Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинарскому занятию. Приступая к изучению античного государства, следует уяснить, что к концу II - нач






Приступая к изучению античного государства, следует уяснить, что к концу II - нач. I тыс. до н.э., на территории Древней Греции и Италии существовал ряд самостоятельных государств. Различия в конкретных исторических особенностях формирования античного государства, в географических и природных условиях привели к возникновению различных форм рабовладельческих государств. Наибольший интерес представляют афинское, спартанское и римское государство. Следует обратить внимание, что в Афинах сложилась демократическая республика - развитая форма правления рабовладельческого государства. В Спарте в большей степени сохранились пережитки первобытнообщинных отношений и родоплеменной организации власти, что привело в дальнейшем к установлению аристократического правления. Аристократическая по своей сути была республика в Риме.

Аристотель, Платон, Геродот, Дионисий Галикарнасский, Фукидид и Страбон и многие другие древнегреческие мыслители указывали на «правильность» государственно-политических форм тех полисов, в которых они проживали. Почему же исключительно римские государственные принципы и механизмы учитывает современные государственные структуры? Поразмышляйте над этим вопросом.

Уясните особенности формирования государств античного типа, влияние на этот процесс природно-географических и экономических факторов. Вспомните определение полиса. Определите, почему на первый план внутриполисной социальной структуры вышли классовые, имущественные различия, какое влияние на развитие политической структуры полиса оказало формирование классического рабства. Обратите внимание на некоторые закономерности развития политической жизни и смены форм устройства полисных государств, существование различных республиканских форм правления: аристократии, демократии, олигархии. Установите причины кризиса и падения полисной системы.

Учтите, что в центре полисной культуры стоял античный человек – свободный собственник. Идеология свободных собственников основана на моральной максиме – «трудись и преуспеешь». Полисное сознание уникально тем, что в нем органично сочетаются демократическое и аристократическое начала. Обратите внимание на взаимосвязь демократических и аристократических элементов полисной культуры, которые создавали стимулы к развитию политических и правовых учреждений, обеспечивала их преемственность и высокую жизнестойкость.

Осуществите анализ процесса формирования рабовладельческого государства на территории Греции и Италии, где в конце II тыс. до н.э. происходит процесс превращения первобытной демократии в военную демократию. Обратите внимание на то, что важным этапом в образовании античного государства были реформы, связанные с именем легендарных героев Тезея, Ликурга, Ромула и др. (синоикизм). Рассмотрите характер изменений в системе органов власти и управления: в VII в. до н.э. - ограничение власти базилевса, царя выборными должностными лицами из числа аристократов и формирование новых органом публичного управления. Проанализируйте характер и значение ряда реформ: Солона и Клисфена, Перикла и Эфиальта (Др. Афины), Ликурга (Др. Спарта), Сервия Туллия (Др. Рим). Учтите, что указанные реформы по своей значимости сравнимы с социальной революцией, так как их целью по заявлению самого Солона было примирение интересов враждующих групп свободных людей.

Дайте характеристику социальной структуры населения, определите какие критерии лежали в её основе, определить взаимосвязь с политической системой. Важно при этом обратить внимание на особенности становления классового общества и государства, влияния завоеваний, необходимости обеспечения господства над покоренным населением.

Раскройте содержание правового статуса основных групп населения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.