Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шкала социального самоконтроля (ШСС). 2.1. Разработка опросника.






Шкала социального самоконтроля (Self-Monitoring Scale) была разработана в 1974 году американским психологом из Миннесотского университета Марком Снайдером. Целью автора было создание опро­сника для измерения индивидуальных различий в способности челове­ка управлять своим поведением и выражением своих эмоций. В основу опросника был положен список из 41 утверждения, которые затрагивали:

а) озабоченность социальной пригодностью своего образа (на­пример: «На вечеринках или собраниях я не стараюсь говорить или делать то, что нравиться другим»),


6} внимание к характеристикам ситуации, с учетом которых сле­дует строить свое поведение (например: «Когда я не знаю, как себя вести в некоторых ситуациях, я смотрю, как делают другие);

в) способность контролировать и модифицировать свое экспре­
ссивное поведение (например: «Я могу смотреть человеку прямо в гла­
за и лгать с честным лицом (если это нужно для дела)»);

г) использование этой способности в отдельных ситуациях (на­
пример: «Я могу быть дружелюбным с людьми, которые на самом деле
мне не нравятся»);

д) степень, в которой экспрессивное поведение респондента по­
стоянно в различных ситуациях (например. «В различных ситуациях и
с различными людьми я часто веду себя как совершенно разные лю­
ди»).

Список утверждений был предъявлен выборке из 192 выпусши-ков Стэнфордского университета, полученные результаты были под­вергнуты анализу, в итоге были отобраны 25 пунктов, которые обеспе­чили максимальную внутреннюю однородность шкапы. Коэффициент надежности-согласованности, вычисленный по формуле Кьюдера-Ри-чардсона, равен 0.70; коэффициент ретестовой надежности равен 0.83 (р 0.001, интервал между тестированиями один месяц). Кросс-валиди-зация, проведенная на независимой выборке из 146 выпускников Мин-несотского университета, дала коэффициент надежности-валидности равный 0.63.

С целью проверки валидности шкалы СС было проведено неско­лько исследований. Проверка конвергентной и дискриминантной ва­лидности осуществлялась путем коррелирования оценок по шкале СС и ряду других психодиагностических методик. Результаты следующие:

1. СС-Шкала социальной желательности Марлоу-Кроуна: коэф­
фициент корреляции г=-187(р< 0.1). Индивиды с высокими оценками
по СС не склонны к необычному, хотя и социально желательному по­
ведению;

2. СС-Шкала психопатического отклонения MMPI:

г=-0.200 (р< 0.1). Индивиды с высокими оценками по СС не проявляют психопатического поведения или других признаков неприспособлен­ности;

3. СС-Шкала С в Тесте стиля поведения: г=-0.250 (коэффициент
незначим). Шкала С выделяет людей, стремящихся заслужить соци­
альное одобрение, изменяя свое поведение в зависимости от ситуации
(лкщи-»хамелеоны> >). Очевидно, что эти черты не свойственны инди­
видам с высокими оценками по шкале СС.

йонструкгная валидность Шкалы СС проверялась в трех экспери­ментах. В первом из них способность личности к социальному само­контролю подвергалась заочной экспертной оценке (лиц, хорошо зна­ющих испытуемого, просили отметить, насколько характерно для него


то или иное поведение). Коэффициент корреляции между экспертной оценкой и оценкой по Шкале СС составил г=0.450 (р< 0.5).

Во втором эксперименте испытуемых просили изобразить то или иное, заданное экспериментатором, эмоциональное состояние, произ­нося несколько нейтральных по содержанию фраз. Перед экспертами была поставлена задача определить, какую эмоцию изображает испы­туемый. И испытуемые, и эксперты тестировались по шкале СС. Резу­льтаты показали, что лица с высокими оценками не только более четко выражают заданную эмоцию, но и более точны в роли экспертов по сравнению с низко оцениваемыми по данной шкале.

В третьем эксперименте испытуемым предлагали заполнить не­кий личностный опросник, причем в их распоряжении была информа­ция о том, как на тот или иной вопрос отвечали другие испытуемые. Выяснилось, что высоко оцениваемые по Шкале СС чаще обращались к этой информации и дольше ее изучали по сравнению с низко оцени­ваемыми.

В четвертом эксперименте исследовалась критериальная валид-ностъ Шкалы СС. Критерием служила способность контролировать и управлять своим поведением. В качестве высокой по критерию группы выступали драматические актеры, в качестве низкой — пациенты пси­хиатрической клиники (с разными диагнозами). Результаты показали, что актеры получают по Шкале СС значимо более высокие оценки, чем контрольная группа (студенты), а психиатрические больные — значимо более низкие.

При проверке конструктоной валидности ШСС на отечественной выборке использовался опросник MM PL Выборка состояла из 53 чело­век (31 студент и 22 пациента неврологического отделения стациона­ра) половые и возрастные различия не учитывались). Результаты тес­тирования были подвергнуты корреляционному анализу; вычислялись коэффициенты корреляции между оценками по ШСС и оценками по 10-ти основным и 3-м шклам коррекции MMPI. Полученные коэффици­енты предствалены в тылице 1.

Таблица 1

Корреляции оценок по опроснику ШСС с оценками по MM Pi

Шкалы ММР!
L F К                    
-.27 .13 -.10 -.30 -.36 -.16 .64 -.16 -.02 -.19 -.08 .45 -.35

Наиболее тесные положительные связи ШСС имеет со шкалами 4 (Pd) и 9 (Ма). Высокие оценки по шкале 4 характерны для лиц, спон­танных в поведении, демонстративных и эгоцентричных. Они склонны казаться приятными и производить в целом хорошее впечатление, экстравертированы, энергичны, разговорчивый смелы. Обычно они имеют широкий круг интересов, могут включаться в различные виды деятельности, но их поведение не имеет четкой направленности, их


взаимоотношения с окружающими носят несколько манипулятивный характер.

Высокие оценки по шкале 9 предполагают повышенную актив­ность, предприимчивость, самоуверенность и общительность. Такие люди предпочитают не говорить, а действовать, но редко доводят свои планы до конца. Они кажутся дружелюбными и уравновешенными, но в глубине души не удовлетворены жизнью и тревожны.

Остальные статистически значимые корреляции со шкалами L, 1 и 0. Низкая оценка по шкале L означает, что испытуемый не стремится представить себя в благоприятном свете и не отрицает своих явных недостатков. Низкая оценка по шкале 1 свидетельствует об отсутствии у испытуемого озабоченности своим здоровьем. Такие люди обычно оптимистичны, бодры, проницательны, их поведение в целом эффек­тивно. Лица с низкими оценками по шкале 2, как правило, эмоциональ­но стабильны, чувствуют себя раскованно и легко, бодры, активны, склонны к соперничеству, имеют тенденцию к некоторой импульсив­ности, быстро принимают на себя роль лидера. Низкие оценки по шка­ле) характерны для людей экстравертированных, активных, энергич­ных, которые кроме того, могут иметь проблемы с контролем своих импульсивных желаний.

Таким образом, исходя из данных, приведенных в работах М. Снайдера и других авторов ШСС, для лиц с высокими оценками по этому опроснику характерны активность, гибкость, умение приспосаб­ливаться к ситуации, общительность и адаптивность. Эти качества согласуются с полученными нами результатами, что подтверждает конструктную валидность ШСС.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.