Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая основа ЕСХН






Специальные налоговые режимы

Тема. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Правовая основа ЕСХН

Эволюция ЕСХН и его общая характеристика

ЕСХН былвпервые введен в действие с 2002 г. в качестве нового элемента налоговой системы РФ. Введение этого налога было призвано обеспечить повышение эффективности сельскохозяйственного производства путем стимулирования сельских товаропроизводителей к рациональному использованию сельхозугодий.

Вместе с тем практическое применение данного налога оказалось затруднено из-за наличия в соответствующей главе НК РФ внутренних противоречий и использования различных критериев. Действительно, возможность применения ЕСХН существовала лишь для сельскохозяйственных товаропроизводителей, занятых производством продукции растениеводства. Одновременно с этим закон не позволял перевести на уплату налога других товаропроизводителей, занятых, в частности, производством животноводческой, рыбной продукции и т.д.

Установленный НК РФ порядок определения размера налоговой ставки был очень сложен. При весьма запутанной схеме утверждения ставки налога ее величина была «привязана» к кадастровой стоимости одного гектара сельхозугодий. Между тем земельный кадастр за два года действия закона так и не был утвержден.

Кроме того, НК РФ была установлена обязанность налогоплательщика уплачивать налог раз в квартал, а не по итогам сельскохозяйственного года. Это делало невозможным переход на единый налог абсолютного большинства хозяйств, поскольку в первом полугодии у них отсутствуют финансовые средства на его уплату из-за сезонности производства продукции растениеводства.

Указанные причины явились тормозом для введения ЕСХН на соответствующих территориях. За два года этот налог ввели только два субъекта РФ.

Все это потребовало принципиально изменить концепцию системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Новая система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей должна быть нацелена на стимулирование развития производства и исполнение роли экономического регулятора.

В связи с поправками, внесенными в гл. 26.1 части второй НК РФ Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ, с 2004 г. претерпела изменения вся концепция ЕСХН. Порядок перехода организаций и предпринимателей на систему налогообложения в виде уплаты EСXH стал осуществляться на добровольной основе.

В целях обеспечения единого подхода для всех хозяйствующих субъектов установлено, что на уплату единого налога могут перейти все организации агропромышленного комплекса. Это положение распространяется на сельскохозяйственные организации так называемого индустриального типа, многопрофильные и рыбохозяйственные организации.

Переход на указанную систему налогообложения сельскохозяйственными организациями предусматривает замену для них ряда налогов уплатой ЕСХН. К числу заменяемых налогов относятся: НПО; НДС (кроме НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ); НИО.

При этом установлено, что ЕСХН исчисляется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, каковым является календарный год.

Все другие налоги и сборы должны уплачиваться организациями, перешедшими на уплату ЕСХН, в соответствии с налоговым законодательством РФ.

При переходе на специальный режим налогообложения индивидуальных предпринимателей они освобождаются от уплаты:

- НДФЛ в части доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности;

- НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на российскую таможенную территорию;

- НИФЛ в части имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности.

Уплата указанных налогов заменяется, так же как и для организаций, уплатой единого сельскохозяйственного налога, который исчисляется по результатам хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей за налоговый период.

Как и организации, индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, обязаны уплачивать все другие налоги и сборы в соответствии с другими режимами налогообложения.

Перейти на уплату ЕСХН могут и крестьянские (фермерские) хозяйства. В этом случае на них распространяются правила, действующие для организаций и индивидуальных предпринимателей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.