Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проза 1970-х — начала 1980-х годов.






Проза 1970-х – начала 1980-х годов. Отличительная черта: Широкое понимание современника, многообразия его проявлений и типов социального поведения. В этот период в городской и деревенской прозе происходит смена вех: меняется облик, становится понятно, что это отдельный тематический пласт. В общественном мнении деревенская проза как феномен существовала уже в 1 половине 70-ых. Но объективно союз писателей не признавал. Тема деревни не рассматривалась. Основа деревенской прозы: «следует различать понятия «проза о деревне» (обозначает исторически развивающуюся тематическую линию прозы, идущую от Радищева, Тургенева, Некрасова, Чехова и др.) и «деревенскую прозу» (лит направление 2 половины 20 века и созданное прозаиками, вышедшими из деревни и пишущими о ней). Отличительная особенность деревенской прозы: ее глубокое проникновение в социальный и нравственный мир крестьянской вселенной, ее народную языковую стихию. Писатели-«деревеншики» опережали историков, первыми рассказали правду о коллективизации, о роли крестьянства в ВОВ и о послевоенный период и его проблемы. Очень остро был поставлен вопрос о судьбе деревни в 20 веке, о «раскрестьянивании», о судьбе маргинального человека (промежуточный, бесстатусный). Маргинал не находит своего места. В 80-е «затухание» деревенской прозы, но актуальность осталась до сих пор.

Проза 70-80 представлена богатой тематической палитрой: 1. Городские реалии, повести о школе (тендряков «ночь после выпуска» 74, «Расплата») 2. Военная тема (бондарев «Горячий снег», «Берег», Кондратьев повесть «Сашка»). 3. Общечеловеческие ценности (Битов «Оглашенные»). 4. Политический детектив (Семенов «12 мгновений весны»). Таким образом, сущность и структура литературного процесса 70- 1пол 80-ых определяет развитие 3-х взаимопроникающих тематических тенденций (направлений): 1. Городская проза (город не выдвинул многочисленных талантливых плеяд писателей; не сформировалось широкого литературного течения, хотя общий интерес к многозначности человеческой натуры обозначился. Лидер- Ю.Трифонов). 2. Деревенская проза (оформилась в эти годы в литературное направление, объединившее писателей с крестьянским мировидением, мироощущением. Многих представителей (Абрамов, Шукшин, Астафьев, Белов, Распутин) объединил не только интерес к судьбе деревни в 20 веке, к крестьянскому характеру, но и общность нравственно-философских исканий, тяготение к широкому народному слову). 3. Военная проза – тематика не стояла на месте, открывала новых героев, разрабатывала разные жанры от документального романа и повести до социально-психологических; новое осмысление ситуаций на войне.

Одна из характерных особенностей литературного процесса в семидесятые годы - актуализация и обновление художественной тенденции.

В литературе 1970-х годов возникла и глубоко оригинальная форма интеллектуальной прозы, в которой столкновение первого (конкретно-изобразительного) и второго (обобщенно-метафизического) планов обострялось благодаря тому, что первый план был строго документален. Это художественно-документальные книги-исследования, книги-расследования.

Как правило, на первый план выносился какой-либо легендарный или исторический сюжет, но сама форма его подачи: речь героев, характер конфликта, то, как изображались персонажи, носила остро современный, узнаваемый характер






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.