Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллектуальное развитие ребенка как процесс формирования умственных действий






 

Мы уже видели, что процесс психического развития ребенка происходит в процессе общения, первоначально практического. Но ребенок уже очень рано вступает и в речевое общение с окружающими. Он встречается со словами, начинает понимать их значение и активно употреблять их в своей речи. Овладение речью составляет важнейшее условие его умственного развития, так как содержание исторического опыта людей, опыт их общественно-исторической практики закрепляются, конечно, не только в форме материальных вещей; оно обобщается и отражается в словесной, речевой форме. Именно в этой форме перед ребенком выступает богатство накопленных человечеством знаний, понятий об окружающем его мире.

Перед ребенком стоит задача овладеть этими знаниями, понятиями. Но для этого он должен осуществить такие познавательные процессы, которые адекватны (но, конечно, не тождественны) процессам, продуктом которых явились данные понятия.

Как же формируются у него эти познавательные, интеллектуальные процессы?

Два возможных здесь допущения должны быть с самого начала отброшены как несостоятельные.

Это, во-первых, ничем не оправданное допущение, что ребенок обладает врожденными интеллектуальными функциями и познавательными операциями и что воздействующие на него внешние явления лишь вызывают их к жизни.

Во-вторых, это упрощенное допущение, что мыслительные операции формируются у ребенка под влиянием его личного индивидуального опыта, что в процессе обучения ребенок подвергается воздействиям, в результате повторения и подкрепления которых у него вырабатываются лишь новые условные связи, или ассоциации, и что его мыслительная деятельность представляет собой не что иное, как простое воспроизведение этих связей или ассоциаций.

Представление это находится в противоречии с фактами. Ведь такой путь формирования у ребенка мыслительных процессов требует опоры на огромный опыт и очень длительного времени. В действительности же формирование мыслительных процессов опирается у ребенка на относительно небольшой индивидуальный опыт и происходит относительно очень быстро. Это объясняется тем, что ребенок усваивает опыт в уже обобщенной форме. Однако никакое обобщение не может быть передано ребенку в его, так сказать, готовом виде. Можно, конечно, образовать у ребенка, например, такие ассоциации, как три плюс четыре — семь или пять минус два — три и т. д., но это отнюдь не приведет к тому, что он овладеет соответствующими арифметическими операциями и понятием числа. Поэтому обучение арифметике начинается не с этого, а с активного формирования у ребенка операций с внешними предметами: соответственного их перемещения и пересчитывания.

Затем эти внешние операции постепенно преобразуются в речевые («счет вслух»), сокращаются и, наконец, приобретают характер внутренних операций («счет в уме»), которые протекают автоматизирование в форме простых ассоциативных актов. За ними, однако, скрываются теперь те развернутые действия с количествами, которые мы предварительно построили у ребенка. Поэтому эти акты всегда могут у него вновь развернуться и экстериоризоваться.

Итак, овладение понятиями, обобщениями, знаниями требует, чтобы у ребенка сформировались адекватные умственные операции. А для этого они должны быть у него активно построены. Сначала они возникают в форме внешних действий, которые взрослый формирует у ребенка, и лишь затем преобразуются во внутренние интеллектуальные операции.

Этот процесс достаточно подробно изучен в исследованиях П. Я. Гальперина и его сотрудников. Он начинается с предварительной ориентировки ребенка в задаче — в показываемом ребенку действии и его продукте. Это и составляет «ориентировочную основу» первых действий, которые ребенок учится выполнять. Они, как уже было сказано, осуществляются в форме внешних операций с внешними вещами и при прямой помощи взрослого. Уже на этом этапе начинается их преобразование: ребенок научается выполнять их самостоятельно; они приобретают более обобщенный характер и происходит их сокращение.

Далее, на следующем этапе, действия переходят в речевой план, вербализуются. Ребенок научается считать вслух без опоры на внешние предметы. На этом этапе действие приобретает характер действия теоретического: теперь оно происходит как действие сo словами, со словесными понятиями. На этом этапе происходит дальнейшее преобразование действия в указанных выше направлениях и его постепенная автоматизация. Лишь на следующем этапе действие переносится целиком в умственный план и здесь претерпевает дальнейшие изменения, пока оно наконец не приобретает всех тех черт, ко-торые присущи внутренним мыслительным операциям. Понятно, что и на этом этапе оно может корректироваться и контролироваться взрослым, для чего нужно вновь вынести его вовне, например перевести его в план громкой речи.

Я описал процесс формирования мыслительных операций лишь в общей схеме. Не имея возможности говорить о нем подробнее, я ограничусь лишь некоторыми замечаниями.

Во-первых, далеко не всегда процесс проходит по всем трем указанным этапам, а может начинаться прямо с формирования в плане речи, что зависит от предшествующих достижений умственного развития ребенка.

Во-вторых, протекание этого процесса в целом образует разные типы. С точки зрения проблемы отставания ребенка в умственном развитии я хочу отметить в связи с этим вопросом только следующее. Если обучающие ребенка, прежде всего, ставят перед собой цель дать ребенку те или другие знания и мало уделяют внимания тому, по какому пути идет при этом сам ребенок, с помощью каких операций он решает те учебные задачи, которые перед ним ставятся, и не контролируют того, вовремя ли происходит их дальнейшее преобразование, то ход их развития может нарушиться.

Чтобы пояснить, что я имею в виду, я воспользуюсь небольшим экспериментом, который я когда-то провел в школе для умственно отсталых детей.

Я обратил внимание на то, что ученики, складывая в уме числа, скрыто пользуются при этом пальцами. Тогда я попросил принести несколько блюдец, дал по два блюдца каждому ученику и предложил им приподнимать их над столом в то время, когда они будут отвечать. Оказалось, что при этих условиях операция сложения чисел у большинства из них полностью распалась. Более подробный анализ показал, что в сложении эти ученики фактически остались на этапе внешних операций «присчитывания по единице» и переход к дальнейшему этапу у них не произошел. Поэтому продвинуться в обучении арифметике дальше действий в пределах первого десятка без специальной помощи они не могли. Для этого нужно было не вести их дальше, а, наоборот, прежде возвратить их к первоначальному этапу развернутых внешних операций, правильно «свернуть» эти операции и перевести их в речевой план — словом, заново построить у них способность «считать в уме».

