Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ




В машиностроении широко применяется соединение шпонками валов с насаженными на них деталями, например, маховиками, шкивами, зуб­чатыми колесами, муфтами, звездочками цепных передач, кулачками. Эти соединения просты по


 

выполнению, компактны, легко разбираются и собираются.

В таком соединении часть шпонки входит в паз вала, а часть – в паз ступицы колеса (рис. 382).

Форма и размеры шпонок стандартизованы и зависят от диаметра вала и условий эксплуатации соединяемых деталей. Большинство стандартных шпонок представляют собой деталь призматической, сегментной или клиновидной формы с прямоугольным поперечным сечением. Шпонки в продо-


Таблица 38

Размеры призматических шпонок • пазов, мм(выдержка из ГОСТ 23360-78)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаметр вала d Сечение шпонки Глубина паза Фаска s Длина ШПОНКК l
Ь h вал втулка
t1 t2
Св. 12 до 17 2.3 0,25– 0,40 10–65
Св. 17 до 22 3,5 2,8 14–70
Св. 22 до 30 2.8 18–90
Св. 30 до 38 3,3 0,40– 0,60 22–110
Св. 38 до 44 3,3 28–140
Св. 44 до 50 5,5 3,8 36–160
Св. 50 до 58 4.3 45–180

льном разрезе показываются нерассеченными независимо от их формы и размеров.

Наибольшее распространение имеют призматические шпонки (рис. 383, а), которые, располагаясь в пазу вала, несколько выступают из него и входят в паз, выполненный во втулке (ступице) детали, соединяемой с валом. Передача вращения от вала к втулке

(или наоборот) производится рабочими боковыми гранями шпонки.

После сборки шпоночного соединения (рис. 383, а) между пазом втулки и верхней гранью шпонки должен быть небольшой зазор; размеры пазов на валу и во втулке выбирают по ГОСТ 23360-78.

Призматические шпонки по ГОСТ 23360–1 изготовляют в трех исполнениях (рис. 384).

Размеры сечений призматических шпонок и соответствующих им пазов определяются диамет­ром вала, на котором устанавливается шпонка (табл. 38). Например, шпонка для вала диаметром d = 45 мм должна иметь ширину сечения b = 14 мм и высоту h = 9 мм. Размеры пазов длявыбранной шпонки (см. табл. 38) характеризуются величинами t1 = 5,5 мм – для вала и t2= 3,8 мм – для втулки (см. рис. 384).

На чертеже вала обычно наносят размер t1, а на чертеже втулки колеса всегда d + t2 (рис. 384). Необходимая длина шпонки в зависимости от условий работы и действующих на шпоночное соединение сил выбирается по ГОСТ 23360-78.



Условное обозначение шпонки исполнения 1 с размерами (b = 18, h = 11 и l = 65 мм) имеет вид:

Шпонка 18×11×65 ГОСТ 23360-78.


 



 


 



 

 

 


Условное обозначение шпонки исполнения 2 с размерами (b = 8, h = 7, l = 45 мм):

Шпонка 2-8×7×45 ГОСТ 23360-78.

Сегментные шпонки применяются для соединения с валом деталей, имеющих сравнительно ко­роткие втулки (рис. 383, б). Размеры сегментных шпонок и пазов устанавливает ГОСТ 24071–80.

Условное обозначение сегментной шпонки ис­полнения 1 толщиной b = 6 мм и высотой h = 10 мм:

Шпонка 6×10 ГОСТ 24071–80.

Значительно реже применяются клиновые шпонки, ГОСТ 24068–80 (см. рис. 383, в).


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Пожаловаться на материал