кризисных центра, находящихся на бюджете городских коммун (районов) и один частный. В среднем, годичный бюджет таких центров составляет примерно три млн. крон. Основная часть расходов (до 90 %) связано с оплатой аренды помещений и выплатой зарплаты сотрудникам (зарплата здесь колеблется от 12 до 16 тысяч крон в месяц, что близко к уровню средней заработной платы, существующей сегодня в стране) [2; c. 54].

Находясь в Центре, женщина может продолжить работать. Организовать быт ей помогут сотрудники и пациенты.

Существуют и консультативная формы деятельности женского кризисного Центра, а также дневной вариант организации его работ. Обратившейся сюда за помощью могут получать не только квалифицированные консультации, но и какое-то время днем (несколько дней) побыть здесь, отдохнуть, выйти из стрессового состояния, что, разумеется, в социальном плане заметно снижает напряженность в отношениях между людьми, повышает их жизненные потенции, нормализует социальные связи.

80.социальная работа с безработными за рубежом

В современном мире существует огромное множество экономико-юридических понятий и явлений, с которыми ни один гражданин не желает сталкиваться. Одним из таких явлений является безработица. Безработица — не только отсутствие работы, но и социальная катастрофа, которая оказывает на безработного сильное разрушительное влияние. Это влияние четко проявляется в экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. С ростом безработицы растет уровень напряженности в обществе (зачастую именно безработица является причиной увеличения количества преступлений); она также оказывает негативное влияние на профессиональный уровень безработных.

Вопрос поддержки государством граждан, оставшихся без работы, весьма актуален особенно в настоящее время в свете тяжелой экономической ситуации в мире, наличия множества общенациональных проблем и нестабильности общественных отношений. Совокупность всех этих негативных явлений является катализатором, способствующим тому, чтобы правительства разных стран, в том числе и России, серьезно задумались о социальной поддержке безработных граждан. Ведь далеко не секрет, что многие граждане, оставшиеся без работы, не в состоянии самостоятельно адаптироваться к условиям современного рынка труда.

В целом можно сказать, что получить пособие по безработице в Европе несколько сложнее, чем в России, но и размер пособия существенно отличается (в Европе суммы пособий намного значительнее). В качестве примера можно привести опыт Германии, где для получения пособия необходимо, чтобы гражданин проработал за последние два года не менее одного года с занятостью не менее 15 часов в неделю (в то время как в России этот порог всего 26 недель полного рабочего дня). Все остальные формальности совпадают с российскими: получателями пособия не могут быть лица, достигшие пенсионного возраста и получающие трудовую пенсию по старости; не имеющий работы должен быть зарегистрирован в службе занятости, а также осуществлять постоянный поиск работы и пр.

В Германии существует два вида пособия по безработице. Право на получение пособия первого вида — «Arbeitslosengeld-1» имеют граждане, которые за последние два года проработали год и своевременно уведомили соответствующие органы о том, что у них есть опасность потерять работу (например, работающие по срочному трудовому договору). В свою очередь второй вид пособия — «Arbeitslosengeld-2» выплачивается не из страховых выплат, а из государственного бюджета без ограничения по времени и с целью обеспечения прожиточного минимума. Право на данное пособие есть и у работающих граждан, в случае, если их доход меньше прожиточного минимума [3].

Огромный интерес представляют суммы, выплачиваемые в качестве пособия по безработице. Размер пособия составляет от 60% до 67% от размера прежнего заработка. Таким оно остается на протяжении первых полутора лет с того момента, когда гражданин был официально признан безработным. По истечении этого периода, в случае, если гражданин не утратил статус безработного, размер пособия сокращается до 400 евро. Здесь стоит отметить, что даже при получении пособия по безработице немецкий гражданин вправе получать еще одно пособие для обеспечения прожиточного минимума (646 евро на человека).

Максимальная сумма пособия по безработице в западной Германии составляет около 2 215 евро, а в восточной 1 940 евро. Продолжительность же выплаты пособия зависит от продолжительности страхового стажа, но не может составлять больше 24 месяцев.