Как показывают исследования, подобная перестройка действительно удается даже в работе с детьми с достаточно резко выраженной умственной отсталостью. Особенно же важно, что в случаях небольшой задержки умственного развития это дает эффект полного устранения ее.

Конечно, такое вмешательство в процесс формирования тех или иных умственных операций должно быть своевременным, потому что в противном случае из-за иногда случайно не сложившегося или неправильно сложившегося этапа формирования данного процесса он не может далее нормально протекать, в результате чего и создается впечатление о якобы умственной неполноценности данного ребенка.

В соответствии со всем сказанным выше должен решаться и вопрос о методах изучения интеллектуального развития ребенка. Тесты одаренности, констатирующие лишь то, какие задачи решаются и какие не решаются ребенком, но не вскрывающие особенностей самих психических процессов, должны быть признаны решительно не пригодными для оценки умственных возможностей ребенка, особенно в тех случаях, когда речь идет о небольших степенях отсталости.

 


[1] По L. Bianchi, La mecanique du cerveau", Paris, 1921.

[2] По L. Bianchi, La mecanique du cerveau", Paris, 1921.

[3] E. Du Воis-Reymon d, Reden, В. I—II, 1912; русск. перевод: «О границах познания природы. Семь мировых загадок», изд. 2, М., 1901. См. также И. Ф. Огнев, Речи Э. Дюбуа-Реймона и его научное мировоззрение, журн. «Вопросы философии и психологии», 1899, кн. 48, стр. 211. Повторяя вслед за Дюбуа-Реймоном положение о неразрешимости «загадки первых ощущений», О. Д. Хвольсон логически неизбежно приходит и к более общему положению «психологического агностицизма», а именно, что вообще проблемы психологии «фактически чужды естествознанию» (О. Д. Хвольсон, Гегель, Геккель, Косеут и двенадцатая заповедь, Спб., 1911).

[4] Э. Геккель, Мировые загадки, М., 1935.

[5] См. R. М. Ierkes, Animal psychological criteria, Journal of Philosophy, v. II, 1905, № 6.

 

[6] См. А. Дорн, Происхождение позвоночных животных и принцип смены функций, перевод, М., 1937.

[7] В. А. Догель, Сравнительная анатомия беспозвоночных, т. I, Л., 1938, стр. 9.

[8] А. Орбели, Лекции по физиологии нервной системы изд. 3, М, 1938.

[9] Beer, Bethe und V. Uexktill, Vorschlage zu einer objektivi-render Nomenklatur in der Physiologie des Nervensystems, Biol, Zentral-blatt, XIX, 1899.

[10] См. Спекторский, Физицизм и свобода в рациональной психологии XVII в., «Вопросы филооофии и психологии», кн. 130, М., 1915.

[11] Ф. Энгельс, Диалектика природы, М., Госполитиздат, 1955, стр. 197.

[12] См. W. Wundt, Cber 'psychologische Methoden, Phil. Studien, 1' 1881; Th. Ribot, La psychologie allemande contemporaine, 1896.

[13] Не случайно эта мысль, выразившая собой теоретический кризис психологии конца XIX в., была положена А. И. Введенским в основу его «закона отсутствия объективных признаков одушевления», смысл которого заключался в утверждении объективно-эмпирической непознаваемости психики. (А. И. ВВЕДЕНСКИЙ, О ПРЕДЕЛАХ И ПРИЗНАКАХ ОДУШЕВЛЕНИЯ, СПБ., 1892. СМ. ТАКЖЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ЭТОГО «закона» Н. Я. Грота — журн. «Вопросы философии и психологии», 1893, кн. 16, специальный отдел, стр. 117—118).

[14] 1 В. И. Ленин, Соч., т. 14, стр. 166.

[15] Энгельс, Диалектика природы, М., Госполитиздат, 1955, стр. 183—184.

[16] В. И. Ленин, Философские тетради, 1938, стр. 147.

[17] Ф. Энгельс, Диалектика природы, стр. 250.

[18] Ф. Энгельс, Диалектика природы, М., Госполитиздат, 1955, стр. 244.

[19] Ф. Энгельс, Диалектика природы, стр. 244.

[20] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIV, М.—Л., 1931, стр. 82.

[21] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIV, М, —Л., 1931, стр. 82.

[22] К. Маркс и Ф. Э н г е л ь с.

[23] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. II, стр. 29, 3.

[24] Л. Фейербах, Основные положения философии будущего, Избр. филос. произв., М., 1955, стр. 139—140.

[25] Л. Фейербах, Основные положения философии будущего, стр. 173.

[26] См. А. П. Опарин, Возникновение жизни на земле, М., 1941.

[27] См. С. М. Child, The origin and devolopment of the nervons system, Chicago, 1921, p. 21.

[28] См. Г. Хаберландт, Органы чувств у растений, СПб., 1907.

[29] Эта гипотеза о генезисе и природе чувствительности была разработана автором совместно с А. В. Запорожцем (1936).

[30] В приведенном примере использован факт из экспериментального-исследования, описанного Бойтендейком.

[31] См. А. А. К р о г и у с, Психология слепых и ее значение для общей психологии, 1926; А. А. К р о г и у с, Из душевного мира слепых, ч. I, Процессы восприятия у слепых, 1909; Т. Heller, Studien zur Blinden-psychologie, Phil. Stud., XI, 1894; P. Villey, Le monde des aveugles. 1914; Javal, La suppleance de la vie par les autre sens. Bull de l'Acade-mie de med, 1902, XLVII, p. 438.

[32] См. А. Кampik, Arch, fur die gesamte Psychologie, 1930, H. 1—2, Ss. 3-70. См. также Robert H. Hoult, Les sens vibrotactiles. „Anree psychologique", 1934, p. 3.

[33] В Западной Европе и в Америке за последние годы появилось большое количество работ, посвященных проблеме так называемой Exstra-Sen-sory Perception (см. обзор этих работ J. Kennedy, «Psych. Bulletin», 1938, № 2). Конечно, работы, исходящие из допущения возможности восприятия воздействий без участия органов, раздражимых в отношении воздействующих агентов, мы не можем считать принадлежащими науке, хотя некоторые факты, представляемые ими в мистифицированной форме, несомненно, имеют сами по себе известное значение. Гораздо больший интерес представляют исследования, посвященные вопросу о подпороговых (subliminal) стимулах, например работы К. Collier (Psych. Monogr., v. 52, 1940), к их обсуждению мы возвратимся в другой связи.

