Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольные задания. 1) Бухгалтерский баланс содержит данные о финансовом состоянии организации






1) Бухгалтерский баланс содержит данные о финансовом состоянии организации

a) за отчетный период времени

b) на отчетную дату

2) Деление активов на оборотные и внеоборотные основано на том:

a) как долго предприятие владеет активами;

b) какие суммы необходимо выплатить другим организациям в течение года;

c) в течение какого периода времени ожидается погашение стоимости актива.

3) На 31 января отчетного года баланс организации имел следующие данные: общая сумма активов - 632 ден. ед.; общая сумма обязательств – 198 ден. ед. Какова величина собственного капитала на 31 января:

a) 434;

b) 830;

c) 632.

 

ТЕМА 3.
Бухгалтерские счета

Счета бухгалтерского учета и двойная запись. План счетов

Счет - основная единица хранения информации в бухгалтерском учете. Именно на счетах, а не в бухгалтерском балансе, отражаются (записываются) все хозяйственные операции, которые изменяют (увеличивают или уменьшают) каждый вид средств и их источников. То есть счета открывают для каждого вида активов, обязательств (пассивов) и капитала предприятия, включая доходы и расходы. Для малого предприятия достаточно иметь несколько десятков счетов, тогда как крупному предприятию необходимы тысячи счетов.

Совокупность всех счетов предприятия с соответствующими номерами называется планом счетов. В порядке нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ Министерством финансов Российской Федерации представлен и приказом от 31.10.2000 № 94н введен в действие с 01.01.02 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению (действующая редакция – от 08.11.2010 № 142н). Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ План счетов бухгалтерского учета относит к федеральным стандартам. Этот стандарт должен устанавливать план счетов и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций (ст. 21, п. 1.5). Таким образом, план счетов отнесен к документам в области регулирования бухгалтерского учета. План счетов определяет порядок отражения фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета, оформляет общий концептуальный подход к построению системы текущего бухгалтерского учета.

В международной практике существуют различные подходы к использованию плана счетов. В Германии и Франции, как и в Российской Федерации, действует единый обязательный план счетов, в Великобритании и США разработка плана счетов находится в ведении каждой конкретной организации (стандарты GAAP и МСФО). Поэтому российские компании, готовящие отчетность по МСФО, могут самостоятельно разработать и использовать параллельный план счетов для ведения международного учета.

В переводной литературе по бухгалтерскому учету можно встретить такое определение бухгалтерского счета, как «Т-счет». Этому есть простое объяснение: в своей простейшей форме бухгалтерский счет выглядит, как буква «Т» или как двусторонняя таблица, левая сторона которой называется дебет, а правая кредит.

В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Министерства финансов РФ от 27.07.98 № 34н, в ред. приказа от 24.12.2010 № 186н, п. 9) говорится, что организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов. Так, если организация приобрела материалы на сумму 5000 руб. за наличные, то такая операция отразится на двух взаимосвязанных счетах – «Материалы» и «Касса» (денежные средства). Взаимная связь между счетами, используемая при двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает такая связь, - корреспондирующими счетами. Следующая задача бухгалтера – правильно определитьбухгалтерскую проводку, т. е. определить, какой из этих счетов следует дебетовать (записать сумму по дебету счета), а какой – кредитовать (записать сумму операции по кредиту счета). В нашем примере дебетовать следует счет «Материалы», что означает увеличение средств на счете, а кредитовать – счет «Касса», что означает уменьшение средств на счете (в данном случае – денежных средств). В каких случаях запись означает увеличение, а в каких – уменьшение зависит от характера счета. Здесь существуют очень четкие правила, которые необходимо усвоить и запомнить.

Начальные остатки и увеличение на счетах средств (активов) записываются по дебетусчета, а уменьшение – по кредиту; поэтому конечный остаток по счету средств (активов) может быть только дебетовым: нельзя уменьшить актив на величину большую, чем сумма начального сальдо и дебетового оборота. Например, нельзя израсходовать материалов на большую сумму или списать с кредита счета «Материалы» больше, чем было отражено по дебету этого счета.