В сравнении со многими другими государствами, Германия считается очень благополучной в плане занятости страной — уровень безработицы здесь не превышает 6% [4].

Показателен также опыт Франции. Здесь основным условием получения пособия по безработице является выплата членских взносов в течение как минимум 4 месяцев из 18, предшествующих расторжению контракта. Размер членских взносов составляет 6, 4% (4 % приходится на работодателя, остальные 2, 4% на работника). Размер выплат составляет 57, 4% от средней заработной платы в период до увольнения.

Продолжительность выплаты пособия по безработице во Франции составляет от 4 месяцев до 2 лет (исключением являются граждане, потерявшие работу в возрасте свыше 50 лет — для них государство готово выплачивать пособия продолжительностью до трех лет).

81. социальная работа по профилактике наркомании за рубежом

В последние десятилетия основной акцент в антинаркотической политике большинства стран Западной Европы и Америки делается на профилактическую работу с детьми и молодежью. Большинство просветительских антиалкогольных, антинаркотических программ активно поддерживается и финансируется государством. Одна из основных форм работы, сочетающей как информационный, так и интерактивный, обучающий компонент - проведение антиалкогольных и антинаркотических консультаций и семинаров для несовершеннолетних.

В Соединенных Штатах Америки начиная с принятия Закона о подростках в 1899 г.
проблеме отклоняющегося поведения молодежи, в частности предупреждению
наркомании, было посвящено множество дискуссий и разработано огромное количество программ профилактики.
Ученые всего мира считают наркоманию одним из частных случаев девиантного
поведения, поэтому предупреждение наркомании и как следствие - делинквентности
признано одной из самых сложных проблем в науках об обществе.
После всплеска наркотизации молодежи в 60-е гг. XX в. большинство школ США
активизировало борьбу с наркоманией. Единого мнения о методах предотвращения
этого бедствия не было.
Поначалу использовали традиционные антинаркотические программы, проводимые
сотрудниками местной полиции. Подросткам рассказывали ужасные истории о бедах,
которые обрушиваются на любого, кто хоть раз попробует наркотик, иногда
показывали сильнодействующие наркотические и психотропные вещества,
демонстрировали запах горящей марихуаны, чтобы дети знали, чего следует бояться.
В больших городах к школьникам приходили иногда и бывшие наркоманы, рассказывали
им, как просто «сесть на иглу» и сколь ужасна жизнь наркомана.
Надежды на то, что полученные знания уменьшат интерес тинэйджеров к алкоголю и
наркотическому зелью, не оправдались. Проблема приобрела характер
эпидемии. Широкомасштабные исследования показали, что «не существует какого-либо определенного типа подростка-наркомана: тут и обитатели беднейших гетто, и жители респектабельных районов, крупных городов и небольших поселков, цветные и белые, подростки, имеющие психологические проблемы и просто следующие «новой
моде». Не существует и однотипных причин вовлечения школьников в употребление
наркотиков.

В Англии профилактическая работа ведется с учащимися начальной, средней школы и
колледжей. В программе антинаркотического образования большое внимание уделяется педагогам и родителям, которым легче вовремя обнаружить интерес ребенка к наркотикам, а тем более их употребление. Английские наркологи не рекомендуют родителям в случае изменений в поведении ребенка сразу обращаться к врачам, а тем более возлагать большие надежды на их помощь. Гораздо целесообразнее создать доверительную, дружескую обстановку в общении с ребенком, позволяющую откровенно обсуждать любые интересующие его проблемы, в том числе и связанные с потреблением наркотиков. Это поможет выяснить, есть ли повод для беспокойства. В случае если опасения подтвердились, обращение к специалистам неизбежно.
Наряду с советами в области профилактики родителей и педагогов обучают приемам
первой медицинской помощи в критических ситуациях.
Основная же профилактическая работа ведется с самими учащимися. В 1991 г. в
Великобритании началась массовая образовательная кампания с целью определить
уровень знаний у подростков о наркотиках, и прежде всего о последствиях их
употребления, включая и правовой аспект.