[34] См. Н. Б. Познанская, Кожная чувствительность к инфракрасным и к видимым лучам, «Бюл. экспер. биологии и медицины», 1936, т. 2, вып. 5; Ее же, Кожная чувствительность к видимому и инфракрасному облучению, «Физиологический журнал СССР», 1938, т. XXIV, вып. 4. См. также N. Fhrenwald, Uber einem photo-dermschen Tonus reflex, «Klinische Wochenschrift». 1933.

[35] Кожная чувствительность к свету установлена у кишечнополостных— Haug'oм (1933), у плантарий — Меrкеr'ом (1932), у высших червей— Hess'oM (1926), у насекомых — Graber'oM (1885) и Lammert'oM (1926), у моллюсков — Light'oM (1930) и др, у рыб — Wykes'oM (1933), у амфибий — Pears'oM (1910). В рассматриваемом контексте одной из важнейших работ является исследование Юнга (J. Z. J о u n g, The Photorecep-cers of Lampereys, «Journal of experimental biology», 1935, XII, pp. 223— 238).

[36] Это исследование, как и все нижеописанные, за исключением четвертого, было проведено в Институте психологии (Москва) в лаборатории автора (1937—1940 гг.).

[37] См. Н. Б. Познанская, И. Н. Никитский, X. Ю. Колодная, Т. С. Шахназарьян, Кожная чувствительность к видимым и инфракрасным лучам, Сборник докладов VI Всесоюзного съезда физиологов.Тбилиси, 1937, стр. 307—312.

[38] Этой инструкцией мы предупреждали возможность образования «скрытого» двигательного рефлекса по типу, установленному в опытах Беритова и Дзидзишвили (Труды биологического сектора Академии наук Груз. ССР, Тбилиси, 1934).

[39] Факт изменения ЭДС кожи лягушки под влиянием облучения был прослежен у нас Л. Т. Загорулько и А. В. Лебединским. Эти авторы получили положительные результаты при условии сохранности ЦНС («Физиологический журнал СССР», т. XVIII № 5).

[40] Предложение П. П. Блонского.

[41] 1 См. Н. Head and W. Rivers, An human experiment in nerve division, Brain, 1908, 29, p. 537.

[42] И. П Павлов, Лекции о работе больших полушарий головного мозга, Соч., т. IV, изд-во АН СССР, М.—Л., 1951, стр. 52—53.

[43] Там же, стр. 124.

[44] См. А. М. Богословский, Опыт выработки сенсорных УСЛОВНЫХ рефлексов у человека, «Физиологический журнал СССР», 1936, т. XX, № 6, стр. 1017; А. О. Долин, «Архив биологических наук», 1936, вып. 1—2; Г. X. Кекчеев, «Бюл. экспер. биологии и медицины», 1935, вып. 5—6, стр. 358 и последующие работы этих авторов.

[45] А. М. Богословский, Условнорефлекторное изменение различительной чувствительности глаза к яркостям, «Бюл. экспер. биологии и медицины», 1939, т. 8, вып. 3—4, стр. 272; его же, Опыт выработки сенсорных условных рефлексов у человека, «Физиологический журнал СССР», 1936, т. XX, № 6, стр. 1017 и другие работы автора.

[46] Исследование было проведено при участии В. И. Дробанцевой. По ходу этого исследования мы систематически пользовались консультацией А. И. Богословского.

[47] До начала опыта острота зрения (в условных единицах) — 9, при повышенной освещенности — 13.

[48] Мы считаем особенно важным подчеркнуть, что, говоря об «ощущаемых воздействиях», мы, разумеется, имеем в виду такие воздействия, которые без специальной подготовки могут быть актуально ощущаемыми, но которые в каждом данном случае вовсе не обязательно должны вызывать сознаваемые ощущения.

[49] См. И. П. Павлов, Двадцатилетний опыт, изд. 5, 1952, стр. 460.

[50] И. Павлов, Лекции о работе больших полушарий головного мозга, М., ГИЗ, 1927, стр. 116—117. (Подчеркнуто нами.— А. Л.)

[51] См. предварительные публикации об этом исследовании: В. И. Агнии, Об условиях возникновения ощущения, «Научная сессия Харьк. пед ин-та», изд. ин-та, Харьков, 1940, стр. 27; А. В. Запорожец, Особенности и развитие процесса восприятия, «Ученые записки Харьк. пед ин-та», т. IV, 1940.

[52] 1 См. Е. S а 1 z i, La sensation. Etude de sa genese, Paris, 1934.

[53] См. реферат Н. Pieron в „Аnne Psychologique, 1935. * Е. S а l z i, Цит. работа, стр. 104.

[54] А. И. Бронштейн, О сенсибилизирующем влиянии звуковых раздражений на орган слуха, «Бюл. экспер. биологии и медицины», 1936, сообщ. 1—3.

[55] Цит. работа, «Бюл. экспер. биологии и медицины», т. II, 1936, стр.366.

[56] В. И. Кауфман, Восприятие малых высотных разностей. В сб. «Исследования по проблеме чувствительности» под ред. В. П. Осипова и Б. Г. Ананьева, Л., 1940, стр. 114—138.

[57] И. П. Павлов, Двадцатилетний опыт, изд. 5, 1952, стр. 23.

[58] Там же, стр. 38. (Подчеркнуто всюду нами.— А. Л.).

[59] И. П. Павлов, Двадцатилетний опыт, стр. 24.

[60] Там же, стр. 486.

[61] И. П. Павлов, Двадцатилетний опыт, стр. 191. (Подчеркнуто нами.— А. Л.)

[62] И. П. Павлов, Двадцатилетний опыт, стр. 29.

[63] J. Muller, Handbuch der Physiologie des Menschen, B. 11, 1840.

[64] Как известно, уже Вебер, Гельмгольц и др. описывали факты, говорящие об участии движений руки в возникновении тактильных ощущений. Однако из этих фактов делались чисто негативные выводы. Например, Фрей в целях получения более чистых данных измерения порогов тактильной чувствительности считал желательным исключать возможность движения руки испытуемого путем фиксирования ее в гипсе; действительно, как было показано Шильдером, пороги кожных ощущений падают при движении руки в 5—7 раз.

[65] См. С. И. Вавилов, Глаз и солнце, М., 1950; С. В. Кравков, Очерк общей психофизиологии органов чувств, 1956.

