Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1. История государства и права Древнего мира. 1 страница






 

Тема 1.1 Государство и право стран Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай). Законы Хамураппи, законы Ману.

 

План:

1.Древний Египет, государственный строй, развитие права.

2.Государства Месопотамии, государственный строй, развитие права.

3.Древняя Индия, государственный строй, развитие права.

4. Древний Китай, государственный строй, развитие права.

 

1. Государство Древнего Египта - одно из древнейших государств в мире. Оно сложилось к III тысячелетию до н. э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нила обуслови­ло интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тыся­челетия до н. э.

Во второй половине IV тысячелетия до н. э. в Древнем Египте складыва­ются первые государственные образования - номы. Они также возникли вследствие развития поливного земледелия: сельские общины объеди­нялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ. Номов ко времени образования единого египетского царства было на его территории около сорока. Они первоначально объединились в два самостоятельных государства - Верхний (Южный) Египет и Нижний Египет.

К концу IV тысячелетия до н. э. цари Верхнего Египта завоевали и объе­динили под своей властью весь Египет.

 

История Древнего Египта делится на следующие периоды:

• период Раннего царства (3100 - 2800 гг. до н. э.);

• период Древнего царства (около 2800 - 2250 гг. до н. э.);

• период Среднего царства (около 2250 - 1700 гг. до н. э.);

• период Нового царства (около 1575 -1087 гг. до н. э.).

В конце Нового царства Египет приходит в упадок, его завоевывают сна­чала персы, затем римляне, включившие Египет в состав Римской им­перии.

 

Египетское государство в период Раннего царства представляло собой древний племенной союз.

Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники. Общины владели землей на основе общинного землевладения. Государ­ственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабо­владельческое общество. Уже в период Раннего царства в результате ве­дения многочисленных войн появились пленники-рабы, которых ис­пользовали в крупных хозяйствах.

В период Древнего царства развитие хозяйства имело высокий уровень. Социальное и имущественное расслоение населения уже было четко определено.

Власть государства утверждалась в концентрации собственности у от­дельных лиц, начиная с фараона.

Крупная рабовладельческая знать обладала огромными земельными владениями и стояла на верху общественной лестницы, занимая важ­ные должности при дворе и в государственном управлении. Крестьяне-общинники оставались основной рабочей силой в государ­стве. Хотя рабский рынок в эпоху Древнего царства уже существовал, рабов было еще мало. Особое положение в египетском обществе заняли жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием ввиду того, что монопольно обладали знаниями о загробном мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земель­ных участков. Жрецы служили опорой царской власти, обожествляя и прославляя фараонов. Храмовые хозяйства освобождались от налогов и отработок на государство. Фараон был не только верховным правите­лем, но и верховным жрецом, хотя постепенно эти функции начинают разделяться.

Эпоху расцвета Среднего царства (XVIII в. до н. э.) характеризуют следующие важные черты общественных отношений:

• значительно растет рабовладение в частных хозяйствах и изменяется положение землевладельцев;

• происходит расслоение сельских общин, приводя к образованию мел­ких собственников - неджесов.

Слой неджесов, в свою очередь, подразделяется на бедных, или ма­леньких, неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов - разбога­тевших представителей, которые становились писцами, торговцами и землевладельцами.

В период Нового царства продолжает развиваться рабство, чему способ­ствуют многочисленные войны. Рабовладельческие отношения глубоко проникают в общество.

Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве, из их среды выходили ремесленники - каменотесы, перевозчики камня, кузнецы, ткачи, строители и др.

Основная масса общинников-земледельцев беднела. Земледельцев в принудительном порядке использовали на царских и храмовых землях. С целью наложения различных повинностей ежегодно проводились смотры людей, скота, птицы.

Продолжается возвышение жречества. Оно превращается в замкнутую наследственную касту. Растет богатство высшего жречества, и проис­ходит его освобождение от зависимости по отношению к центральной власти.

 

В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окру­жал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и при­служников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

В период Раннего царства в руках государства находилось верховное ру­ководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

 

Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления.

Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по ороше­нию, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и осво­бождение от них, военные походы, государственное строительство -проводились под его общим руководством.

Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозной идеологии обоготворения царя и его деяний.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей со­кровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным лицом в государственном управлении был верхов­ный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятель­ностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными госу­дарственными хранилищами.

 

Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению централь­ной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - про­исходит замена независимых правителей областей новыми, подчинен­ными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная,

 

Основной чертой государственного строя в период Нового царства ста­новится укрепление системы централизованного бюрократического управ­ления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чи­новниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, иду­щие в казну.

Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую -фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

 

Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведе­ния военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было, во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначен­ный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополчен­цев находилась в распоряжении местных номархов.

В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте на­чинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н. э., в египетской армии наря­ду с пехотой появляются конница и боевые колесницы. В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается по­стоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и сред­них горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальней­шем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных ох­ранных пунктов, флота.

Число офицеров, а также их роль в государстве и социальный престиж растут. Регулярная армия пополняется в ходе периодически проводи­мой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-но­вобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могуще­ство империи.

Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового цар­ства - специальные полицейские отряды, которые несли охрану столи­цы, каналов, зернохранилищ, храмов.

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации.

В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные орга­ны самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения.

Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функ­ции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда.

Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть ос­порено царским чиновником.

Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось рас­пределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

 

Источники права в Древнем Египте:

• первоначально - обычай;

• с развитием государства - законодательная деятельность фараонов.

 

В Египте существовали следующие виды земельных владений:

• государственные;

• храмовые;

• частные;

• общинные.

Самыми крупными землевладельцами были храмовые хозяйства и цар­ские вельможи. Они могли совершать различные сделки с землей - да­рить, продавать, передавать по наследству. В деревне развитие частной собственности шло медленно, поскольку община выступала сдержива­ющим фактором.

Движимое имущество (рабы, рабочий скот, инвентарь) могло нахо­диться в частной и иной собственности и быть предметом различных сделок.

 

Виды договоров, известные в древнеегипетском праве:

• договор займа;

• договор найма;

• договор купли-продажи;

• договор аренды земли;

• договор поклажи;

• договор товарищества.

Из-за особой ценности земли в Египте был создан особый порядок пере­хода ее из рук в руки, предусматривающий совершение трех действий:

• первое - достижение соглашения между продавцом и покупателем о предмете договора и производстве платежа;

• второе - продавец давал клятву перед лицом богов, подтверждавшую договор;

• третье - ввод покупателя во владение, что вело к переходу права собст­венности на землю.

 

Брак в Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собствен­ностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлял­ся свободно для обеих сторон.

В Египте долго существовал матриархат. С течением времени главой се­мьи становится муж, и жена, несмотря на ее достаточно высокое по­ложение в семье, утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследование как по закону, так и по за­вещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена.

 

Египетское право признавало преступлениями широкий круг деяний, которые можно объединить в следующие группы:

• посягательства на государственный и общественный строй - измены, заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн. Эти преступле­ния считались наиболее тяжкими, и в случаях их совершения ответ­ственность наряду с непосредственным виновником несли все члены семьи;

• преступления религиозного характера - убийство священных животных, чародейство;

• преступления против личности - убийство, членовредительство;

• имущественные преступления - кража, обмеривание, обвешивание;

• преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасило­вание.

Целью наказаний было устрашение. Распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказа­ния, избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, де­нежные штрафы.

Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер.

 

2. В Азиатском Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, первые госу­дарства возникли в начале III тысячелетия до н. э. В общественном и государственном строе этих небольших городов-государств долго со­хранялись черты родоплеменной организации.

Государство Шумер получило свое название от народа шумеров, древней­шего населения страны, заложившего основы цивилизации в Между­речье. Постепенно всю территорию государства захватили проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро-Аккадское цар­ство.

 

Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили кочевники-амореи, которые победили Шумеро-Аккадское царство и расселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников был Вавилон. Возвышению Ва­вилона способствовало удобное географическое положение, и при царе Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) Вавилон сделался столицей огромно­го государства, которое включало в себя большую часть Междуречья. После смерти Хаммурапи Старо-Вавилонское царство (Вавилония), потерпев ряд поражений от своих соседей, в 1595 г. до н. э. было уничто­жено хеттами и касситами.

