Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Империя Цинь. Реформы Цинь Ши-хуанди. Конфуцианство и легизм.






В ходе непрерывной междусобной войны китайских царств на протяжении V-III веков до Р.Х. выявилась определённая историческая тенденция - необходимость объединения разрозненных царств в единое, сильное государство, способное обеспечить безопасность границ, возможность захвата новых земель и рабов у соседних стран.

Объединение страны в тех условиях было возможно лишь в результате насильственного подчинения одному более сильному царству территорий всех остальных царств. В силу вышеизложенных причин сильнейшим из древнекитайских царств в то время было царство Цинь. Дальнейшие завоевания циньского царства, завершившиеся образованием империи, связанны с именем Ин Чжэна (246(61) - 210(8) года до Р.Х.). Ко времени вступления на престол царства Цинь ему было лишь двенадцать лет. Государством фактически правил видный сановник ЛюйБу-вэй, - крупный торговец и ростовщик, но вместе с тем и крупный земельный собственник и рабовладелец.

После завершения строительства стены, Цинь Ши Хуанди провел ряд мероприятий по внутреннему укреплению и централизации власти в своей империи. Были проведены аграрная и административная реформы по образцу реформ Шан Яна.

Была так же проведена финансовая реформа, по которой вводились новые деньги с квадратным отверстием посередине, и производилась унификация всех имеющихся денежных систем в единую систему. После реформы право чеканить деньги было только у императора. За подделку монет полагалась смертная казнь. Границы прежних царств были уничтожены. Если раньше жители каждого царства назывались именем своего царства, то после уничтожения границ по приказу Цинь Ши Хуанди все жители Циньской империи стали называться " черноголовыми" - хэшоу. После завоеваний на Юге Китая, империя была разделена на 40 областей - цзюнь, подразделявшихся на уезды - сянь. Во главе каждой области стояли два управителя: один был представителем гражданской администрации, а другой был военным администратором. Оба они назначались лично Цинь Ши Хуанди. В основу системы государственного управления были положены принципы учения фацзя. Все чиновники должны были строго руководствоваться едиными законами. Для наблюдения за действиями государственного аппарата назначались особые чиновники - инспектора - цзяньюйши, которые рассылались по всей империи, но подчинялись только самому Цинь Ши Хуанди. Введенные при Цинь Ши Хуанди, по примеру Шан Яна, чрезвычайно жестокие меры сурово карали за малейшие поступки. Многие преступления наказывались мучиельными казнями: отрезанием носа, разрубанием колен, вырыванием ребер. Обезглавливание было наиболее легким видом смертной казни. Существовали такие виды казни, как разрубание пополам, разрывание колесницами, зарытие заживо, разрубание по частям и другие более жестокие и омерзительные виды умерщвления. Особенно серьёзные преступления заканчивались казнью не только виновного, но всех его родственников в трех поколениях. Прежняя аристократия завоёванных Цинь Ши Хуанди царств была поставлена под строжайший надзор императорских чиновников. Согласно данным источников, 220 году до Р.Х 120 тысяч аристократических семей из числа наиболее богатых и знатных насильственно были переселены в столицу империи Цинь, - город Сяньян, где они находились под постоянным контролем шпионов и соглядатаев императорского двора империи Цинь. Все те, кто противился мероприятиям императора, подвергались мучительной казни, а члены их семей и их родственники обращались в государственных рабов. Прежние аристократические титулы были уничтожены. Отныне критериями знатности стали богатство и государственные заслуги. Нановоявленногоимератора еще в период завершения объединения Китая было совершено несколько покушений. Несколько царств заключили тайный союз против Цинь Ши Хуанди и наняли убийц. Осенью 221 года до Р.Х. убийцы ворвались в покои к Цинь Ши Хуанди и попытались зарубить его. Но в это время подоспели стражники и зарубили убийц. С целью ослабления своих внутренних врагов Цинь Ши Хуанди приказал отобрать все оружие у частных лиц и перелить его в бронзовые колокола. Эта мера должна была обезоружить представителей прежних царских и аристократических родов и обеспечить пресечение возможностей мятежа. С этои же целью были разрушены и укрепления внутри Китая, которые могли служить воставшим в качестве крепостей. По приказу Цинь Ши Хуанди в империи сооружились дороги и транспортные каналы, соединяющие столицу со всеми областями огромного государства. Для большей сохранности дорог была установлена единая ширина оси телег, так как повозки с широкими осями портили колею в мягкой лёссовой почве. Были обозначены единые меры веса, длинны и ёмкости для всей империи. Все эти мероприятия способствовали развитию торговли в Циньской империи. Как отмечает китайский историк той эпохи Бань Гу, с этого времени жемчуг, яшма, черепаховые щитки, каури перестали использоваться, как средства обмена, в качестве денег стали употребляться только золотые слитки и единая медная монета.