[66] См. Б. Г. Ананьев, Труд как важнейшее условие развития чувствительности, «Вопросы психологии», 1955, № 1.

[67] См. J. К о h 1 е r, Diemetode des Brilleuversuchs in der Wahrr.ehmung-psychologie mit Bemerkungen. Zur Lehre von der Adaption, 1955; J. Koh-ler, Experiments with prolonged optical distortions „Proceeding of the XIV International Congress of Psychology", 1955.

[68] См. С. В. Кравков, Взаимодействие органов чувств, М.—Л., 1948.

[69] См. В. П. Зинченко, «Вопросы психологии», 1958, № 5; Л. Г. Членов и А. Сутовская, К патологии осязания, «Архив биологических наук» т. 40, вып. I; P. Delattre, Les indices acoustiques de la parole, «Phonehca», Basel —N. J, V. 2, N 1—2, 1958.

[70] Ом. E. А. Будилова, Учение И. М. Сеченова об ощущении и мышлении, М., изд-во АН СССР, 1954; Г. С. Костюк, Значение трудов И. М. Сеченова для развития материалистической психологии, «Труды Одесского университета», т. 147, 1957; С. Л. Рубинштейн, Психологические воззрения И. М. Сеченова и советская психологическая наука «Вопросы психологии», 1955, № 5; «Сеченов и материалистическая психология». Сб. под. ред. С. Л. Рубинштейна, М., изд-во АН СССР 1957

[71] «...Если вы... серьезно хотите «остерегаться» субъективизма и солипсизма, то вам надо прежде всего остерегаться основных идеалистических посылок вашей философии; надо идеалистическую линию вашей философии (от ощущений к внешнему миру) заменить материалистической (от внешнего мира к ощущениям)...» (В. И. Ленин, Соч., т. 14, стр. 45).

[72] См. И. М. Сеченов, Избранные произведения, т. I, М., изд-во АН СССР, 1952; его же, Физиология нервных центров, М., 1952.

[73] А. Ф. Самойлов, Избранные статьи и речи, М.—Л., 1946.

[74] См. И. П. Павлов, Двадцатилетний опыт. Полн. собр. соч., изд. 2, т. III, кн. I, М.—Л., изд-во АН СССР, 1951.

[75] См. А. Н. Леонтьев, Развитие психики, диссертация, 1940; его же, К вопросу о генезисе чувствительности, сб. «Психология», посвященный Д. Н. Узнадзе, Тбилиси, 1945.

[76] См. К. М. Быков и А. Т. Пшоник, О природе условного рефлекса, «Физиологический журнал СССР», 1949, т. 35, № 5; К. М. Быков, Сигнализация в кору головного мозга с наружных и внутренних рецепторов, Избр. произв., т. I, М., 1953; А. А. Гюрджиан, Изменение чувствительности анализатора к раздражителю в результате становления последнего условнорефлекторным сигналом, «XVI Совещание по проблемам высшей нервной деятельности», 1953; А. Л. Князева, К вопросу об образовании временных связей на неощущаемые раздражители, воздействующие на органы чувств, Труды Физиологического института им. И. П. Павлова, т. IV, 1949; А. Л. Князева и И. Э. Барбель, О выработке условных рефлексов на минимальные интенсивности световых раздражителей, «Проблемы физиологической оптики», т. X, 1952; И. И. Короткий, О соотношении между субъективным и объективным при образовании условного рефлекса у человека, Труды физиологических лабораторий им. И. П. Павлова, т. XVI, 1949; А. Т. Пшоник и Р. А. Фельборбаум, Некоторые данные к закону об относительной силе условных раздражителей, «Физиологический журнал СССР», 1955, № 4; Л. А. Чистович, Об изменении порога различения звукового раздражителя при изменении его сигнального значения, «Физиологический журнал СССР», 1955, № 4.

[77] См. Ф. П. Майоров, Проблема взаимоотношения субъективного и объективного при исследовании высшей нервной деятельности, «Физиологический журнал СССР», 1951, т. XXXVII, № 2; В. Г. Самсонова, Некоторые особенности взаимодействия первой и второй сигнальной системы при выработке условных реакций на световые раздражители слабой интенсивности, «Журнал высшей нервной деятельности», 1953, вып. 5.

[78] И. П. Павлов, Лекции о работе больших полушарий головного мозга, Полн. собр. соч., изд. 2, т. IV, М.—Л., изд-во АН СССР, 1951, стр. 142.

[79]См. Л. А. Андреев, Общие и частные характеристики аналитической деятельности больших полушарий на примере звукового анализатора, «Архив биологических наук», т. 49, вып. 3; его же, Физиология органов чувств, М., 1941.

[80] И. П. Павлов, Лекции о работе больших полушарий головного; мозга, стр. 142—143.

[81] См. «Ориентировочный рефлекс и ориентировочная деятельность», сб. под ред. Л. Г. Воронина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и Е. Н. Соколова, М., изд-во АПН РСФСР, 1958;

Е. Н. Соколов, Восприятие и условный рефлекс, изд-во МГУ, 1958.

[82] См. Л. М. Веккер, О динамике осязательного образа в зависимости от характера движения, сб. «Проблемы психологии», Л., 1948; его же, О некоторых вопросах теории осязательного образа, «Материалы совещания по психологии», М., изд-во АПН РСФСР, 1957; Л. И. Котлярова, Условия формирования образа восприятия, «Тезисы научной сессии Харьк. пед. ин-та», 1956; Л. А. Шифман, К вопросу о тактильном восприятии формы, Труды Института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева, т. XIII, Л., 1940; D. Katz, Der Aufbau der Tastwelt; 1925; G. Ravesz, Die Formenwelt des Tastinnes, Bd. 1, 1938.

[83] Большой интерес в этой связи представляют как данные, полученные в исследованиях онтогенетического развития осязания (Т. О. Гиневская, Развитие движений руки при осязании, «Известия АПН РСФСР», 1948, вып. 14; Ф. С. Розенфельд, Особенности осязательных восприятий ребенка-дошкольника, «Известия АПН РСФСР», 1948, вып. 17), так и данные патологии (А. Н. Леонтьев и Т. О. Гиневская, Гностическая чувствительность пораженной руки, «Ученые записки Московского университета», вып. III, 1947; Л. Г. Членов и А. Сутовская, К патологии осязания, «Архив биологических наук», т. 40, вып. 1; J. Delay, Les astereognosies, Patholosie du Toucher, 1935).