В VII - VI вв. до н. э. Вавилон пережил новый подъем - настала эпоха Ново-Вавилонского (Халдейского) царства. При Навуходоносоре II Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. После смерти Навуходоносора II Вавилонию захватывает персидский царь Кир. В обществе развиваются рабовладельческие отношения, происходит рост крупного землевладения. Осуществляется строительство храмовых, обо­ронительных и ирригационных сооружений. Получают развитие ремес­ло и торговля. Как и в Древнем Египте, высокое положение в обществе занимало жречество.

 

Особенностью общественного строя Древнего Шумера является сохра­нение пережитков родоплеменной организации.

Существование территориальных общин обусловлено тем обстоятель­ством, что сельское хозяйство основывалось на принципе организо­ванного орошения. Центрами управления сельским хозяйством были храмы. Сначала они не имели собственной земли - каждая деревня вы­деляла своему храму участок земли, который обрабатывался крестья­нами-общинниками, а собранный урожай отдавался храму. Постепен­но храмы стали вести на этих землях хозяйство самостоятельно, при­своив их себе. Увеличение территории храмовых земель происходило за счет их купли-продажи, которая рано была разрешена в Шумере. Часть земель сдавалась в аренду.

Высшие слои шумерского общества составляло жречество, игравшее огромную роль в жизни Шумера. Храмы организовывали прокладку ка­налов, собирали налоги, управляли жизнью соседних городов и дере­вень.

Родовые общинники составляли более пятидесяти процентов населения. Общинники, потерявшие связь с общиной, обладали личной свободой, но находились в экономической зависимости от храмов и частных лиц. Наемный труд безземельных крестьян широко применялся на храмо­вых землях.

Рабами в Шумере были в основном чужеземцы, плененные или куплен­ные. Рабов могли иметь и храмы, и частные лица.

 

Государственный строй Древнего Шумера отличается тем, что на тер­ритории Шумера находилось несколько десятков самостоятельных го­родов и областей, не составлявших единого государства. Наиболее изве­стными были: Эриду, Ур, Лагаш, Умма, Урук, Киш. Главой города и области был верховный жрец главного городского хра­ма, носивший титул " энси" (" патеси"). Если власть правителя выходила за границы города, правителю присваивался титул " лугаля". Основные функции правителя сводились к управлению общественным строительством, ирригацией и храмовым хозяйством. Энси и лугали возглавляли общинный культ, предводительствовали войском, председательствовали в совете старейшин и народном собра­нии.

Органами, ограничивавшими власть правителя, были совет старейшин и народное собрание. Они избирали правителя, давали ему рекоменда­ции, производили общий контроль над его деятельностью, осуществ­ляли суд и управление общинным имуществом.

 

Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы - вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и став­шие бесправными свободные. Рабы подразделялись на:

• царских;

• храмовых;

• частновладельческих.

Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые зна­ки, вырезаемые или выжигаемые на теле.

Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной соб­ственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждени­ем имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб.

Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они мог­ли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности гос­подина и переходило к нему после смерти раба.

 

Свободное население Вавилона делилось на:

• полноправных (авилум);

• неполноправных (мушкену).

Основную массу населения составляли полноправные свободные гражда­не - авилум. Они могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности.

Полноправные граждане не были однородным сословием. Отдельные зажиточные общинники становились все более самостоятельными. На­ряду с ними появились обедневшие общинники, попадавшие в долго­вую кабалу.

Другую часть населения составляли жители покоренных городов и обла­стей - мушкену.

Наряду с сословным делением существовало разделение по профес­сиональным занятиям:

• первое место занимали придворные служащие - царские телохранители и высшее жречество;

• далее следовали " редум", " баирум", " декум", " лубуттум" - различного рода военнослужащие;

• в соответствии с государственным значением религии и храмов почет­ное положение среди профессий занимали храмовые служащие;

• высокое положение в обществе занимало чиновничество;

• низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали круп­ные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.