Интересный опыт антинаркотической профилактической деятельности в
образовательных учреждениях накоплен польскими специалистами.
В Польше создана система профилактики употребления наркотиков и реабилитации
наркозависимых. Действует система реабилитации наркозависимых подростков и
молодежи «МОНАР» («MONAR»), в области первичной профилактики работает проект «Муравейник» («Mrowisko»).МОНАР - Молодежное движение по борьбе с наркоманией, возглавляемое Мареком
Катаньским. Этот известный врач-нарколог, убедившийся на собственном опыте в
ущербности традиционной наркологии, в неспособности официальной медицины
возвратить наркозависимых больных к здоровому образу жизни, считает, что труд, а
тем более труд творческий, - необходимое условие преодоления тяги к наркотикам.
В деятельности «Муравейника» можно выделить два основных направления:
информирование и обучение (включая подготовку молодежных лидеров и волонтерского движения), а также предоставление альтернативной наркотикам деятельности.В Польше действует модель «мобильной профилактики». В школы и подростковые клубы приезжает автобус с подготовленными волонтерами антинаркотического движения и их наставниками. Зачастую волонтерами антинаркотического движения являются подростки, завершившие или завершающие реабилитацию в центрах «МОНАР».
Активисты движения проводят разнообразные игровые программы, участвуют в
организации досуга подростков и молодежи. Игровые программы активно используются не только как формы организации досуга несовершеннолетних, но и как основной метод информирования по проблеме злоупотребления ПАВ. В частности, проводятся программы, направленные на формирование отрицательного отношения к согласию употребить ПАВ под давлением со стороны, а также развитие навыков сопротивления к групповому давлению (например, программа «Спасибо, нет!»). Также в рамках информирования молодежи проводятся открытые дискуссии «Суд над наркотиками».
Важно, что информированию и обучению навыкам противостояния социальному давлению обязательно сопутствует предоставление альтернативной наркотикам деятельности, способствующей самораскрытию молодого человека. Кроме обеспечения досуга подростков в течение года, ежегодно проводятся летние творческие мастерские, как альтернативная употреблению ПАВ деятельность.

82. международный опыт социальной работы: мировые нормы, стандарты, национальные особенности

Классификация международных стандартов социального обеспечения, которая может быть проведена по различным основаниям, демонстрирует их многообразие, позволяющее государствам формировать и совершенствовать национальные системы социального обеспечения с учетом тех стандартов, которым соответствуют экономические, политические, демографические и иные условия в конкретной стране. В зависимости от характера и степени детализации международные стандарты социального обеспечения могут подразделяться на общие и специальные. Критериями классификации также могут являться сферы социальной политики, в которых реализуются те или иные международные стандарты, а также уровень правового регулирования (универсальный, региональный, межгосударственный). Исходя из особенностей объекта правового регулирования можно выделить консолидированные и дифференцированные международные стандарты социального обеспечения: к первым из них относятся стандарты, касающиеся всей системы социального обеспечения и охватывающие большинство или несколько его видов. Дифференцированные стандарты имеют единичный объект правового регулирования. Применительно к конкретному государству международные стандарты социального обеспечения можно разделить с учетом степени обязательности их реализации на рекомендательные и обязательные: первые содержатся в документах «мягкого» права либо не ратифицированных государством договорах, в силу чего имеют для него лишь характер рекомендаций, вторые зафиксированы в ратифицированных государством договорах и должны быть реализованы им в обязательном порядке.

На социальную работу также влияют национальные и религиозные особенности разных стран.

83 Европейская социальная хартия 1961. Принципы и реализация

Европейская социальная хартия —подписана в Турине 18 октября 1961 г. и вступившая в силу 26 февраля 1965 г., была задумана как аналог Европейской конвенции о правах человека в социальной сфере. Ее цель - обеспечить эффективное осуществление 19 основных социальных прав.