[84] Y. Konler, Akustlsch Untersuchungen, Zeitschrift fur Psycholoeie 73, 1915.

[85] См. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей, М., 1947.

[86] См. Ю. Б. Гиппенрейтер, Анализ системного строения восприятия. Сообщение I. К методике измерения звуковысотной различительной чувствительности, «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 4; Ю. Б. Гиппенрейтер, Анализ системного строения восприятия. Сообщение П Экспериментальный анализ моторной основы процесса восприятия высоты звука, «Доклады АПН РСФСР», 1958, № 1.

[87] См. О. В. Овчинникова, Анализ системного строения восприятия. Сообщение VII, «Доклады АПН РСФСР» (печ.).

[88] В обычных условиях и при применении классической методики измерения звуковысотных порогов факт этот маскируется различением звуков по другим параметрам, сопряженно меняющимся вместе с изменением основной высоты.

[89] «Слушание речи — не просто только слушание: до известной степени мы как бы говорим вместе с говорящим» (П. П. Блонский, Память и мышление, М.—Л., 1935, стр. 154). В новейшей лингвистической литературе это положение подчеркивается П. Делатром, который формулирует его следующим образом: «... звуковая волна воспринимается не прямо, а опосредствованно (indirectement) путем соотнесения ее с артикуляторным движением (par reference au gest articiilatoire) (P. Delattre, Les indices de la parole. " Phonetica", Basel — N. У. v. 2 N 1 - 2, 1958, p. 248).

[90] См. С. Бернштейн, Вопросы обучения произношению, М., 1937.

[91] См. А. Н. Соколов, Внутренняя речь и понимание, «Ученые записки Гос. научно-исслед. ин-та психологии», т. II, М., 1941.

[92] См. R. Husson, Etude des phenomenes physiologiques et acousti-aues de la voix chantee,.Revue scienlifique", 88.

[93] Ом. А. Н. Леонтьев и О. В. Овчинникова, Анализ системного строения восприятия. Сообщение V. О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей, «Доклады АПН РСФСР», 1958, №3.

[94] Вводя эти термины, я имею в виду различные схемы анализирующих устройств, которые выделяются в современной теории автоматов. Одна из них (Мак-Келлог и Питтс) характеризуется тем, что окончательная оценка входного сигнала представляет собой простой его фильтрат, возникающий в результате процессов, идущих только в одном направлении — от входа. По другой схеме, описанной Д. Мак-Кеем, оценка входного сигнала («физическое представление» о нем) является результатом встречного «подражательного» процесса, происходящего внутри системы, который осуществляет как бы непрерывное опробование «организующих программ» — гипотез, согласуемое посредством отрицательной обратной связи с процессами в цепи входного сигнала. Метафорически, говорит автор, отличие этой схемы, основанной на принципе «компарации», от первой состоит в том, что в ней «акт познания есть акт ответа» (С. Е. Shannon and I. McCarthy. Automata Studies. Princeton Univ. Press, 1956).

[95] См. Р. Гранит, Электрофизиологическое исследование рецепции, М., 1957; Е. Ф. Эдриан, Основы ощущений, М., 1931; CM.CI. Morgan, Physiological Psychology, N. J., 1941.

[96] 1 Здесь и ниже термин «инстинктивный» употребляется нами в самом широком его значении — как непосредственно природный.

[97]К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3, М., 1955, стр. 29.

 

[98] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIV, М.—Л., 1931, стр. 425.

[99] Там же, стр. 456.

[100] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIV. М.—Л.. 1931. стр. 453—454.

 

[101] К. Maркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 456.

[102] К. Маркс, Капитал, т. I, гл. V, изд. 1952, стр. 184—185.

[103] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIV, стр.457.

[104]К.Маркс и Ф. Энгельс, Избр. произв., т. I, М., 1952, стр. 63.

 

[105] К. Маркс, Капитал, т. I, гл. V, изд. 1952, стр. 186.

[106] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 406.

[107] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3, М., 1955, стр. 29.

[108] См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 455.

[109] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XV, М., Партиздат ЦК ВКП(б), 1935, стр. 462.

 

[110] И. В. Сталин, Соч., т. 1, стр. 314.

 

[111]Другое дело, что значение может осознаваться, но это — вторичное явление, возникающее лишь в том случае, если предметом сознания является не означаемое, а именно само значение как это бывает, например, при изучении языка.

 

[112] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3, М., 1955, стр. 24.

[113] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3, М., 1955. стр. 30.

 

[114] Л ев и-Б р ю л ь, Первобытное мышление, перевод с французского под ред. проф. В. К. Никольского и А. В. Клесина, «Атеист», 1930, стр. 86.

[115]К. Ма ркс и Ф. Энгельс, Соч., т, 2, М., 1955. стр. 54.

[116] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3, М., 1955, стр. 253.

[117]См. К. Маркс, Формы, предшествующие капиталистическому производству. Рукописи 1857—1858 гг., тетради IV и V, журн. «Пролетарская революция». 1939, № 3, стр. 149—186.

[118] К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. произв. т. I, М., 1955, стр. 56.

[119] Там же, стр. 56.

[120]Ф. Перрин, Практическая психология, 1945, стр. 272 и след., (на англ. яз.).

[121] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. III, М, —Л., 1929, стр. 657.

[122] К. Маркс, Ф. Энгельс Избранные произведения том I, 1955, стр. 56

[123] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, М., 1955, стр. 352.

[124] Там же, стр. 661.

[125] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, М., 1955, стр. 357.

[126] Там же.

[127] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, М., 1955, стр. 351.

[128] Там же стр. 357.

[129]В.Абаев, Язык как идеология и язык как техника, сб. «Язык имышление», Л., изд-во АН СССР. 1934, т. 2.

 

[130] Мы еще раз обращаем внимание читателя на двоякое употребление нами термина «значение»: в одних случаях — как значения слова (словесное значение), в других случаях — как знания, как вообще содержания общественного сознания, усваиваемого индивидом.

 

[131] Декарт, Принципы философии, ч. I, франц. изд. 1863, стр. 290.

[132] См. Г. Спенсер, Основные начала, М., 1867; его же, Основы

[133] См. L. P. Тhогре, and А. М. S сhmulеr, Contemporary theories of learning, N. У., 1954.

[134] См. Е. R. Guthrie, The psychology of learning, N. V., 1935.

