Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цзицзи чжуан






Упражнения цзяньшэнь чжуан являются базой для более продвинутых упражнений цзицзи чжуан. Состояние расслабления является основой для “поиска силы” (мо ли - буквально ” проба силы “). Это уже не только стояние без движения. Говорится об “ относительном покое “, “ поиске силы в расслаблении ” и “ поиске движения в покое “.

Самой базовой позицией этого раздела является хуньюянь чжуан. Несколько упрощая, можна сказать что это вид позиции чэньбао чжуан, только стопы не стоят на одной линии, а одна нога выдвинута вперед, а другая остается сзади. Большая часть веса тела находится на задней ноге (эта позиция называется в ицюань динбабу). Руки, так как и в чэньбао чжуан формируют круг, как бы обнимая шар, с тем, что одна из них находится немного ниже, а другая выше.

Представляем себе, что находимся внутри большого дерева, руками обнимая его сердцевину, а одновременно нас окружают внешние слои. В воображении напираем всем телом и руками вперед, а потом назад, только дерево сопротивляется. Используем здесь только воображение и почти не двигаемся (“не показываем формы” – бу ло син), также почти не используем силу – тело остается расслабленым. Смысл не в полном расслаблении и покое, а в том, что почти не двигаемся и почти не используем силу. Целью этого является достижение состояния координации ума и тела, а это было бы невозможно, если бы использовался только ум, а тело не использовалось бы.

Конечно, это только очень приблизительное описание этого упражнения, без многих очень важных подробностей. Кроме того, это только самый простой вариант хуньюянь чжуан. Работают также с действием силы в других направлениях, а позже изменяя направления в одном упражнении, и, даже, хоть это может звучать непонятно, с действием силы в разных направлениях одновременно. Поскольку мы стремимся развить силу хуньюань, которую можна определить как “безформенную” силу. Это определяется словами: “ син у син ” (форма без формы), “ и у и ” (намерение без намерения). Кроме хуньюань чжуан существует также много других позиций цзицзи чжуан. Некоторые из них – это фуху чжуан (позиция “объезжания тигра”), сянлун чжуан (позиция “взлетающего дракона”), дули чжуан (позиция на одной ноге).

Упражнения цзицзи чжуан имеют много общего с описанными ниже упражнениями в медленном движении ши ли. Эти две группы упражнений отлично друг друга дополняют. Ван Сянчжай говорил: “ Ши ли – это растянутые в пространстве упражнения чжан чжуан, чжан чжуан – это укороченные упражнения ши ли “. Почему мы используем статические упражнения чжан чжуан, а не ограничиваемся упражнениями в движении? Так вот, практика показывает, что во многих аспектах упражнения чжан чжуан более результативны и позволяют быстрее прогрессировать. В статических позициях относительно просто достичь состояния успокоения и сосредоточения. Поэтому, много медитативных практик происходящих из разных традиций проводят в статических позициях. В ситуации относительно покоя (покой на границе движения), используя соответсвующие формы визуализации, относительно просто достичь состояния “ как будто расслаблены, но не расслаблены “, “ расслабления, а одновременно силы “, а потом тесной связи всех частей тела. Можем сконцентрироваться на сути упражнения, вместо того, чтобы сосредотачиваться на “цветистой” форме.

Упражнения чжан чжуан являются очень эффективным методом развития силы. Здесь речь идет не только о так называемой физической силе, а в большей мере о том, что в традиционных внутренних системах определяется как нэй цзинь - “ внутренняя энергия “. Тем не менее, эти упражнения оказывают также значительное влияние на укрепление физической конституции адепта. Хоть и подчеркивается значение расслабления, поддерживание определенных позиций требует некоторых усилий. Упражнения чжан чжуан – это не только основа, но и существенный элемент тренировки ицюань на всех уровнях овладения. Постепенно вводятся другие тренировочные методы, но вместе с этим идет постоянное улучшение уровня чжан чжуан. Поэтому, это упражнения наиболее базовые, но и наиболее продвинутые.

    Ши ли

 

Ши ли предназначено для проверки в движении действия этой специфической “ силы ” или “ энергии “, которая развивается в основном благодаря упражнениям цзицзи чжуан. В движении мы стараемся сохранить такие же ощущения как и достигнутые в чжан чжуан. Мы ощущаем ” силу “, в каждое мгновение мы готовы ее использовать. Сторонний наблюдатель, который видит последователя ицюань, выполняющего ши ли, может подумать, что это тайцзицюань (taijiquan). Здесь тоже используются медленные (даже более медленные), плавные и мягкие движения, ” как разматывание нити из шелкового кокона “. Тело должно двигаться как скоординированное целое. Но в отличии от тайцзицюань, в ицюань не существует составленных, кодифицированных форм. Тренировка заключается в многократном повторении одиночных движений. На более высоком этапе изучения разные движения можно соединять произвольным способом (в своего рода импровизированные формы).