Среди защищаемых ею прав - право на труд, право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на справедливое вознаграждение, право мужчин и женщин на равную оплату труда, право на объединение в организации и право на заключение коллективных договоров (включая право на забастовку), право на социальное обеспечение, право на социальную и медицинскую помощь и на получение услуг со стороны социальных служб, право семьи, инвалидов, трудящихся-мигрантов и их семей, детей и молодежи на защиту и т.п.

После принятия 5 мая 1988 г. Дополнительного протокола к Хартии в этот перечень были включены: право на равные возможности и равные условия в том, что касается занятости и профессии, без дискриминации по признаку пола; право трудящихся на то, чтобы их информировали и с ними консультировались в рамках предприятия; право трудящихся принимать участие в определении условий труда и производства на предприятии; право лиц преклонного возраста на социальную защиту.

В 1996 году принята Европейская социальная хартия (пересмотренная).

Стороны признают в качестве цели своей политики, которую они будут осуществлять с помощью всех надлежащих средств как национального, так и международного характера, создание условий, обеспечивающих эффективное осуществление следующих прав и принципов:

1. Каждый человек должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь трудом по свободно избранной специальности.

2. Все трудящиеся имеют право на справедливые условия труда.

3. Все трудящиеся имеют право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

4. Все трудящиеся имеют право на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания нормального уровня жизни их самих и их семей.

6. Все трудящиеся и работодатели имеют право заключать коллективные договоры.

7. Дети и подростки имеют право на особую защиту от опасности физического и морального ущерба, которой они подвергаются.

8. Работающие женщины в период беременности имеют право на особую защиту их труда.

10. Каждый человек имеет право на надлежащие возможности для профессиональной подготовки.

11. Каждый человек имеет право пользоваться любыми средствами, позволяющими ему поддерживать свое здоровье в наилучшем возможном состоянии.

12. Все трудящиеся и их иждивенцы имеют право на социальное обеспечение.

13. Каждый человек, не имеющий достаточных материальных средств, имеет право на социальную и медицинскую помощь.

14. Каждый человек имеет право пользоваться услугами социальных служб.

15. Инвалиды имеют право на независимость, социальную интеграцию и участие в жизни общества.

17. Дети и молодые люди имеют право на надлежащую социальную, правовую и экономическую защиту.

20. Все трудящиеся имеют право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признаку пола.

21. Трудящиеся имеют право на получение информации и на то, чтобы с ними консультировались, в рамках предприятий.

22. Трудящиеся имеют право участвовать в определении и в улучшении условий труда и производственной среды на предприятии.

23. Каждый престарелый имеет право на социальную защиту.

24. Все трудящиеся имеют право на защиту в случае прекращения занятости.

25. Все трудящиеся имеют право на защиту их претензий в случае неплатежеспособности их работодателя.

26. Все трудящиеся имеют право на защиту своего достоинства на рабочем месте.

30. Каждый человек имеет право на защиту от бедности и социального отторжения.

31. Каждый человек имеет право на жилье.

84.международный опыт по разработке социальной работы с пожилыми

Постоянное возрастание доли пожилых во всём населении становится влиятельной

социально-демографической тенденцией практически всех развитых стран.

Такой процесс обусловлен двумя причинами. Во-первых, успехи здравоохранения,

взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества

жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей.

С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня

простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных одной

женщиной, за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уровень

естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену

каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля

детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает

соответствующий рост доли лиц старшего возраста.

Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов насовременном этапе является оказание социальной помощи т.е. обеспечение вденежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое сучетом законодательно установленных государством социальных гарантий посоциальному обеспечению [3, с.25]. Она носит, как правило, характерпериодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдачи услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержкиэтих категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненныхситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономи­ческими условиями.Таким образом, наряду с предоставлением традиционных форм социальногообеспечения: денежных выплат (пенсий, по­собий); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, - важноезначение при­дается новым формам экстренной социальной помощинетрудо­способным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себя пенсии иразличные пособия; содержание и обслужива­ние престарелых и инвалидов вспециальных учреждениях органов социальной защиты населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы)трудящихся. В последнем случае вы­плата из фондов определяется не трудовымвкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена взападных странах.

