Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 4. Развитие государства и права стран Европы и Америки в Новейшее время.






 

Тема 4.1 Государство и право Франции в Новейшее время. Государственное развитие Французской республики

 

План:

1.Четвертая республика во Франции

2.Пятая республика во Франции

 

1. Падение Третьей республики стало результатом поражения Франции в войне с гитлеровской Германией летом 1940 г.

После капитуляции в 1940 г. большая часть Франции управлялась не­мецкими оккупационными органами. В южной, не оккупированной, зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна, получившего название " правительства Виши". Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически республика перестала существовать. Рядом декретов Петэн отменил должность президента республики и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой государственной власти. Осенью 1942 г. немцы ввели свои войска и в южную зону Франции, тем самым фактически ликвидировав остатки государственности.

 

С первых дней оккупации страны французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. В противовес правительству Петэна в Лондо­не в 1940 г. был образован правительственный комитет " Свободная Фран­ция", имевший целью объединить французские силы для борьбы за ос­вобождение Франции.

Летом 1943 г. был создан единый Французский комитет национального освобождения, позже реорганизованный во Временное правительство Франции во главе с генералом де Голлем. В это же время была сформи­рована Консультативная ассамблея, состоявшая из представителей всех политических партий и групп, борющихся или выступающих за осво­бождение Франции.

Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции, и в результате их действий, соединенных с общенациональным движением Сопротивления, к концу 1944 г. Франция была в основном освобожде­на.

Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны после ее ос­вобождения являлось будущее государственного строя, проблема но­вой конституции.

Получив на выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. наи­большее количество депутатских мандатов, коммунисты, социалисты и католическая партия МРП образовали новое, трехпартийное Вре­менное правительство и добились выработки проекта конституции на основе своей программы. Однако на референдуме он был отклонен. Второй проект был разработан в 1946 г. новым составом Учредительно­го собрания. После утверждения на референдуме этот проект конститу­ции стал Основным законом Франции.

 

В преамбуле новой Конституции 1946 г. торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, данные Декларацией прав че­ловека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались:

- равные права всех граждан вне зависимости от пола;

- право политического убежища для лиц, борющихся за свободу;

- обязанность работать и право на получение должности вне зависимости от происхождения, взглядов, вероисповедания;

- право на организацию профсоюзов и проведение стачек; право на зак­лючение коллективных договоров;

- социальная помощь детям, матерям, инвалидам;

- обязательство республики не вести завоевательных войн.

Конституция предусматривала учреждение парламентской республики. Парламент должен был состоять из двух палат:

• Национального собрания, которое избиралось на пять лет на основе всеобщего и прямого избирательного права. Только Национальное собра­ние имело право принятия законов. Законодательной инициативой на­делялись члены парламента и председатель Совета министров;

• Совета республики, который избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. Совет респуб­лики получил право рассматривать законопроекты, принятые Нацио­нальным собранием. Свое заключение по законопроектам Совет рес­публики должен был представлять в двухмесячный срок. Если заключение не соответствует тексту законопроекта, принятого Национальным со­бранием, последнее рассматривает проект или предложение закона во втором чтении и выносит окончательное решение.

Высшим представителем государственной власти Конституция объявила президента республики. Он избирается парламентом сроком на 7 лет и может быть переизбран еще на один срок. Президент информируется относительно международных переговоров, подписывает и ратифици­рует договоры с иностранными государствами, осуществляет обнаро­дование законов. Он утверждает также важнейшие правительственные декреты. Но каждый из актов президента должен быть скреплен подпи­сью председателя Совета министров и одним из министров, по ведом­ству которого осуществляется соответствующий нормативный акт. Органом, возглавляющим непосредственное государственное управление страной, является Совет министров во главе с председателем. Кандидат на пост председателя представляет на рассмотрение Национального собрания программу будущего кабинета. Если он получает вотум дове­рия при открытом голосовании абсолютным большинством голосов, то декретом президента проводится назначение его и министров. Председатель Совета министров обеспечивает исполнение законов, не­посредственно руководит всем государственным аппаратом, осу­ществляет общее руководство вооруженными силами.

 

2.Действующая в настоящее время во Франции Конституция одобрена общенациональным референдумом в 1958 г. Установленный этой Кон­ституцией строй именуется Пятой республикой.