Похоже как и в чжан чжуан, здесь ведется поиск силы в расслаблении. Это означает, по сути, не полное расслабление, а почти расслабление – ощущение очень небольшой силы. Чтобы этого достичь, адепт с одной стороны должен оставаться расслабленным, а с другой представлять себе, что его движения встречают некоторое сопротивление (например, что к нашим пальцам прикреплены пружины, другим концом закрепленные, например, за отдаленное дерево и эти пружины мы вначале растягиваем, а потом сжимаем). Но мы не должны напрягаться, чрезмерно использовать силу. ” Используем мысль, а не силу “. Чем медленнее мы двигаемся в ши ли, тем лучше, тем более полезными будут для нас эти упражнения. Это можна определить как ” поиск покоя в движении “. Двигаемся, и в то же время в каждый момент готовы остановиться или изменить направление движения – ” двигайся так, как будто хочешь остановиться, но не останавливаешься “. На более высоком этапе переходят к ментальному ” поиску быстроты в медлительности “.

Существует множество разных упражнений шили, которые выполняют в позиции пинбу (стопы расставлены на ширину плеч), динбабу (основная “боевая” позиция) и в движении (в соединении с моца бу - шагами). Самым простым является пин туй ши ли, где, если описывать упрощенно, выполняем движение руками вперед и назад, сжимая и растягивая воображаемые пружины натянутые между нашими пальцами и отдаленным деревом. Кроме силы вперед-назад здесь также присутствует силы вниз-вверх и закрытие-открытие (то есть используем представление себе других пружин, или другие визуализации, которые позволяют ощутить сопротивление). Кроме того, все тело двигается, также встречая сопротивление (например, сжимание-растягивание между коленями). В случае позиции динбабу происходит перенос тяжести тела с нагруженной в основном задней ногой до распределения веса 50 на 50. Ощущаем пружинистые сочленения всех частей тела. Конечно, это не полное описание упражнения. Моя цель – только приблизительно показать читателю, в чем эти упражнения в целом заключаются. Начинающие могут начать только с базового движения рук, постепенно добавляя дополнительные составные движения и включая в движение остальные части тела, по принципу ” от части к целому “.

    Моца бу

 

Моца бу - это тренировка шага, выполняемая способом, похожим на ши ли. Можно сказать, что это ши ли для ног. Здесь также наряду с расслаблением, следует одновременно чувствовать некоторое сопротивление, как бы трение (слово моца значит именно трение). Однако, важным является то, что мы должны чувствовать сопротивление на всем теле (впрочем, похоже как и в упражнениях ши ли). Оно не должно ограничиваться только ногами. Нашей целью является чувствование ” силы ” в каждой части тела. Как сказал Ван Сянчжай: ” пусть не будет части тела, которая бы не была как пружина “. Все тело двигается скоординированно: ” когда верх двигается, низ самостоятельно за ним следует, когда низ двигается, верх самостоятельно его ведет “. Так же как и в ши ли движение не должно быть ” механическим “. В каждый момент остаемся чуткими, готовыми остановить движение (“ как будто наткнулись на препятствие “) или измененить направление движения. Внутреннее состояние должно быть таким, как будто мы двигаемся на краю пропасти или по тонкому льду.

    Фа ли

 

Фа ли - это упражнения, которые позволяют развить способность применения силы “ взрывным ” способом. Эту способность невозможно развить без использования базовых тренировочных методов: чжан чжуан, ши ли, моца бу. Это не значит, что только тренировка базовых методов позволит ее развить. Необходима также специальная тренировка фа ли. Все методы тренировки тесно связаны между собой. Овладевая более продвинутыми формами упражнений, одновременно можем все лучше понимать базовые методы. Ицюань не заключается в многолетнем стоянии в позициях чжан чжуан, чтобы только когда-то в далеком будущем начать учиться рукопашному бою. Тем, что привлекло в ицюань много людей, было в частности то, что ученики Ван Сянчжая за короткое время, около 2-3 лет достигали высокого уровня боевых умений. Хоть начало изучения фа ли требует овладения основами чжан чжуан, ши ли и моца бу, не нужно отодвигать изучение этого метода куда-то в далекое будущее.