85международный опыт по разработке социальной работы с инвалидами

Наиболее широко и эффективно социально-трудовая реабилитация инвалидов осуществля- ется в землях Германии, что можно объяснить имевшейся необходимостью преодолеть последствия мировой войны, оставившей после себя много инвалидов. Решением проблем социально- трудовой реабилитации инвалидов в этой стране заняты многие организации: с государственные учреждения, благотворительные агентства, различные общественные и церковные организации. Общее руководство деятельностью по реабилитации инвалидов в Германии возложено на Федеральное управление по труду, которое организует обследование инвалидов, обучение, пере- обучение, трудоустройство. Фонды на материальное обеспечение, в том числе и на реабилитацию, формируются за счет взносов из заработной платы трудящихся и взносов предпринимателей. Услуги, предоставляемые инвалидам при проведении профессиональной подготовки, включают в себя: 71 1. определение доступной профессии, опробование на рабочем месте, профессиональная под- готовка, включающая общее образование; 2. профессиональная адаптация, повышение квалификации, обучение и переобучение; 3. помощь при предоставлении места работы и закреплении на нем, включая помощь при найме, помощь работодателю в организации рабочего места, выплате пособий. Решающее место в этой работе отводится биржам труда, которые и осуществляют профессиональную консультацию и посреднические услуги в устройстве на работу. Специальные отделы профессиональной реабилитации инвалидов на биржах труда осуществляют врачебно-трудовую экспертизу, определяют конкретную профессию и другие меры реабилитации, например, обеспечения техническими средствами. В сложных случаях инвалиды направляются для трудовых испытаний в центры профессиональной реабилитации. Реабилитационные центры в Германии могут осуществлять только медицинскую или только профессиональную реабилитацию, а также совмещать эти оба вида реабилитации. Центр комплексной реабилитации в г. Фольмарштейне представляет собой лечебно- санитарное учреждение, в его составе имеется ортопедическая клиника, отдел профессионального обучения с мастерскими, общежитием и санаторное отделение. В ортопедической клинике осуществляются оперативные вмешательства, имеется отделение физиотерапии, гидротерапии, лечебной физкультуры. После оперативной коррекции и восстановительного лечения больные переводятся в отдел профессионального обучения. Подготовка инвалидов ведется по 40 специальностям, в основном, по обработке дерева, металла, торговому делу, пошиву одежды и обуви. Ежедневное обучение включает 3 часа подготовки в школе и 8 часов практической работы в мастерских. Естественно, до начала обучения в течение 6 недель изучаются возможности овладения инвалидом ряда профессий и в результате такого наблюдения дается заключение о наиболее показанной профессии. Продолжительность обучения в центре составляет от нескольких месяцев до двух лет. Центр получает заказы от частных фирм, куда в дальнейшем поступают инвалиды на работу. Инвалиды с наиболее выраженной патологией остаются жить в общежитии и работают в мастерских.

86. Использование опыта соц. работы за рубежом в условиях российской действительности.

Социальную работу в США связывают с профессией, которая служит социальной нравственности народа. Сфера социальной работы постоянно расширяется от года к году, однако, уже сегодня служба социального работника США охватывает разнообразные места — правительственные здравоохранительные организации, школы, центры охраны здоровья, агентства по охране семьи и ребенка, центры психологического здоровья, бизнес и промышленность, центры коррекции и частную практику. Социальные работники обслуживают людей детского и старшего возраста и всех рас, этнических групп, социо-экономических уровней и религий. Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны.