К кризису режима Четвертой республики во Франции привели тупик колониальной политики в Алжире, крах суэцкой авантюры, финансо­вые трудности, вызванные военными расходами. Крушение Четвертой республики было подготовлено также сдвигами в экономической базе страны после второй мировой войны - разрыв с традициями ростовщи­чества, переориентация на преимущественно промышленные методы получения прибыли, научно-техническая революция в индустрии и в сельском хозяйстве.

В мае 1958 г. в обстановке антиреспубликанского мятежа в Алжире пар­ламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правитель­ство чрезвычайными полномочиями. Правительство подготовило про­ект новой конституции, который, минуя парламент, в сентябре 1958 г. был передан на референдум и одобрен большинством избирателей. Новая Конституция расширила права исполнительной власти в ущерб законодательной.

Глава государства - президент, избирается на 7 лет прямым всеобщим голосованием и обладает широкими полномочиями. В исполнительной сфере он:

- назначает и смещает премьер-министра и членов правительства;

- председательствует на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры;

- имеет полномочия главы вооруженных сил, право назначения на выс­шие гражданские и военные должности.

В законодательной сфере он имеет право:

- подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей;

- оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Кон­ституционный совет;

- передавать законопроекты на референдум, минуя парламент;

- обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуж­дению;

- принимать ордонансы, имеющие силу закона.

Ему отводится роль " высшего арбитра", призванного обеспечивать нор­мальное функционирование государственных органов, а также пре­емственность государства. Президент не несет политической ответствен­ности ни перед каким органом и никем не контролируется. Президент получил также право роспуска нижней палаты парламента. Он представляет Францию в международных отношениях, наделяется значительными прерогативами в области внешней политики. Особое значение имеет право президента объявлять чрезвычайное по­ложение.

 

Исполнительная власть наряду с президентом принадлежит правитель­ству - Совету министров, в состав которого входят государственные министры, министры и государственные секретари.

Премьер-министр считается согласно Конституции вторым лицом в го­сударстве. Он руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов, может по поручению президента и с определенной повесткой дня председательствовать вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом.

 

Высший орган законодательной власти Франции - парламент, состоя­щий из двух палат: Национального собрания и Сената. Депутаты Наци­онального собрания избираются прямым голосованием граждан, а Се­нат - косвенным голосованием.

 

Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжи­тельность которых не может превышать 170 дней. Чрезвычайные (вне­очередные) сессии созываются президентом по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Предус­матривается парламентская неприкосновенность депутатов. Законодательная компетенция парламента ограничивается вопросами, указанными в конституции; из его введения исключены многие сферы государственного управления, которые регламентируются актами пра­вительства.

 

Органом конституционного надзора является Конституционный совет. Он решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и се­наторов, проведения референдумов, а также соответствия Конститу­ции нормативных актов, принятых парламентом. Совет состоит из девя­ти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и пре­зидентом, причем председатель Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят бывшие пре­зиденты страны.

 

В департаментах центральная власть представлена префектом, назначае­мым президентом. Префект руководит всеми службами центральных ведомств в департаменте, а также полицией, осуществляет админист­ративный контроль над муниципальными службами и т. д.

Имеется также орган самоуправления - генеральный совет, избираемый населением.

В коммунах избирается муниципальный совет, из состава которого изби­рается мэр.

 

Судебная система включает суды низшей инстанции и суды второй (боль­шой) инстанции. Имеются также исправительные суды, апелляцион­ные суды и суды ассизов.

Высшая судебная инстанция - Кассационный суд. Существуют также спе­циальные суды: суд государственной безопасности, торговые суды, тру­довые суды (так называемые " советы сведущих людей"), суды по делам несовершеннолетних.

 

Тема 4.2 Государство и право Германии в новейшее время. Веймарская конституция

 

План:

1. Падение Германской империи.

2.Учредительное собрание.

3. Конституция 1919 г.

4. Гитлеровская Германия.

 

1.В результате неудач на фронтах первой мировой войны весной и осенью 1918 г. в Германии создалась революционная ситуация. Под влиянием па­дения монархии в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов. Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале но­ября 1918 г. Крупнейшие города Германии - Гамбург, Лейпциг, Мюн­хен, Бремен - присоединились к восставшим. Повсеместно возникавшие Советы рабочих и солдатских депутатов брали власть в свои руки. Нако­нец, 9 ноября 1918 года революция победила в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм отрекся от престола и бежал в Голлан­дию. В создавшейся обстановке имперское правительство передало власть социал-демократам.

