Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Циклы развития организации






Однако если мы сравним особенности внутрифирменных установок, регламентирующих управленческую деятельность, то увидим, что не только задачи стадии важны для понимания тех мероприятий, которые выполняются руководством в конкрет­ный период существования организации. Не менее существен­ным оказывается и генеральная целевая, ценностная установка фирмы в определенный период существования.

Таблица 2.2. Соотнесение стадий жизненного цикла, типов стратегии организации и особенностей персонала

Стадия. Цель Тип стратегии. Краткое описание Краткая характеристика стратегии Характеристика особенностей персонала
Формирование. " Заявка" на рынке това­ров/услуг     Предпринимательская. Привлечь внимание к то­вару, найти своего потребителя, организовать про­дажу и сервис, стать привлекательным для клиента     Принимаются проекты с высо­кой степенью финансового риска, минимальным количе­ством действий. Ресурсы недостаточны для удовлетворения всех требований заказчика. В центре внимания — быстрое осуществление ближайших мер     Работники должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориента­цией, готовыми риско­вать, не боящимися ответ­ственности. Малая сме­няемость ведущих сотруд­ников
Интенсивный рост. " Размножение систем"         Динамический рост. Нарастающий рост объе­мов и качества услуг и соответственно числа структур       Степень риска — меньшая. Постоянное сопоставление текущих целей и создание фундамента для будущего. Письменная фиксация поли­тики фирмы и основных про­цедур Организационная закрепленность, тесное взаимодействие, гибкость в изменяющихся условиях, проблемная ориентация персонала    
Стабилизация. Закрепление на рынке, достижения максимального уровня рентабельности Прибыльность. Поддержание системы в равновесии В центре внимания — сохранение существующего уровня прибыльности. Минимизация затрат, возможно прекращение найма. Хорошо развита управ­ленческая система. Созданы и действуют различного рода процедурные правила Служащие, достигающие максимальных результатов (количества и качества) при невысоком уровне затрат и низком уровне риска
Спад. Прекращение нерента­бельного, затратного производства Возрождение Ликвидация. Ликвидация части производ­ства, продажа с максималь­ной выгодой, как финан­совой, так и психологической Предпринимательская/ Ликвидация. Снижение объемов, поиск нового продукта и путей оптимизации деятельности Продажа активов, устранение возможных убытков, в будущем — сокращение работающих     Основное — спасти предпри­ятие. Осуществляются дейст­вия по сокращению затрат с целью выжить в ближайшее время и обрести стабильность на длительную перспективу   Работники, не привер­женные фирме, готовые работать короткое время, узко ориентированные     Гибкость к изменяющим­ся условиям, ориентация на долгосрочные цели, самоотверженность, го­товность переносить вре­менный дискомфорт в условиях и оплате труда

 

Организационные консультанты проанализировали рад дли­тельно существующих фирм и обратили внимание на то, что организации проходят еще один временной цикл, более длитель­ный по сравнению со стадийным, в котором можно выделить четыре различных типа ценностных установок.

1. Установка, характерная для цикла развития организации " тусовка", ставит во главу ценности межличностного общения, создания внутрифирменной целостности на базе личных кон­тактов, приверженности общим принципам коммуникации и подобным человеческим особенностям.

2. Установка, характерная для цикла развития организации под названием " механизация", связана с пониманием ценности упорядочивания, определенности деятельности, внутренней организации. Именно на данном цикле развития организация впервые сталкивается с необходимостью замены сотрудников, которые хорошо вписываются в личностную, неформальную структуру, но не могут быть эффективными специалистами.

3. Установка, проявляющаяся в период цикла развития uвнympeннee предпринимательство", провозглашает необходи­мость максимального участия каждого из сотрудников в " предпринимательском процессе". Такое представление о цен­ностях говорит о том, что любой сотрудник организации дол­жен подходить к реализации своей деятельности как предпри­ниматель, который представляет товар на рынке. А поэтому любой сотрудник должен хорошо знать своего клиента (и внут­рифирменного также), его потребности и работать так, чтобы его продукт находил сбыт.

4. Установка, характерная для этапа " управление качеством", связана с всемерной ориентацией всех и каждого на качество. В рамках данного цикла каждый сотрудник организации дол­жен озаботиться проблемой качества (соответствия представле­ниям заказчика о желаемом) итогового продукта, а для этого каждый из промежуточных продуктов (полуфабрикатов) должен быть максимально качественным. Хотя сама проблема понима­ния качества также будет требовать уточнения — что понимать под качеством конкретного товара. Для кого-то качественным будет считаться вечная зажигалка, а для кого-то — остромодная вещь даже из очень хрупкого материала.

Взгляд на организацию сквозь призму циклов развития по­зволяет более точно идентифицировать ее основные ценност­ные установки и ориентации, конкретизировать задачи, стоя­щие перед организацией, а также особенности управленческих подходов и кадрового обеспечения.

Резюме

1. Для понимания специфики конкретной фирмы (предприятия) не­обходимо проанализировать элементы, из которых состоит организа­ция: цели, структуру, управление, финансы, персонал, технологию.

2. Все элементы организации должны соответствовать друг другу, проблемы организации — тем более, чем в большем диссонансе на­ходятся элементы организации.

3. Зная цель, мы можем выбрать адекватную технологию, ориен­тируясь на имеющиеся ресурсы (как финансовые, так и человеческие), а также систему управления.

4. Жизнь организации протекает по определенным законам: ста­дию формирования сменяет стадия интенсивного роста, которая мо­жет перейти в стадию стабилизации, а затем — спада.

5. Если организации удается закрепиться на рынке, то она может пройти несколько циклов своего развития, более длительных перио­дов, которые отличаются друг от друга ценностными установками и ориентацией организации. Для первого цикла характерно особое внимание к внутренней атмосфере, созданию благоприятного (семейного) уклада, для следующего — стремление к максимальной формализации, затем — ориентация на создание предприниматель­ского потенциала, а далее — стремление к максимальному качеству продукции.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте основные задачи управленческой деятельности.

2. Чем вызвана необходимость управления персоналом?

3. Объясните, в чем заключается основная задача руководителя, администратора, организатора, управленца?

4. Перечислите элементы организации.

5. Чем отличается миссия от видения?

6. Какие типы совместной деятельности могут быть заданы тех­нологией производства?

7. Какие управленческие формы вы знаете?

8. Какие особенности персонала задаются типами совместной деятельности?

9. Какие циклы проходит организация в своем развитии?

10. Охарактеризуйте стадии развития организации.

II. Концепции управления персоналом

Слушайте загадку, — сказал Великий Пи­тон, решив напоследок рассеять впечатление от дерзких выкриков кролика, — она же шутка... Какой кролик может стать уда­вом?

Удавы стали думать. Некоторые решили, что царь при помощи этой загадки выискива­ет среди них будущих изменников, и потому на всякий случай решили молчать. Другие вы­сказывали более или менее правдоподобные предположения. Но никто не отгадал пра­вильного ответа.

— Ответ! Ответ! — стали кричать удавы.

— Хорошо, — сказал Великий Питон, — вот вам ответ: кролик, проглоченный удавом, может стать удавом.

— Но почему, о, Царь? — вопрошали удавы.

— Потому что кролик, переработанный удавам, превращается в удава. Значит, удавы — это кролики на высшей стадии своего развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.