Ключем к фа ли является соответствующая координация изменений напряжения и расслабления. Напряжение и расслабление одинаково важны. Поскольку же, большинство людей имеют тенденцию к чрезмерному напряжению, которое делает невозможным развитие полной динамической силы и быстроты, обязательно особенное подчеркивание важности расслабления. Весь акт высвобождения силы на обьект должен быть как можно более коротким (хоть в ицюань используют также силу ” отбрасывания “, которая действует на обьект более продолжительное время). Сила в фа ли должна быть ” целостной ” (чжэн), а не ” распыленной ” (сань), что значит, что сила всего тела должна использоваться скоординированно и равномерно.

В ицюань особенно подчеркивается значение внутренней активности во время тренировки. Это касается не только базовых методов, как чжан чжуан, или ши ли, но также и фа ли. Использование в тренировке разума, воображения позволяет полнее использовать естественный потенциал, и, также, значительно облегчает развитие умения взрывного высвобождения силы.

Чтобы правильно высвободить силу, ум должен быть в состоянии чуткой, активной готовности, как будто стоим перед грозным противником, готовые действовать, чувствуя, что сила, которую высвобождаем в состоянии разбивать доски и камни. В зависимости от конкретного варианта фа ли используют разные формы визуализации.

Изучение фа ли часто начинают с фансун фали (фа ли в расслаблении). Это, в принципе, вступительное упражнение, в котором особенный упор делают на расслабление, с целью избежать чрезмерной закостенелости. Представляем себе, что хватаем две горсти песка из миски, которая находится на высоте живота (но не сжимаем кулаки) и плавным, круговым движением выбрасываем песок под углом вперед и вверх, после чего продолжаем движение плавно и по кругу опускаем ладони, чтобы схватить следующие горсти песка. Движение рук должно быть скоординированный с движением всего тела, которое должно в соответствующие моменты немного подниматься и опускаться, выпрямляться и нагибаться. Сила должна передаваться всем телом, начиная со стоп, и до макушки головы и кончиков пальцев. В момент высвобождения силы (” выбрасывания песка “) передняя нога ” вдавливает ” пол. Тренируясь вначале относительно медленно, плавно, постепенно можно развивать способность резкого, ” импульсного ” использования силы. Начинающие, не должны слишком напрягаться, чтобы не развивать навыки закрепощения, чрезмерного напряжения, вместо умения, которое должно здесь развиваться, и которое можно сравнить со щелчком бича.

    Ши шэн

Ши шэн - проверка голоса, касается работы с высвобождением голоса которое поддерживает использование силы. Крик также влияет на психику противника (вызывая страх или сомнения), но это не является основной целью упражнений ши шэн. В момент высвобождения силы дыхание резко ” опускается “, ” как будто камень падает на дно колодца ” – следует короткое, резкое сотрясение мышц внизу живота. В тренировке часто используются два звука: и и йо. Вначале их выговаривают отдельно, позже соединяют вместе. Хоть в начальной фазе изучения выполняется резкий крик, постепенно переходят к упражнениям без звука, достигая такой же эффект поддержки силы как и в упражнениях с громким криком.

    Туй шоу

 

В рукопашном бою часто случаются ситуации, когда наши руки находятся в контакте с руками противника. Для подготовки к такой именно ситуации предназначено использование специфического тренировочного метода, известного как туй шоу (толкающие руки). Люди, которые видели упражнения туй шоу в тайцзицюань (taijiquan) или чи сао в Вин Чунь (особенно школ других направлений чем Ип Мэна) могут иметь некоторое представление, чем является туй шоу в системе ицюань.

Как известно, тренировка ицюань заключается прежде всего в работе с так называемой силой хуньюань ли. Тем же, в принципе, мы занимаемся и во время отработки туй шоу. С этой точки зрения их можно определить как упражнения ши ли выполняемые с партнетром. Во время практики туй шоу мы учимся в частности чувствовать силу противника, ее величину и направление, его слабые и сильные стороны, его способность удерживать равновесие. Все это с целью, чтобы его контролировать, поставить его в неудобное положение, изменяя направление действия его силы, лишая его равновесия, “открывая” простор для атаки.

Некоторые важные принципы практики туй шоу — это в частности:

· Дянь (точка). Означает точку контакта конечностей обоих партнеров. Это точка, в которой мы можем почувствовать силу противника, ее направление, стабилен ли он, или нет, и т.п. В этой точке наша сила действует на противника.

