Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структурные техники






Структурные техники — группа техник, целью использования которых яв­ляется реорганизация семейной системы, создание пространства для ее струк­турных изменений за счет предоставления членам семьи возможностей для апробирования новых ролей и помощи в установлении и поддержании адек­ватных границ между подсистемами.

Для фасилитации процесса семейной реорганизации психолог на время может присоединяться к семье, помогая ей осуществить структурные пере­стройки. При этом ему не следует вступать в коалицию с отдельными членами семьи. Кроме того, он должен следить за тем, чтобы не оказаться «поглощен­ным» ею.

Структурные техники можно использовать для решения следующих задач:

Создание движения. В том случае, когда члены семьи ощущают «застрева­ние» в их жизнедеятельности, структурные перестройки, инициированные пси­хологом, могут привести к изменениям в семейной ситуации. Это поощряет членов семьи к дальнейшим движениям и поиску новых форм взаимодействия и функционирования их семейной системы. Например, освобождение ребен­ка от роли «проблемного члена семьи» может создать пространство для нового взаимодействия супругов и стимулировать их движение к принятию на себя ответственности за решение супружеских проблем.

Перераспределение власти. Присоединяясь к различным подсистемам, пси­холог может помочь восстановить (выстроить) адекватную семейную иерар­хию, увеличить значимость одного члена (подсистемы) семьи для другого (дру­гой) или усилить его правовую сферу. Например, психолог может поддерживать детей в их потребности в большей независимости или их родителей — в уста­новлении ряда семейных правил.

Изменение перспектив. Апробируя новые роли, члены семьи получают но­вый опыт и расширяют диапазон поведенческих реакций. Это повышает гиб­кость семейной системы, стимулирует членов семьи к выработке других се-

мейных правил и поиску новых смыслов происходящего, позволяет реинтер-претировать прошлый семейный опыт и найти в нем ресурсы для решения ак­туальных трудностей.

Разрушение коалиций. Налаживая нарушенную коммуникацию между одни­ми членами семьи, психолог способствует разрушению дисфункционального альянса между другими. Как правило, речь идет о ситуациях, когда один роди­тель вступает в коалицию с ребенком против другого родителя.

Формирование альянсов. Работа психолога может быть направлена на усиление сплоченности и снижение конфронтации между членами семьи в рамках отдельных семейных подсистем, что позволяет оптимизировать их со­вместную деятельность. Примером такой работы может служить помощь мо­лодым супругам в распределении семейных ролей и обязанностей или под­держка родителей в достижении ими соглашения по поводу родительских позиций.

Прояснение внутренних границ семьи. Психолог может помочь членам семьи прояснить характер внутренних границ семьи и особенности функционирова­ния ее членов в рамках отдельных подсистем. В таком случае его работа будет направлена на усиление внутренних границ, достижение согласия по поводу того, кто и каким образом включен в данную подсистему, кто за что отвечает, или на ослабление слишком жестких границ и поддержку совместных действий.

Личностный рост и самопознание членов семьи. Изменяя свое место в систе­ме внутрисемейных взаимодействий, апробируя новые роли, члены семьи по­лучают возможность приобрести новый опыт и расширить свои функциональ­ные возможности.

Реинтерпретация смысла нахождения в определенной позиции. Психолог мо­жет помочь членам семьи увидеть разные стороны занимаемой ими семейной позиции (роли), отметить ее положительные и отрицательные компоненты. Выявление диалектической природы семейных ролей и взаимоотношений по­зволяет членам семьи изменить отношение к сложившейся в семье ситуации, найти в ней положительный смысл и ресурсы для преодоления кризиса. На­пример, роль старшего ребенка, с одной стороны, часто сопряжена с большой функциональной загруженностью, с другой — дает возможность развития ли­дерских качеств, самостоятельности и независимости.

Изменение семейной системы путем работы с одним из ее членов. Согласно теории М. Боуэна, изменение одного члена семьи приводит к тому, что вся си­стема должна к этому приспособиться. Таким образом, поддерживая измене­ние положения одного из членов семьи, психолог может способствовать изме­нению семейной системы в целом.

«Семейный ритуал»

Цель: структурная перестройка семьи путем изменения правил ее существо­вания и нарушения устойчивых способов взаимодействия ее членов (определе­ние внутрисемейных границ, увеличение независимости членов семьи, коррек­тировка общения, ослабление межпоколенных коалиций, усиление альянсов в одном поколении).

 

Историческая справка: данный вариант техники разработан психотерапев­тами миланской школы семейной терапии — М. Сельвини Палаццоли, Л. Бос-коло, Д. Чеккин, Дж. Прата (1977-1978).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.