Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детерминанты социального класса






На социальный класс человека наибольшее влияние оказывает семья, в которой он вырос. Особенно сильно сказывается профессия отца, поскольку именно род деятельности мужчины исторически является наиболее важным детерминантом класса. За ней следует профессия женщины, матери семейства.

В анализе потребителей наиболее полезными для определения социального класса, к которому принадлежит индивид, важнейшими являются профессия, личные достижения, общественные связи, собственность, ценностная ориентация и классовое сознание.

Род занятий. Род занятий - наилучший показатель социального класса, применяемый в большинстве исследований потребителей. Работа, которую выполняют потребители, несомненно, сказывается на их образе жизни. В зависимости от рода деятельности изменяется и потребление.

Довольно распространенная ошибка - попытка приравнять социальный класс к понятию дохода. Класс не определяется доходом, который получает индивид, хотя между ними и может существовать некоторая зависимость. Она обусловлена тем, что между доходом и другими определяющими социальный класс переменными существуют относительно тесные взаимосвязи.

Личные достижения. На статус человека также влияет успех, которого он добился, в сравнении с достижениями тех, кто имеет аналогичную работу. И хотя доход не является показателем социального класса в целом, он может использоваться как мера успеха, или достижений, человека в рамках его трудовой деятельности. К личным достижениям можно отнести и иные, не связанные с работой, заслуги. Статус семьи может повыситься, если отца семейства считают человеком, готовым помочь другим в трудной ситуации, если он является необыкновенно добрым и хорошим другом или активно работает в общественной или религиозной организации. На статусе может положительно сказаться и репутация хорошей матери или хорошего отца.

Круг общения. Человек чувствует себя более свободно и уверенно, когда он находится в обществе людей со схожими ценностями и поведением. Социологов, которые заостряют внимание на общественных связях, в шутку называют школой «придумавших, кому с кем обедать». В таком подходе членство в некой группе и взаимоотношения в ее рамках считаются определяющим фактором социального класса человека. Переменные общественных связей - личный престиж, круг общения и сами связи человека - и составляют суть социального класса.

Престиж индивида велик, если другие люди склонны уважать или почитать его.

Круг общения - переменная, связанная с повседневными взаимоотношениями с людьми, любящими делать то же самое и таким же образом, рядом с которыми индивид чувствует себя уверенно, Поведение и ценности социального класса четко проявляются в детях к тому моменту, когда они достигают юности и у них формируются различные классовые переменные (например самоуважение). Социальные связи обычно ограничиваются классом, к которому принадлежит индивид в данный момент времени, хотя, конечно, нельзя исключать и возможности его более широких контактов. Большинство браков заключается в рамках одного или двух смежных классов.

Собственность. Собственность является символом классовой принадлежности, причем важен не только ее стоимостной объем, но и сама природа вещей. Явление «видимого потребления», желание людей продемонстрировать свою способность приобретать дорогие вещи, помогает объяснить, почему представители разных классов покупают разные продукты. Так, семья из среднего класса может полностью покрыть стены своего дома деревянной обшивкой, в то время как семья из высшего класса предпочтет какие-нибудь восточные ковры, даже если цена отделки будет одинаковой.

Собственность и благосостояние - понятия, тесно связанные между собой. Благосостояние - это, как правило, результат накопления прошлого дохода. В некоторых своих формах, например при владении бизнесом, акциями или облигациями, оно является источником дохода будущего, что позволяет семье поддерживать свой (высокий) социальный статус от поколения к поколению. Так что собственность, определяющая благосостояние семьи, является важным показателем социального класса. Товары и торговые марки часто позиционируются как символы того или иного статуса, т.е. как продукты, которыми пользуются представители верхушки среднего или высших классов. Для тех, кто пытается ассоциировать себя с такими классами, приобретение этих марок может быть отчасти продиктовано желанием приблизиться к своей мечте, сделать ее немного реальнее.

Ценностная ориентация. На социальный класс, к которому принадлежит человек, указывают и его ценности. Когда группа людей разделяет одни и те же принципы организации многих конкретных атрибутов, любого ее представителя можно оценить по степени согласия с данными принципами.

Классовое сознание. Одним из важных политических показателей социального статуса является классовое сознание, т. е. степень осознания людьми своей принадлежности к определенной группе, имеющей специфические политические и экономические интересы. В какой-то мере социальный класс человека указывает на то, насколько он осознает свою классовую принадлежность. Представители низшего социального класса, осознавая реальное существование классов, могут не реагировать на отражающие их положение обращения. Так, если реклама, ориентированная на высшие классы, часто изобилует характерными для них социальными символами, то реклама для среднего и низшего классов, в которой отображаются соответствующие им символы, может оказаться неэффективной.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.