 

2. На выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в январе 1919 г., буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, социал-демокра­тические - 13, 5 млн.

Собрание было созвано в городе Веймаре - небольшом культурном центре Германии.

В знак доверия социал-демократам Учредительное собрание избрало президентом Германии Макса Эберта, члена правления Социал-демок­ратической партии с 1905 г.

Коалиция трех партий - Социал-демократической, Демократической и Партии центра - составила правительство Германии во главе с социал-демократом Ф. Шейдеманом, которое положительно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и боль­шинством голосов приняло новую конституцию Германии, названную Веймарской.

 

3. Веймарская конституция 1919 г. превратила Германию в буржуазную парла­ментскую республику во главе с президентом.

Высшим законодательным органом Германской империи объявлялся рейхстаг, избираемый один раз в четыре года на основе всеобщего из­бирательного права.

Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия была поделена на 35 избирательных округов. Каждая партия, принимав­шая участие в выборах, выступала со своим списком кандидатов. Депу­татские места распределялись соответственно числу голосов, подан­ных за тот или иной список: больше голосов - больше мест.

Парламент состоял из двух палат: рейхстага (нижняя палата) и рейхс­рата (верхняя палата).

Рейхстаг избирался населением по системе пропорционального пред­ставительства; его права существенно ограничивались за счет широких полномочий правительства и президента, имевшего право роспуска рей­хстага и назначения новых выборов.

Особенное внимание Веймарская конституция уделяла президенту рес­публики. Президент избирался всеобщим голосованием. При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение президента. Коман­дование вооруженными силами, назначение на высшие военные и граж­данские должности также находились в компетенции президента. Назначение правительства - его главы и всех министров - также находи­лось в компетенции президента. Правительство оставалось ответствен­ным перед рейхстагом.

Федеративность Германии носила специфический характер. Все важные вопросы - внешние сношения, армия и флот, монетное дело и тамож­ни, связь, транспорт, гражданское и эмиграция и т. д. - находились в ведении империи. Но каждая из земель имела свою конституцию, со­ставленную в согласии с имперской, свой законодательный орган - лан­дтаг и собственное правительство. В таких вопросах, как уголовное и гражданское законодательство, ландтаги могли конкурировать с рейх­стагом, при том, однако, что право империи имело решающий пере­вес над правом земель.

Конституция провозглашала и узаконивала свободу слова, печати, ассо­циаций и т. д.

 

4. Фашизм в Германии появился после окончания первой мировой войны в качестве одной из разновидностей реакционных милитаристических националистических течений.

В 1921 г. складываются организационные основы фашистской партии -Национал-социалистической рабочей партии, - основанные на принци­пе неограниченной власти вождя (фюрера). Главной целью создания партии становятся распространение фашистской идеологии, подготов­ка специального террористического аппарата для подавления демокра­тических, антифашистских сил и, в конечном счете, захват власти. В 1923 г. фашисты предпринимают прямую попытку захватить государ­ственную власть. Провал путча заставляет фашистских лидеров изме­нить тактику борьбы за власть.

С 1925 г. начинается " битва за рейхстаг" путем создания широкой соци­альной базы фашистской партии. Программа партии была рассчитана

на привлечение недовольных - рабочим обещали ликвидацию безрабо­тицы, крестьянам - повышение цен на сельскохозяйственную продук­цию, мелким лавочникам - ликвидацию крупных магазинов и т. д. Уже в 1928 г. эта тактика дала свои первые плоды - фашисты получили 12 мест в рейхстаге; в 1932 г. по числу мандатов фашистская партия получила больше мест, чем любая другая партия, представленная в рейхстаге. 30 января 1933 года Гитлер по распоряжению Гинденбурга занимает пост рейхсканцлера Германии. С этого времени рейхстаг сохранялся лишь формально.