В 1880 г. по инициативе Германского конгресса по благотворительности был основан Германский благотворительный союз заботы о бедных, в дальнейшем переименованный в Германский союз государственного и частного попечительства и объединяющий государственные, частные, общественные учреждения, а также отдельных лиц, занимающихся реализацией социальной работы в ФРГ - служит платформой для содружества практиков, социальных педагогов и ученых в деле координации социальных инициатив в сфере социальной помощи, в том числе помощи молодежи и здравоохранению. В работе Союза участвуют учебные заведения, исследовательские институты, учреждения практической социальной работы. Необходимо отметить, что в ФРГ проводят границу между социальной работой и социальной педагогикой. Социальная работа связана с помощью, уходом и заботой по отношению к клиенту. Социальная педагогика занимается в основном вопросами непосредственного воспитания и образования клиентов. В деятельности социального работника на практике воплощается социальная политика государства. Социальный работник по большому счету занят решением социальных проблем. Осуществление социальной работы становится важным общественно-политическим фактором.

Раскрывая содержание системы социального обеспечения в Исландии, надо выделить в ней четыре основных элемента: образование, социальная защита, обеспечение жильем и здравоохранение. В общественном секторе расходы на них составляют 51 %. Остальная часть расходов приходится на другие социальные институты общества (без военных расходов, так как армии в Исландии нет).

Основную работу по социальному обеспечению проводят местные органы управления, что является важным, так как значительная часть населения проживает в небольших городах и деревнях. Социальные службы при местных администрациях функционируют на основе специального акта, принятого Парламентом Исландии в 1991 г. Акцент в нем делается на сотрудничестве между личностью и местной администрацией и ответственности индивида за себя и свою семью.

Социальные службы обеспечивают следующие социальные услуги:

а) консультирование; б) финансовую поддержку; в) социальную поддержку на дому; г) социальное обеспечение детей и подростков; д) услуги подросткам; е) услуги престарелым; ж) услуги немощным; з) обеспечение жильем; и) помощь алкоголикам и наркоманам; к) решение проблем занятости населения

В Норвегии сегодня возможно встретить примеры социальных служб всех вышеперечисленных видов. Норвегию (с населением около 4 млн человек) часто определяют как государство всеобщего благополучия со смешанной экономикой, основанной на значительных доходах от производства бензина. Организация общественного управления основана на трех уровнях: государственном, региональном, муниципальном.

На государственном уровне наиболее важным достижением в социальном обслуживании является Акт национального страхования (1966 г.), который управляется Министерством здоровья и социальных дел.

Социальная защита по акту 1964 г. предусматривает предоставление социально-экономической помощи тем, у кого нет права на какие-либо выплаты, на пенсию по схеме национального страхования и кто не способен поддерживать свое существование. Экономическая помощь может быть оказана в виде пособия, ссуды или дотации, например, для проезда студентов на каникулах. Согласно акту информация, советы и денежная помощь — главные направления в работе. Основная задача социальной защиты детей — «дать детям (до 18 лет), которые живут в условиях, разрушающих их здоровье и развитие, необходимую помощь и защиту» и «требовать охраны хороших условий жизни для детей». Каждый муниципалитет имеет отдел по защите детей, который несет ответственность за выполнение соответствующих мер. Работа ведется на трех уровнях: основные профилактические меры, профилактические меры в семьях и защитные меры

87.методика подготовки социальных работников в учебных заведениях

Зарубежный опыт социальной работы многообразен и многолик. Практически во всех странах имеются социальные работники: одни из них получили подготовку разного уровня в специализированных учебных учреждениях и поэтому считают себя профессионалами; другие, не имеющие профессиональной подготовки, занимаются социальной работой на общественных началах или работают по найму в социальных учреждениях.

Социальный статус профессия «социальный работник» обрела сначала в США, затем в странах Западной Европы. Первые учебные заведения, осуществлявшие подготовку социальных работников, создавались благотворительными организациями. Наиболее крупными и известными среди них были Общество организации благотворительности (Лондон, 1896 г.); Нью‑ Йоркская школа филантропии (1898 г.), ставшая впоследствии Школой социальной работы Колумбийского университета; Чикагская школа гражданского права и филантропии (1903 г.), ставшая со временем Школой управления социальным обслуживанием Чикагского университета.