[135] См. В. F. Skinner, Verbal Behavior, N. V., 1957.

[136] Обзор современных американских работ по проблеме научения см. у Е. Р. Хильгарта (Е. R. Н i 1 g а r d, Theories of learning, N. Y., 1948, Л. П. Торпа и А. М. Шмюллера (L. P. Thorpe, А. М. S с h m u ll е r, Contemporary theories of learning, N. V., 1954), С. С. Стивенса (S. S. Stevens, Handbook of experimental psychology, N. Y., 1954, pp. 517—788).

[137] См. I. Nuttin, Tache, reussite et echec, Louvain, 1953.

[138] Э. Торндейк, Процесс учения у человека, М., 1935, стр. 138.

[139] Н. A. Murray (editor), Explorations in Personality, 1938.

[140] G. Dumas, de psychology, Т. II, Paris, 1924, p. 766.

[141] См. E.D.Durkheim, Les regles de methode sociolodigue, Paris, 1895.

[142] См. M. H a l b w a с h s, Les cadres sociaux de la memoire, Paris, 1925.

[143] См. P. Janet, L'evolution de la memoire et de la notion du temps 1928; его же L'evolution psychologique de la personnalite, 1929.

[144] J Piaget, La formation du symbole chez l'ehfant, 1945; его же La, psychologie de l'intelligence, 1947; его же De la losdique de l'enfant la'loglque de l'adoleescent, 1955.

[145] См. А. Валлон, От действия к мысли, М., изд-во иностр. лит. 1956; Н. Wallon, L'orgranlque et le soclale chez l'liomme, Scientia, 1953.

[146] Cм J. Politzer, Critique des fondements de la psychologie con-temporaine, 1947.

[147] См. I. Meyerson, Themes nouveaux de psychologie objective, " Journal de psychologie normale et pathologie", 1954; его жe, Le travail, fonction psychologique, „Le travail, les metiers, l'emploi", 1955.

[148] А. А. Смирнов, Советская психология за 40 лет, «Вопросы психологии», 1957, № 5.

[149] П. П. Блонский, Очерк научной психологии, М., 1921; К. Н. Корнилов, Современная психология и марксизм, Л., ГИЗ,

[150] К. Н. Корнилов, Психология и марксизм, сб. «Психология и марксизм», М., ГИЗ, 1925; Л. С. Выготский, Психология и учение о локализации. Тезисы 1-го Всеукраинского психоневрологического съезда, Харьков, 1934.

[151] См. К. Н. Корнилов, Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма, Л., 1926.

[152] L. S. Vygodskiy, The problem of the cultural development of the child, “Journal of Genetik Psichology”, 1929, № 3.

[153] Более подробный анализ и оценка работ Л. С. Выготского даны во вступительной статье А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия к последнему изданию их (Л С Выготский, Избранные психологические исследования, М, изд-во АПН РСФСР, 1956); см. также А. Н. Леонтьев, Л. С Выготский, «Современная психоневрология», 1934, № 6.

[154] С. Л. Рубинштейн, Проблемы психологии в трудах К. Маркса, «Психотехника», 1934.

[155] Важное принципиальное значение этой статьи отмечалось, насколько мне известно, только в одной обзорно-исторической работе (Б. М. Теп лов. Советская психологическая наука за 30 лет, М., 1947).

[156] С. Л. Рубинштейн, Основы психологии, М., Учпедгиз, 1935.

5 С. Л. Рубинштейн, Мысли о психологии, «Ученые записки Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена», т. XXXIV, Л.,

6 С. Л. Рубинштейн, Основы общей психологии, М., Учпедгиз, 1948.

[159] См. А. Н. Леонтьев, Очерк развития психики, М., 1947.

[160] См. «О философских вопросах психологии», «Вопросы философии», 1954, № 4.

[161] См. В. Л. Комаров, Учение о виде у растений, М., изд-во АН СССР, 1944, стр. 207.

[162] См. Т. Д. Лысенко, О наследственности и ее изменчивости, «Агробиология», М., Сельхозгиз, 1949.

[163] См. К. Marx, F. Е n g е l s, Historisch-kritische Gesamtausgabe, В. 3. Berlin, 1932.

[164] См. Я. Я. Рогинский и М. Г. Левин, Основы антропологии, М., 1955, стр. 296.

[165] F. Tilney, The brain from ape to man, V. 2, 1928; M. Ф. He-стурх, Происхождение человека, M., 1958.

[166] Как это подчеркивает Я. Я. Рогинский, речь идет здесь именно о разных законах, действующих в разных сферах, а отнюдь не о каких-то промежуточных, смешанных био-социальных законах (Я. Я. Рогинский и М. Г. Левин, Основы антропологии, М., 1955, стр. 316).

[167] Я. Я. Рогинский и М. Г. Левин, Основы антропологии, стр. 319.

[168] Причиной остановки у человека процесса морфогенеза является, конечно, не прекращение действия законов биологической изменчивости и наследственности, а лишь прекращение отбора в борьбе за существование. «Учение о борьбе за существование, — писал К. А. Тимирязев, — останавливается на пороге культурной истории. Вся разумная деятельность человека одна борьба — с борьбой за существование» (К. А. Тимирязев, Исторический метод в биологии, Избр. соч., т. III, М., 1949, стр. 596).

[169]К. Маркс, Капитал, т. I, Госполитиздат, 1949, стр. 188.

[170] К. Маркс, Экономическо-филоеофские рукописи 1844 года, К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, М., 1956, стр. 595.

[171] Я имею в виду здесь и ниже только период постнатального развития.

[172] «Ни природа в объективном смысле, ни природа в субъективном смысле непосредственно не дана человеческому существу адекватным образом», — замечает Маркс (К. Маркс, Экономическо-философские рукописи 1844 года, К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, М., 1956, стр. 632).

[173] К. Маркс, Экономическо-философские рукописи 1844 года, К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, М., 1956, стр. 593—594.

[174]Там же, стр. 591.

[175] Я, понятно, отвлекаюсь от случаев проявления у животных «строительных инстинктов» и т. п., так как очевидно, что они имеют совершенно другую природу.

[176] П. Я. Гальперин, Психологическое различие орудий человека и вспомогательных средств у животных, кандидатская диссертация, Харьков, 1936.

[177] «...Присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно развитию определенной совокупности способностей у самих индивидов» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3, М., 1955. стр. 68).

