Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Английская песенка






 

Современный уровень менеджмента (80—90-х годов) пред­полагает, что объектом управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа, а не процессы, люди, их деятельность и т.п. Поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения ос­нов организационно-культурного подхода, дающего комплекс­ное понимание процессов эволюции и функционирования раз­личных организаций с учетом глубинных механизмов поведе­ния людей в многофункциональных, динамически изменяю­щихся контекстах.

Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Люди создают ее как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сооб­ществами. Каждая организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно про­должительный отрезок времени, вынуждена заниматься вос­произведением из заимствованного социального опыта.

Выделяют следующие основные исторические типы органи­зационных культур:

• органическую;

• предпринимательскую;

• бюрократическую;

• партиципативную.

Краткое описание организационных культур представлено в табл. 3.5.

Обычно существующая в организациях корпоративная куль­тура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения, является оригинальной смесью из приведен­ных выше исторических типов организационных культур.

Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инст­румент, позволяющий ориентировать все подразделения и от­дельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотруд­ников и облегчать продуктивное общение между ними. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организа­ции так, чтобы все служащие понимали и придерживались ее. Современные организации, как правило, представляют собой поликультурные образования.

Определить значение той или иной культуры в жизнедея­тельности этой организации можно лишь с учетом того обстоя­тельства, что для каждой из них характерны специфические управленческие формы, выполняющие функцию воспроизведе­ния социального опыта параллельно с функцией регулирования деятельности людей в этой организации. Управленческие фор­мы (или их сочетание) обеспечивают воспроизведение совокуп­ности норм, ценностей, философских принципов и психологи­ческих установок, предопределяющих поведение людей в орга­низации (табл. 3.6).

В поликультурных организациях наличие этих управленче­ских форм позволяет отыскивать различные варианты решения возникающих проблем. В частности, в случае конфликтов его участники могут апеллировать и к общепризнанным нормам поведения (коллективистская управленческая форма), и к сооб­ражениям выгоды (рыночная), и к установлению властей (бюрократическая), и к легитимному мнению большинства за­интересованных участников (демократическая), и, наконец, прибегнуть к развернутой аргументации, чтобы убедить своих противников (диалоговая-знаниевая).

Таблица 3.5. Характеристика основных типов организационных культур

Типы организационных культур
Органическая Предпринимательская Бюрократическая Партиципативная
Организация направляется
согласием с общей идеей свободной инициативой сильным руководством всесторонними обсуж­дениями
Проблемы решаются на основе
исходного согласия с целями и задачами индивидуального творче­ства ясного и сосредоточен­ного продумывания открытого взаимодейст­вия
Лидерство основывается на
разделяемых взглядах о направлении общего движения   наличии авторитета и признания власти и положении содействии контактам и сотрудничеству
С хроническими проблемами справляются с помощью
непридания им значения и отказа от обсуждения поиска новых творческих подходов укрепления руководства и следования правилам более напряженной дискуссии и выработки способов решения
Повседневная работа
осуществляется при ми­нимальном вмешательст­ве в нее выполняется и видоиз­меняется каждым по-своему зависит от неизменности курса и активности руко­водства постоянно перепрове­ряется для большего совершенства
Функции и ответственность
реализуются с почти ав­томатической точностью получаются такими, ка­кими их делают люди предписываются и за­крепляются разделяются и сменя­ются по необходимости
Желания и интересы отдельных людей
оцениваются по степени их согласованности с целями организации   считаются более важны­ми, чем интересы орга­низации   подчиняются интересам организации согласуются с интере­сами организации пу­тем договоренностей
Руководство
задает контекст и цель, сводя к минимуму ос­тальное вмешательство дает людям возможность делать так, как они счи­тают нужным определяет лидеров и возможные направления развития действует как катализатор группового взаимодейст­вия и сотрудничества
Разногласия и конфликты
отражают факт расхож­дения с общими целями и задачами являются продуктивным выражением индивиду­альных особенностей и различий угрожают стабильности организации и мешают работе считаются жизненно необходимыми для эф­фективного решения проблем
Коммуникации (общение)
ограничены и несущест­венны меняются по интенсив­ности и непредсказуемы формальны и подчиня­ются правилам открыты и насыщенны
Информация и данные (как правило)
расцениваются как совме­стное знание, которое не нужно выносить вовне используются для инди­видуальных достижений контролируются, и дос­туп к ним ограничен оцениваются и распре­деляются открыто
             