После первой мировой войны количество стран, приступивших к подготовке социальных работников, значительно возросло. В 30‑ е годы двадцатого столетия первые школы социальной работы были открыты в Бельгии, Норвегии, Чили, Швеции Италии, Испании, Израиле, Ирландии, Индии, Египте и т.д.

Учебные заведения того времени не имели еще ни квалифицированных преподавателей, ни методической литературы. Понадобилось несколько лет, чтобы в учебных заведениях были разработаны программы по социальной работе. Дифференциация деятельности социальных работников требовала развития учебных заведений, занимавшихся подготовкой узких специалистов. Развитие сотрудничества между странами Запада ставило на повестку дня унификацию требований, которые предъявлялись к образовательному уровню социальных работников.

Наибольшее число новых учебных заведений за рубежом было открыто в 60‑ е гг. XX века, когда социальная работа развивалась особенно бурно. В это время были созданы многие национальные и международные ассоциации, занимающиеся социальной работой, начали издаваться профессиональные журналы и специализированные издания, был разработан международный этический кодекс социального работника. Во многих странах Европы и Америки наряду с проведением государственных социально‑ политических мероприятий были созданы новые системы социальных служб, расширены возможности оказания помощи детям, создана сеть лечебно‑ реабилитационных заведений для лиц с ограниченными возможностями. Таким образом, социальная работа была официально признана в мире как специфическая профессиональная деятельность, сменившая бытовавшее ранее понятие «работник в сфере социального обслуживания».

Ныне в мире насчитывается несколько десятков сотен высших школ социальной работы и специализированных факультетов университетов, готовящих профессионалов для социальной сферы. Так, только в 20 западноевропейских странах насчитывается свыше 500 учебных заведений, дающих образование в области социальной работы. В большинстве стран это образование финансируется государством, однако, существует немало и частных учебных заведений. Например, только в Италии и Франции их более 120. В некоторых странах частный характер школ социальной работы обусловлен их принадлежностью к определенной религиозной конфессии. Например, в Португалии, Испании и странах Латинской Америки число школ, принадлежащих Римской католической церкви, заметно превышает число светских учебных заведений.

Говоря о зарубежном опыте, специалисты выделяют две основные модели подготовки профессиональных социальных работников: американскую и европейскую.

Американская система обучения социальной работе представляет собой экспериментальную форму преподавания и обучения, при которой студент получает помощь по созидательному привнесению полученных знаний в практические ситуации профессиональной деятельности; отработке профессиональных навыков в виде первоначального опыта; восприятию профессионального этикета и ценностей социальной работы; формированию профессионально важных личностных качеств и выработке индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Приоритетными областями программы обучения социальных работников в США являются: политика и услуги в области социального обеспечения, человеческое поведение и социальная среда, «многообразие человеческой природы», практика социального обслуживания, исследовательская работа в сфере социального обслуживания и практическое обучение.

В настоящее время в США более четырехсот университетов и колледжей предлагают программы, по которым осуществляется подготовка социальных работников. Они выпускают специалистов трех уровней — бакалавров (после четырех лет обучения), магистров (после шести лет обучения) и докторов (после восьми лет обучения). Кроме того, американские колледжи предлагают двухгодичные программы подготовки технического персонала, используемого в социальной работе.

Однако в последние годы в профессиональном мире начали высказываться сомнения в эффективности американской модели профессиональной подготовки социальных работников. По мнению исследователей, закат американской модели обучения наступил в результате утраты общего, объединяющего фактора ‑ профессиональной самодисциплины, приверженности к универсальным проблемам. Была нарушена необходимая мера общего и специфического в содержании обучения социальной работе.