 

Германский фашизм в первые же месяцы гитлеровского правления лик­видировал буржуазно-демократические свободы. С этой целью были изда­ны чрезвычайные декреты:

- отменялись свобода личности, слова, печати, собраний;

- полиция наделялась неограниченными правами;

- запрещались партии - в первую очередь коммунистическая, а затем все остальные партии, не исключая и буржуазные.

Право на существование и господство получила лишь одна национал-социалистическая партия - воцарилась однопартийная правительствен­ная система.

Партия имела военизированную структуру. Члены партии были обяза­ны безусловно подчиняться приказам и указаниям фюрера. В непосред­ственном подчинении партийного центра находились штурмовые отря­ды, эсэсовские охранные отряды, воинские части, укомплектованные сторонниками Гитлера.

Решения съездов партии с момента их принятия получали силу закона. Пребывание в рейхстаге и на правительственной службе связывалось с присягой на верность национал-социализму. Центральные и местные органы партии получили правительственные функции и практически решали все существенные вопросы правления.

Государственная власть в гитлеровской Германии сосредоточилась в пра­вительстве, правительственная власть - в руках фюрера. Местное самоуправление и традиционное деление государства на зем­ли в интересах централизации управления были ликвидированы. Облас­тями управляли чиновники, назначаемые из Берлина центральным правительством.

 

Придя к власти, германские фашисты выдвинули расовую теорию, ко­торая провозглашала немцев господствующей над миром нацией. Эта теория послужила идеологическим основанием " большой войны", в которой " великая Германия" завоюет себе " достойное жизненное про­странство".

В одностороннем порядке Германия аннулировала Версальский мир­ный договор 1919 г. и начала подготовку к мировой войне. 1 сентября 1939 года Германия обрушилась на Польшу и, оккупировав ее территорию, в десять дней уничтожила ее как военную державу. Затем Германия нанесла поражение Франции и ряду других стран Европы. В 1941 г. немецко-фашистские войска вторглись на территорию Советс­кого Союза. Началась Великая Отечественная война советского наро­да, в ходе которой агрессору было нанесено сокрушительное пораже­ние. В 1945 г. СССР вместе с союзными державами - США, Великобрита­нией и Францией - завершил военный разгром фашистской Германии.

 

Вынудив гитлеровскую армию к капитуляции и оккупировав террито­рию Германии, союзники - СССР, США, Великобритания - вырабо­тали политику в отношении Германии. 5 июня 1945 года было принято решение образовать Союзный контрольный совет, призванный решать текущие вопросы, имеющие значение для всей Германии. Летом 1945 г. в Потсдаме состоялась конференция глав правительств: СССР (И.В. Сталин), США (Г. Трумэн) и Великобритании (У. Черчилль, с 27 июля К. Эттли). Союзники согласились установить в Германии вре­менный оккупационный режим и принять ряд мер, направленных на ликвидацию опасности фашистского милитаризма:

• распустить немецкие вооруженные силы и ликвидировать генеральный штаб германской армии;

• арестовать и предать суду военных преступников;

• произвести чистку немецкого государственного аппарата от военных преступников;

• ликвидировать военно-промышленный потенциал Германии;

• восстановить действие демократических институтов - местное самоуп­равление, свободы собраний, слова, печати.

Управление оккупированной страной сосредоточилось в Союзном кон­трольном совете.

В декабре 1946 г. было создано сепаратное управление сначала двумя западными зонами, американской и английской, а затем и всеми тремя. Следствием этого стало разделение Германии и возникновение двух гер­манских государств: Федеративной Республики Германии (на западе) и Германской Демократической Республики (на востоке).

 

Тема 4.3 Конституционное развитие США в ХХ в.

 

План:

1. " Новый курс" Франклина Рузвельта

 

1. За годы первой мировой войны экономический потенциал Соединенных Штатов Америки и их доля в мировом хозяйстве значительно возросли. Однако экономический кризис, разразившийся в 1929 - 1933 гг., охватил все основные капиталистические страны. США оказались в его эпицен­тре и в полной мере ощутили его последствия:

• сокращение объема производства - промышленное производство в США Понизилось до 56%;

• расстройство финансовой системы - национальный доход сократился на 48%;

• разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм - обанкротилось 40% банков;

• массовая безработица - потеряли работу около 17 млн. человек.

При отсутствии в США государственной системы социальной защиты жертв экономических бедствий кризис до предела обострил социально-классовые противоречия, привел к широким выступлениям рабочих. Америка оказалась в предреволюционной ситуации, требующей корен­ных изменений старого уклада жизни.