· Чжи ли (указывающая сила). В точке контакта мы должны поддерживать некоторую силу направленную в центральную линию противника.

· Цзе (секция). Эта формулировка касается отдельных частей тела и конечностей. Важным является понимание как сила переходит между “секциями”.

· Се мянь (косая поверхность). Принятие силы противника соответствующим способом, позволяет разложить ее на меньшие составные.

· Ганъа ли (Ganga li – сила рычага) и Лосюань де юйнун (Luoxuan de yunyong – использование винтового движения). Позволяют применить большую силу с меньшими затратами.

· Гун фан хэ и (соединение воедино атаки и защиты). Атака неожиданно переходит в защиту, защита оказывается атакой. Часто одно движение является одновременно защитой и атакой).

· Шоу чжун, юн чжун (следить за серединой, использовать середину). Мы стараемся контролировать центральную линию и центр тяжести противника, одновременно не позволяя ему атаковать нашу центральную линию, или лишить равновесия.

· Цюань шэнь чжи фа (метот чувствования всего тела). Туй шоу – это не только “толкание руками”. Использоваться должно все тело, действуя скоординированно. Шаги доолжны поддерживать тело и руки.

Несмотря на то, что в туй шоу вводятся некоторые определенные составы движений, в принципе они являются только точкой входа в практику сань туй шоу (свободное туй шоу), где не считается знание набора техник, а только умение использования базовых принципов в нескончаемом количестве ситуаций.

  (   )   Сань шоу (ши цзо)

 

Сань шоу (ши цзо) - это форма тренировки рукопашного боя. Используются все части тела. Для атаки использются не только ладони (кулаки), но также локти, плечи, голова, бедра, колена и стопы. Используются также броски и удушения. Мы не изучаем форм, или сложных “приемов”. Нас интересует простая самозащита, без лишних движений и украшательств. Сань шоу тесно связано с туй шоу: ” в туй шоу есть сань шоу, в сань шоу есть туй шоу “. Туй шоу, в котором концентрируемся на ситуации, когда наши предплечья находятся в контакте с предплечьями противника (тогда мы можем изменить направление действия его силы, лишить его равновесия или открыть себе пространство для атаки), является введением в сань шоу и дополнением этого метода наработки.

К сань шоу относятся большинство требований, которые были оговорены при описании туй шоу.

Мы изучаем простые, базовые удары, удары ногами, тренируя их не только “в воздух”, а также на тренировочных мешках. Упражнения с мешками в ицюань понимают как метод проверки силы, развиваемой тренировкой чжан чжуан, ши ли, фа ли, то есть предназначены для контроля их эффективности.

Огромное значение имеет быстрая, ловкая, не приводящая к потере стабильности работа ног. Поэтому считая точкой входа упражнения моца бу, большое внимание обращают на тренировку быстрых перемещений. Постепенно разные шаги соединяют в одном упражнении в разные комбинации. Также разные удары руками и ногами тренируют в разных, импровизированных комбинациях, в соединении с разнородной работой ног.

Сань шоу (ши цзо) в первом значении относится к реальному рукопашному бою. Конечно, тренировочный спарринг, хоть и должен по определению готовить к реальной ситуации, не является тождественен реальному бою. Обое тренирующихся должны иметь в виду безопасность свою и партнера. Рекомендуется использование защитного снаряжения, особенно на начальном этапе практики сань шоу. Вначале обычно используются ограниченные формы спарринга, например можно атаковать только корпус, или можно использовать только кулаки, или можно использовать только удары ногами, а руками бить нельзя. Постепенно вводится все более возможностей, чтобы сделать спарринг похожим на реальный бой. Тогда тренируют на практике удары локтями, коленями, бедрами, плечами, головой, и т.п.

Практика спарринга является очень важным элементом тренировки. Чтобы достичь высокого уровня в свободном бою, нельзя все же забывать об остальных тренировочных методах ицюань. Несмотря на то, что тренируя только сань шоу можно научиться драться, без использования методов, таких как чжан чжуан, ши ли, моца бу, фа ли и т.п. невозможно достичь действительно высокого уровня.

В ицюань также присутствуют упражнения с оружием. Чаще всего используются упражнения с шестом. Некоторыми дополняющими упражнениями для тренировочных методов являются упражнения на растяжку, искусство принимания ударов, тренировка взгляда, и т.п.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.