[178] К. Маркс и Ф. Энгельс, Святое семейство или критика «критической критики», К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, 1955.

[179] К. Марк с, Экономическо-философские рукописи 1844 года, К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, М., 1956, стр. 390.

[180] Ф. И. Фрадкина, Психология игры в раннем детстве, диссертация, М., 1950; Ф. И. Фрадкина, Возникновение речи у ребенка, «Ученые записки Ленингр. пед. ин-та», т. XII, 1955; Т. Е. Конник о в а, Начальный этап в развитии детской речи, кандидатская диссертация, Л., 1947; Р. Я. Лехтман-Абрамович и Ф. И. Фрадкина, Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве, М., 1949.

[181]Д. Фигурин и А. Денисова, Этапы развития поведения Детей в возрасте от рождения до года, М., 1949.

[182] Е. К. Каверина, О развитии речи детей первых двух лет жизни, М., Медгиз, 1950.

[183] S. Fajans, Die Bedeutung der Entfernung fur die Starke eines Aufforderungscharakters beim Saugling, „Psychologische Forschungen", B. 13, H. 3-4, 1933.

[184] A. H. Леонть ев, Обучение как проблема психологии, «Вопросы психологии», 1957, № 1, стр. 12.

[185] К. Маркс, Капитал, т. I, Госполитиздат, 1949, стр. 184.

[186] К. Маркс. Экономическо-философские рукописи 1844 года, К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, М., 1956, стр. 592.

[187] А. Н. Севернов, Эволюция и психика, Собр. соч., т. III, М., изд-во АН СССР, 1947, стр. 298—300.

[188] Е. Rabaut, La biologie des insectes et J. H. Fabre, " Journal de psychologie", 1924, № 2; A. Molitor, Neue Versuche und Beobach-tungen an Grabwespen, I—IX, Biologisches Zentralblatt, 1931 —1938; K. von Frisch Bees, Cornell Univ. Press, 1950.

[189] F. Shepard and F. Breed, Maturation and use in the development of an instinct, " Journal of Animal Behavior", v. 3, 1913; W. W. Cruze, Maturation and Learning in Chicks, „Journal of Comparative Psychology,! 935; В. M. Боровский, Поведение цыплят, выведенных в инкубаторе, сб. „Рефлексы, инстинкты и навыки", М., Гос. соц.-эконом. изд-во, 1936.

[190] А. Д. Слоним, Экологический принцип в физиологии и изучение инстинктивной деятельности животных, Материалы совещания по психологии, М., изд-во АПН РСФСР, 1957.

[191] И. П. Павлов, Двадцатилетний опыт. Полн. собр., соч., т. III, кн. I, М.—Л., изд-во АН СССР, 1951, стр. 182.

[192] Там же, стр. 362.

[193] И. П. Павлов, Лекции о работе больших полушарий головного мозга, Полн. собр. соч., т. IV, М.—Л., изд-во АН СССР, 1951, стр. 28.

[194] J. V. Buytendijk, Psychologie des animaux, 1928.

[195] M. А. Гepд, Анализ процессов дрессировки, Материалы совещания по психологии, М., изд-во АПН РСФСР, 1957.

[196] J. В. Wо1fе, Effectiveness of Taken Rewards for Chimpanzees. Comparative Psychologi Monographies, v. 13, 1936.

[197] Н. А. Бернштейн, О построении движений, М., Медгиз, 1947, стр. 120.

[198] В. Келер, Исследование интеллекта человекоподобных обезьян, М., 1930.

 

[199] Возможность выработки у животных временных связей по методу «пассивных движений», разумеется, не отменяет сказанного: даже у человекообразных обезьян прямое вмешательство экспериментатора приводит лишь к тому, что у животного возникает связь соответственного движения с пищевым или ориентировочным подкреплением; например, выработанное таким методом у обезьян «писание» на доже, вступает в связь с подкреплением своими кинестетическими компонентами, а не своим продуктом (Э. Г. В а ц у р о, Исследование высшей нервной деятельности антропоида, М., изд-во АМН СССР, 1948, стр. 241).

[200] В. Вагнер, Биологические основания сравнительной психологии, т. II, М., 1913, стр. 375.

[201] См. D. Katz, Animals and Men, London, 1953, p. 148.

[202] Г. 3. Рогинский, Навыки и зачатки интеллектуальных действий у антропоидов, Л., 1948, стр. 175—185.

[203] Н. Ю. Войтонис, Предыстория интеллекта, М., изд-во АН СССР, 1949, стр. 214.

[204] J. Watson, Imitation in Monkeys, Psychol. Bull, 5; H. H. Ладыгина-Котc, Приспособительные моторные навыки макаки, М., 1929; Г. Аранович и И. Хотин, Подражание у обезьян, «Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы», 1939, №3.

[205] R. Yerkes and A. Yerkes, The Great Apes, 1929; H. H. Ладыгина-Котс, Дитя шимпанзе и дитя человека, М., 1935.

[206] Н. Н. Ладыгина-Котс, Дитя шимпанзе и дитя человека, стр. 226.

[207]P. Gulllaume, Limitation chez l'enfant, Paris, 1925.

[208] J. Piaget, La formation du symbole chez l'enfant, 1945.

[209] А. В. Запорожец, Развитие произвольных движений, докторская диссертация 1958.

[210] П. Я. Гальперин, Опыт изучения формирования умственных действий, «Доклады на совещании по вопросам психологии», М., изд-во АПН РСФСР, 1954; его же, умственное действие как основа формирования мысли и образа, «Вопросы психологии», 1957, № 6.

[211] В. В. Давыдов, Образование начального понятия о количестве у детей, «Вопросы психологии», 1957, № 2.

[212] Н. С. Пантина, Формирование двигательного навыка письма в зависимости от типа ориентировки в задании, «Вопросы психологии», 1957, № 4.

[213] Н. Ф. Талызина, К вопросу об усвоении начальных геометрических понятий, Материалы совещания по психологии, М., изд-во АПН РСФСР, 1957.

[214] Д. Б. Эльконин, Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты, «Вопросы психологии», 1956, № 5.

[215] А. Г. Рузская. Ориентирвочно-исследовательская деятельность в формировании элементарных обобщений у детей, Сб. «Проблемы ориентировочного рефлекса и ориентировоно-исследовательская деятельность», М., изд-во АПН РСФСР, 1958.