Правительство президента Г. Гувера, находившееся в этот период у вла­сти, предприняло ряд мер, направленных на поддержку монополий, что не дало положительных результатов. К 1932 г. очевидное банкрот­ство внутренней политики этого правительства привело к победе на очередных президентских выборах Франклина Делано Рузвельта - кан­дидата от Демократической партии.

Ф.Д. Рузвельт выступил с развернутой программой по выходу из кризи­са, получившей название " Новый курс". В 1933 - 1938 гг. в рамках этой программы был принят пакет законов, охватывавший практически все важнейшие области экономических и социальных отношений:

• Закон о банковской деятельности;

• Закон об обращении ценных бумаг;

• Закон о восстановлении промышленности;

• Закон о регулировании сельского хозяйства;

• Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера);

• Закон о социальном страховании и помощи безработным;

• Закон о справедливом найме рабочей силы.

 

Принятие Закона о банковской деятельности и Закона об обращении цен­ных бумаг преследовало цель сохранения и укрепления финансово-эко­номической системы корпоративного капитала США, в сотрудниче­стве с которым Ф. Рузвельт видел единственный путь укрепления основ капиталистического строя.

Для восстановления банковско-финансовой системы были приняты следующие меры:

• запрещен вывоз золота за границу;

• проведена девальвация доллара;

• укрупнена банковская система;

• крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии.

В 1933 г. был принят Закон о банковской деятельности. На его основании в 1934 г. были созданы Федеральная корпорация страхования вкладов, а затем Федеральная корпорация страхования ссуд и сбережений.

Это привело к восстановлению доверия к банкам, к притоку в них вкладов частных лиц.

Деятельность фондовых бирж регулировалась Законом об обращении ценных бумаг, принятым в 1934 г. и предусматривавшим предоставление всем участникам торгового рынка равных условий, гарантирующих сво­бодный доступ к важнейшей информации о деятельности компаний. На основании этого закона была создана Федеральная комиссия по цен­ным бумагам и биржам (ФКЦББ), наделенная правом регистрации всех ценных бумаг, выпускаемых в обращение. Она также строго следила за предоставлением инвесторам всех интересующих их сведений о деятель­ности компаний и пр.

 

Закон о восстановлении промышленности 1933 г. разделил всю промыш­ленность страны на 17 групп, деятельность каждой из которых регули­ровалась нормативными актами - кодексами честной конкуренции, оп­ределявшими квоты выпускаемой продукции, распределявшими рынки сбыта, фиксировавшими цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д.

Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение - Национальную администрацию восстановления промышлен­ности.

 

Закон о регулировании сельского хозяйства, также принятый в 1933 г., предусматривал создание специального административного органа по регулированию сельского хозяйства, который был призван сбаланси­ровать спрос и предложение на продукты сельского хозяйства, поднять на них цены. С этой целью вводился одинаковый процент сокращения посевных площадей и поголовья скота для всех фермеров. Был принят также Закон о рефинансировании фермерских долгов, со­кративший проценты по задолженности фермеров и продливший сроки погашения их долгов.

 

В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий безработных направляли в трудовые лагеря - специально созданные орга­низации, занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д.

Руководство осуществлением этих мер возлагалось на Федеральную ад­министрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администраци­ей развития общественных работ.

 

В 1935 г. был принят Закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера), впер­вые в истории США легализовавший деятельность профсоюзов. Этим законом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обя­зывались заключать с профсоюзами коллективные договоры; признава­лось право на забастовки, если нарушались предписания закона и др. Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управ­ление по трудовым отношениям.

В 1935 г. были приняты первый в истории США Закон о социальном стра­ховании и другие законы помощи бедным. Закон о социальном страхо­вании предусматривал социальную помощь престарелым, безработным и некоторым категориям нетрудоспособного населения. Пенсионный фонд создавался за счет налогов на предпринимателей и самих рабочих. Пенсии по старости назначались с 65 лет, пособия по безработице вып­лачивались около 10 недель в году.

В 1938 г. был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, устанав­ливавший максимум продолжительности рабочего времени для некото­рых категорий трудящихся и минимум зарплаты.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.