 

По своему государственному строю Древне-Вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника.

Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилеги­рованное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный механизм уп­равления - все управление было сосредоточено в царском дворце, лич­ное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому уме­лыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Ценились писцы.

Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, уп­равлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в госу­дарстве.

К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, на­чальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществляв­шие административную, финансовую и судебную власть.

 

В вавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее место в осу­ществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собра­ния или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В об­щинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руко­водство ими осуществляли рабианумы.

Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномо­чий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были вве­дены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - он имел право помило­вания в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии.

В нововавилонском обществе в храмовые советы, осуществлявшие су­дебные функции, включались представители народных собраний горо­дов, на территории которых находились храмы.

В Вавилонии имелась регулярная армия.

Во время крупных военных походов созывалось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечи­вал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожными. Если воин бросал свой надел ради избавления от службы, то не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанно­стям.

В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хам­мурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, исполь­зовавших в своих целях имущество солдат (" илку") или отдававших это имущество внаем.

 

Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу прав­ления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хам­мурапи были созданы в конце этого правления.

Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который по­мещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, сто­ящего перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической фор­ме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов. Текст сборника состоит из трех частей:

• введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему цар­ство для того, " чтобы сильный не притеснял слабого", а также пере­числяет благодеяния, которые были им оказаны городам своего госу­дарства;

• 282 статьи законов;

• обширное заключение.

Источниками при составлении сборника послужили:

- обычное право;

- шумерские судебники;

- новое законодательство.

 

При царе Хаммурапи частная собственность на землю достигла наивыс­шего уровня развития.

В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности:

• царские;

• храмовые;

• общинные;

• частные.

Царским и храмовым хозяйством управлял царь.

С развитием частной собственности на землю сокращались общинные земли, происходил упадок общины. Поэтому земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, каких-либо ограничений на подобные сделки со стороны общины не суще­ствовало.

Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие землевладельцы обрабатывали свою землю сами. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат, как сказано в вопросе 9 " Государственное устройство Вавилонии", подчинялись осо­бому правовому режиму.

 

Законодательству Хаммурапи известны договоры:

• аренды;

• имущественного найма;

• личного найма;

• займа;

• купли-продажи;

• хранения;

• товарищества;

• мены;

• поручения.

Большую роль в земельных отношениях того времени играет аренда земли, поэтому в Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвящен­ных аренде - поля, сада, еще не освоенной земли. В Законах Хаммурапи упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Уста­навливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.

При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей, Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить долговое рабство. Законы под­робно регулировали следующие положения:

• ограничение максимального срока отработки долга тремя годами;

• ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

• ответственность кредитора в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.

Договор купли-продажи также был очень распространен ввиду суще­ствования частной собственности на движимое и недвижимое имуще­ство. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

• продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществ­лялась в письменной форме при свидетелях;

• продавцом мог быть только собственник вещи;

• продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

 

Брак заключался на основе письменного договора между будущим му­жем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора.

Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой право­способностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на Принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подверга­лась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.

Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отре­зать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. В качестве на­следников выступали:

• дети;

• усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление де­тей);

• внуки;

• дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими.

Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего пре­ступления.

 

Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые призна­ются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания коди­фикации можно выделить три вида преступлений:

- против личности;

- имущественные;

- против семьи.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убий­ство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассмат­риваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.

Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, ра­бов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрыва­тельство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбо­деяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:

• смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол;

• членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

• штрафы;

• изгнание.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался " принципом талиона" - " мера за меру", когда виновному назначалась та же участь, что и потерпев­шему.

Наказаниями за имущественные преступления были смертная казнь, членовредительство или штраф, многократно превышающий стоимость украденного. В случае неуплаты штрафа виновного казнили. Преступления, подрывающие основы семьи, также наказывались смерт­ной казнью (за прелюбодеяние) или членовредительством - например, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

 

Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное законодателем). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично ис­следовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой круп­ного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.