 

Таблица 3.6. Механизмы и инструменты процесса целеполагания

Доминирующая управленческая форма Задача этапа Критерий Технологический инструментарий
Рыночная Получить разнообразный на­бор целей, оцениваемых по стоимостной шкале Прибыльность Маркетинг
Демократическая Отобрать цели, согласующиеся с законами, нормативами Легитимность Нормативная база, законы
Коллективистская Отобрать цели, исходя из ин­тересов организации, коллектива Приемлемость Изучение общест­венного мнения
Знаниевая Получить набор стратегий (сценариев возможных действий в зависимости от развития ситуа­ции) Осуществимость Анализ ресурсов, обстановки при раз­работке программы
Бюрократическая Привести в соответствие стра­тегии с возможностями исполни­телей Реализуемость задач Разработка заданий

 

Резюме

1. В процессе развития управления как науки использовались разные подходы к пониманию того, что есть управление.

2. Управленческий подход детерминировал взгляд на человека, его место в организации и оптимальные рычаги воздействия. Так, ме­тафора организации как машины сформировала взгляд на человека как на деталь, винтик в механизме, по отношению к которому воз­можно использование человеческих ресурсов.

3. Органический подход к управлению породил две основные ме­тафоры. Первая — организация как личность, где каждый человек — самостоятельный субъект, обладающий собственными целями, ценно­стями, представлениями о правилах поведения. По отношению к та­кому активному субъекту — партнеру организации в достижении ее целей возможно лишь управление путем постановки согласованных с ним целей. А для этого надо хорошо представлять себе специфику потребностей, основную ориентацию человека. Вторая метафора — мозг — сложный организм, включающий в себя различные подструкту­ры, соединенные разноплановыми линиями — коммуникации, управле­ния, контроля, взаимодействия. По отношению к такой сложной сис­теме можно говорить лишь об управлении ресурсами, направленном на оптимальное использование имеющегося потенциала в процессе достижения поставленных целей.

4. В рамках гуманистического подхода была предложена метафо­ра организации как культуры, а человека — как развивающегося в рамках определенной культурной традиции существа. Реализовывать функцию управления персоналом по отношению к такому сотруднику возможно только в рамках подхода — управления человеком, не толь­ко самостоятельным, активным существом, но и придерживающимся определенных ценностей, правил, принятых норм поведения.

Сравнительная оценка этих подходов

Подход Метафора Концепция управления персоналом Основные задачи управления персоналом
Экономи­ческий Механизм Использование чело­веческих ресурсов Отбор способных работников, стимулиро­вание, нормирование труда
Органи­ческий Личность Управление персона­лом Изучение специфики потребностей, разра­ботка различных программ, ориентированных на разные уровни потребностей (физиологический, потреб­ность в безопасности, потребность в обще­нии, потребности в получении профессио­нального признания, потребность в самореализации)­
  Мозг Управление челове­ческими ресурсами Обучение персонала — углубление как специа­лизации, так и универ­сализации, создание условий для максималь­ной самоорганизации сотрудников
Гумани­стический Культура Управление челове­ком Адаптация, развитие культуры организации – задание ценностей, формирование правил и норм, символизация.

 

Контрольные вопросы:

1. Объясните понятие " деятельность по управлению персоналом".

2. Что такое концепция управления персоналом и как она связана с концепцией управления в целом?

3. Какие концепции управления персоналом вы знаете?

4. Перечислите основные задачи по управлению персоналом, ха­рактерные для концепций:

• использования трудовых ресурсов;

• управления персоналом;

• управления человеческими ресурсами;

• управления человеком.

5. Объясните понятия " организационная культура" и " корпо­ративная культура".

6. Какие типы организационных культур вы знаете?

Глава 4. Концепция " человеческого капитала"

Работники становятся капиталистами не от раз­мывания собственности на корпоративные активы (акции), как утверждает молва, а от приобретения знаний и навыков, имеющих экономическую стои­мость.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.