По приказу Цинь Ши Хуанди была проведена реформа письменности. До образования Циньской империи не существовало единой формы письменных знаков, в различных частях Древнего Китая иероглифы писались по-разному. Теперь же было установлено единообразное для всей страны письмо. Это письмо легло в основу современной китайской письменности.

Узаконенная свободная купля-продажа земли в масштабе всей империи, с одной стороны положила начало невиданному до сего времени обогащению знати, концентрировавшей в своих руках крупные земельные владения, а с другой стороны повлекло за собой массовое разорение свободных общинников. Земельная реформа Цинь Ши Хуанди рассматривалась позднее древнекитайскими государственными деятелями, как преступление против китайского народа. Так, сановник ДунЧжун-шу, живший во II - начале I века до Р.Х., писал: " При (династии) Цинь: применили законы Шан Яна,: отменили (систему) цзинтянь, господа смогли продавать и покупать (землю). (Тогда) поля богатых протянулись на сотни ли, а у бедных не стало места, где бы воткнуть шило". Так же оценивает результаты земельной реформы Цинь Ши Хуанди в начале I века до Р.Х. государственный деятель Ван Ман. Резкому ухудшению положения свободных производителей способствовало крайнее усиление в империи Цинь гнета налогов и повинностей. Создание и поддержка ирригационных и транспортных каналов, грандиозные строительные работы, проводящиеся по приказу императора и его сановников, требовали огромного количества рабочих рук. В этих работах участвовали помимо рабов, обязанные государственными повинностями свободные земледельцы-общинники. Источники сообщают, что при династии Цинь налоги возросли в двадцать раз по сравнению с древностью, а рабочие и военная повинности возросли в тридцать раз. Увеличение поддатного бремени усилило зависимость земледельцев от ростовщиков. Попав в кабалу к кредиторам, земледельцы вынуждены были закладывать свои участки земли, продавать в рабство членов своих семей, но даже эти меры не спасали их. Окончательно разорившиеся, они продавали свои земли и, оставшись, таким образом, без каких-либо средств к существованию, вынуждены были продавать в рабство самих себя. Угроза порабощения увеличилась в связи с введением новых чрезвычайно жестоких законов. Система взаимной ответственности семей, введеннная в свое время Шан Яном в царстве Цинь, теперь была распространена на всю империю. Количество государственных рабов из осуждённых было столь велико, что историк Бань Гу писал: " Одетые в красное (осужденные) заполнили дороги, тюрьмы превратились в рынки". Работорговля получила в это время исключительно широкое распространение: " торговали рабами, как частные лица, так и государственные сановники". По сведениям источников, " (династия Цинь): установила рынки рабов вместе с коровами и лошадьми в одних загонах: Дошло до того, что похищали и продавали жен и детей".

С династией Цинь был скомпрометирован и пал легизм. Проверка на практике его идей оказалась достаточной, чтобы выявить его несостоятельность для Китая того времени. Откровенно тоталитарная доктрина легистов с ее презрением к людям во имя процветания государства оказалась нежизнеспособной; легизм потерпел поражение. Но для сохранения уже сложившейся имперской.структуры, для процветания ее господствующих верхов, осуществлявших свою власть с помощью мощного административно-бюрократического аппарата, созданного стараниями легистов, необходима была доктрина, которая сумела бы придать всей этой системе благопристойный и респектабельный облик. Такой доктриной оказалось конфуцианство.

Синтез конфуцианства и легизма оказался не столь уж сложным делом. Во-первых, несмотря на многие различия, легизм и конфуцианство имели немало общего: сторонники обеих доктрин мыслили рационалистически, для тех и других государь был высшей инстанцией, министры и чиновники - его основными помощниками в управлении*, а народ - невежественной массой, которой следовало руководить должным образом для ее же блага. Во-вторых, синтез этот был необходим: введенные легизмом методы и институты (централизация администрации и фиска, суд, аппарат власти и т. п.), без которых нельзя было управлять империей, в интересах той же империи следовало сочетать с уважением к традициям и патриархально-клановым связям. Это и было сделано, причем наибольший вклад в осуществление синтеза внес ханьский император У-ди, министр-реформатор которого ДунЧжун-шу сильно видоизменил характер первоначального конфуцианства и превратил его в официальную государственную идеологию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.