[216] В. Вундт, Основы физиологической психологии, СПб., т. I, стр. 458.

[217] Tам же, стр. 460.

[218] И. М. Сеченов, Избранные философские и психологические произведения, М., 1947, стр. 258—259, 274—275.

[219] И. П. Павлов, Двадцатилетний опыт, Полн. собр. соч., т. III, кн I, М.—Л., изд-во АН СССР, 1951, стр. 321.

[220] Е. Н. Соколов, Восприятие и условный рефлекс, М., 1958; Ю. А. Кулагин, Попытка экспериментального исследования восприятия направления звучащего предмета, «Вопросы психологии», 1956, № 6.

[221] М. И. 3емцова, Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности, М., изд-во АПН РСФСР, 1956, стр. 203—204.

[222] А. Н. Леонтьев, Природа и формирование психических свойств и процессов человека, «Вопросы психологии», 1955, № 1; А. Н. Леонтьев, О системной природе психических функций. Юбилейная сессия, посвященная 200-летию университета, «Тезисы докладов философского факультета», 1955, № 7.

[223] А. А. Ухтомский, Доминанта как фактор поведения. Собр. соч., т. I, Л., 1950, стр. 299.

[224] П. К. Анохин, Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. Доклад на сессии Ин-та дефектологии АПН РСФСР, М., изд-во АПН РСФСР, 1953; Н. И. Гpaщенков и А. Р. Лурия, О системной локализации функций в коре головного мозга, «Неврология и психиатрия», 1945, № 1.

[225] Л. С. Выготский, Психология и учение о локализации. Тезисы I-го Всеукраинского психоневрологического съезда, Харьков, 1934.

[226] А. Р. Лурия, Восстановление функций мозга после военной травмы, М, изд-во АМН СССР, 1948; Его же, Психология и проблема перестройки мозговых функций, «Известия АН БССР», 1950, № 2.

[227] П. К. Анохин, Общие принципы компенсации нарушенных Функций и их физиологическое обоснование. Доклад из сессии Ин-та Дефектологии АПН РСФСР, М., изд-во АПН РСФСР, 1953.

[228] «Павловские клинические среды», т. I, М.—Л., изд-во АН СССР 1954, стр. 619.

[229] Эсхил, Прикованный Прометей.

[230] P. Janet, L'evolution de la memoire et de la notion du temps, Paris, 1928, p. 262.

[231] К. Вейлэ, От бирки до азбуки, ГИЗ, 1923, стр. 99.

[232] Н Гирн, Происхождение искусства, ГИЗ, 1923. стр. 137.

[233] Фрезер, Золотая ветвь, т. I, русск. изд., 1928, стр. 50.

[234] Весьма любопытный пример употребления в качестве мнемотехнического средства пальцев руки мы находим у Ливингстона. В одном из африканских племен (у вакопайков) у знатных людей существовал обычай при встрече с незнакомыми лицами объявлять им через посредство своего слуги о своем происхождении. Так как их родословная сообщалась с весьма большими подробностями, то слуга, перечисляя генеалогические факты, относящиеся к его хозяину, перебирал при этом пальцы своих рук (Dr. D. Livingstone, Exploration dans l'interieur de 1' Afrique, traduct. fr., Paris, 1859, p. 19).

[235] См. Тейлор, Первобытная культура. Приводимый рисунок заимствован из книги: R. Thurnwald, Psychologie des primiitiven Menschen.

[236] Flurnоу, Les phenomenes de synopsie, Paris. Подробный реферат этой работы в русской литературе можно найти в книге: Г. Н Челпанов, О памяти и мнемонике, 2-е изд., СПб., 1903

[237] Dugas, La memoire et l'oubli, Paris, 1929.

[238] А. Н. Леонтьев, Опосредствованное запоминание у детей с недостаточным и болезненно измененным интеллектом, «Вопросы дефектологии», 1928, № 4.

[239] Э. Мейман, Экономия и техника памяти, СПб., 1913, стр. 107.

[240] 1 Fосau1t, op. сп.

 

[241] Для вычисления медиан мы пользовались обычной формулой:

 

[242] Э. Мейман, Лекции по экспериментальной педагогике, т. I, М., 1914, стр. 399.

[243] Diana Fischler et Ida Ullert, Contribution a l'etude des tes's — memoire immediate, Archive de Psych, t. XXI, Geneve, 1929, p. 302.

[244] Цифры после слов, заключенные в скобки, показывают номер слова в порядке его предъявления, который нами восстановлен по сличению с приведенным в той же работе (стр. 294) списком предлагавшихся слов.

[245] К сожалению, мы не имели возможности произвести сопоставление соответствующих величин по всем группам наших испытуемых; приведенная величина вычислена на основании 222 случаев по формуле координации:.

[246] См. А. П. Нечаев, Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения, изд. 3, ч. II, 1917, стр. 160.

[247] Близкое к этому мнение высказывается и Э. Мейман: «Непосредственное запоминание, — говорит этот автор, — является следствием именно запечатления, длительное же — следствием образования ассоциаций» (Цит. соч., стр. 77).

[248] См. N. Maso, La valeur de l'activfte de 1 esprit dans la fixation des idees Arch. d. Psych., t. XXI, 1929.

[249] См. М. Ю. Юсевич, Развитие культурных форм памяти у дошкольников, рукопись, М., 1929.

[250] См., например, величины, приведенные в табл. 3 и на рис. 44, § 4.

 

[251] См. Г. Д. Луков, Научные записки Харьк. гос. пед. ин-та, т. I, Харьков, 1939, стр. 15 (на укр. яз.).

[252] 1 Сходное различие было введено у нас В. Н. Мясищевым (1936). Исходя из него, мы, однако, вносим несколько другой оттенок и поэтому пользуемся также и другими терминами.

[253] Не заключается ли вообще искусство воспитания именно в создании правильного сочетания «понимаемых мотивов» и мотивов «реально действующих», а вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому типу реальных мотивов, управляющих жизнью личности?

 

[254] Мы опускаем здесь вопрос о внутренней связи между умственными операциями и соответствующей им категорией сознания: значениями, понятиями. Сложность этого вопроса требует рассмотреть его особо.

[255] См Б. М. Теплов, Способности и одаренность, «Ученые записки Института психологии», т. 2, М., 1941.

[256] См. В. А. Горбачева, О детских жалобах, журн. «Дошкольное воспитание», 1941, № 3.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.