Начальные остатки (начальное сальдо) и увеличение на счетах обязательств и капитала записываются по кредиту, а уменьшение – по дебету. Конечное сальдо на счетах обязательств и капитала может быть только кредитовым. Так, при приобретении материалов в кредит корреспондирующими счетами будут счета средств («Материалы») и обязательств перед поставщиками (счет №60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»). Бухгалтерская проводка при этом будет такой:

Дебет счета № 10 «Материалы» (увеличение актива) – Кредит счета № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (увеличение обязательств).

Для удобства запоминания этих правил в одном из учебников по бухгалтерскому учету предлагается прием, опирающийся на структуру баланса. Поскольку активы отражаются в левой стороне баланса, увеличение на счетах активов также записывается слева, по дебету, а уменьшение соответственно по кредиту. Статьи обязательств и капитала находятся в правой стороне баланса – пассиве, поэтому увеличение на счетах, открытых для статей пассива баланса, записывается справа, по кредиту, а уменьшение – по дебету таких счетов. Таким образом:

увеличение активов – это дебет;

уменьшение активов – это кредит;

увеличение обязательств и капитала – это кредит;

уменьшение обязательств и капитала – это дебет.

Один из принципов бухгалтерского учета – принцип непрерывности. Однако на практике непрерывное отражение операций с активами и обязательствами приходится искусственно прерывать, чтобы отразить в отчетности результаты деятельности организации за отчетный период. При этом на счетах, открытых для статей актива и пассива баланса, определяется конечный остаток, сумма которого и переносится в новый, заключительный баланс. Поскольку на счетах средств (активов) начальный остаток (начальное сальдо) и увеличение, произошедшее за отчетный период, записаны по дебету, а уменьшение – по кредиту этих счетов, конечный остаток (конечное сальдо) определяется вычитанием кредитового оборота из суммы начального сальдо и дебетового оборота по счетам активов. Например, поступили материалы на сумму 600 ден. ед., полученные в кредит (счет еще не оплачен). Учет материалов ведется на активном счете № 10 «Материалы». Допустим, что на начало отчетного периода (начальное сальдо) на этом счете была записана сумма 300 ден. ед. – по дебету счета. Согласно принципу двойной записи, бухгалтерскую операцию принятия на учет поступивших в кредит материалов следует отразить на двух взаимосвязанных счетах, а именно на счете активов № 10 «Материалы» и счете обязательств № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». (Иной возможный порядок отражения поступления материалов излагается в соответствующей теме). Поскольку в результате этой операции произошло увеличение средств (материалов) и обязательств (поставщикам), должна быть сделана следующая бухгалтерская запись (бухгалтерская проводка):

Дебет сч. 10 – Кредит сч. 60 - 600.

Допустим, что в течение отчетного периода состоялась еще одна поставка материалов в кредит на сумму 200 ден. ед. Следовательно, выполняем такую же бухгалтерскую проводку:

Дебет сч. 10 - Кредит сч. 60 - 200 ден ед.

В отчетном периоде было передано материалов в производство на сумму 900 ден ед. По этой операции корреспондируют счет № 10 «Материалы» (уменьшение) и счет № 20 «Основное производство» (увеличение незавершенного производства). Следовательно, должна быть сделана запись:

Дебет сч. 20 – Кредит сч. 10 – 900 ден ед.

Если никаких других операций по счету № 10 «Материалы» в отчетном периоде не было, то можно подвести итог по счету и определить конечное сальдо. Поскольку это счет средств (активов), конечный остаток, как было отмечено ранее, может быть только дебетовым. Действительно, в данном примере дебетовый оборот по счету составил 600 + 200 = 800. В сумме с начальным сальдо получается 300 + 800 = 1100.

Кредитовый оборот составил 900 ден ед. Конечный остаток таков:

1100 – 900 = 200 ден. ед.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.