Европейская модель практического обучения специалистов в области социальной работы имеет существенные отличия от американской. В Великобритании студенты изучают социальную работу на двух уровнях: колледжа и агентства (аудиторный и практический курсы).

Основные модели практического обучения социальных работников классифицированы следующим образом (Ш. Рамон и Р. Сарри):

  • Модель личностного роста и развития основана на использовании терапевтических моделей практики в моделях обучения: студент становится как бы «клиентом» супервизора. Обучение в основном индивидуальное и опирается на психологические теории.
  • «Ученическая» модель, которую иногда называют «рядом с Нелли» по аналогии с моделями обучения в промышленности, где ученики наблюдают за работой на ткацких станках опытных специалистов («Нелли»). Данная модель опирается на теории поведения.
  • Управленческая модель, при которой отношение к студенту ничем не отличается от отношения к любому сотруднику агентства, а основная функция руководителя практики ‑ управление процессом практики. Данная модель опирается на теории управления.
  • Модель структурированного обучения, основанная на использовании учебного плана в модульном виде, с блоками единиц. Применяются различные методы преподавания, особенно имитационные и деятельностные (обучение в «команде»). Студент работает под непосредственным наблюдением и контролем руководителя практики. Модель опирается на модель обучения взрослых.

Выбор учащимся той или иной модели зависит от его образовательного уровня. Выпускникам средней школы предлагаются четырехгодичные курсы на звание бакалавра, а выпускникам высших учебных заведений — двухгодичные курсы и годичная аспирантура. Что касается тех, кто не закончил высшее учебное заведение, то для них предусмотрены двух‑ или трехгодичные курсы.

Последние десятилетия в Европе характеризуются увеличением приема в учебные заведения, которые занимаются подготовкой социальных работников. Поскольку социальная работа требует от своих представителей определенной опытности в жизненных делах, большинство тех, кто ей обучается, находится в возрасте 25, а 30% — 35 лет и старше. Третью часть учащихся составляют мужчины, хотя в социальной работе Великобритании, как и в других странах мира, преобладают женщины.

88.глобализация мировой социальных проблемы в россии

В современных условиях в развитых государствах качество социальной политики и принцип социальной справедливости стали характеризоваться как достижение высокого уровня развития «свободного общества», где главным критерием является обеспечение прав личности на индивидуальную свободу и деятельность во всех сферах жизни. Отсюда «вектор социального развития в наиболее развитых странах определяется пониманием возросшего значения человеческих ресурсов»[4].

Проблемы теории и практики социальной справедливости получили развитие в трудах академика Д. С. Львова (1929–2007). Он подчеркивал, что «вместо стремления к богатству и его символическим выражениям (расточительному и престижному потреблению) должно быть стремление к высокому качеству жизни. А этого качества невозможно достичь индивидуально, не повышая одновременно качества жизни окружающих»[5].

Исторический опыт свидетельствует, что мировое сообщество движется неравномерно, циклично с проявляющимися мировыми экономическими, политическими и социальными кризисами. Одновременно происходящие социально-экономические трансформации указывают на непреложный закон изменяемости социального развития. Существует несколько основных источников социальных изменений: природные причины — истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы; демографические причины — значительный рост численности населения, перенаселенность, миграция; социально-политические причины — конфликты, войны, революции, реформы; изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс; социально-психологические причины — привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т. д.[6]

На этапе постиндустриального развития заслуживает внимания несостоятельность противопоставления социальных целей и экономической эффективности в процессе развития. Эти постоянные доминанты требуют соединения на понятийном уровне. Понятия «формация», «формационная стадия» необходимы в качестве методологического ключа для объяснения существенных сторон социального прогресса. Но в силу своей теоретической абстрактности они не могут использоваться в качестве эталона при объяснении конкретно-исторического периода развития, особенно применительно к отдельной стране. Отсюда вовсе не следует, что разделение всемирного и конкретно-исторического в области развития, общего и частного требует отказа от понимания естественно-исторического процесса как целого.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.