Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становления фашистской диктатуры в Германии. 4.Правовая политика Третьего Рейха.






Уровень демократизма документа определялся содержанием раздела о гарантии личных и гражданских прав и свобод немцев: полного гражданского равенства, свободы передвижения, вероисповедания, свободы личности, печати, слова, митингов, собраний, союзов и общинного самоуправления. Таким образом, Веймарская конституция 1919 г. стала классическим документом Новейшего времени, отразившим как достижения политико-правовой мысли того времени, так и его недостатки.

Однако уже в начале 20-х гг. в политической практике Германии обозначилась тенденция усиления исполнительной власти в лице президента. Несмотря на то, что закон о выборах президента был принят в мае 1920 г., они так и не были проведены. В результате мощного политического давления, оказанного социал-демократами на политическую общественность, была проведена легализация президентского статуса Эбберта, который временно исполнял до этого обязанности президента страны. Первые выборы президента состоялись в Германии лишь в 1925 г., после смерти Эбберта и принесли победу ставленнику правых националистических сил – фельдмаршалу Гинденбургу. После его прихода к власти обширные властные полномочия главы государства (в том числе и право распускать рейхстаг) преобразуются в прямое президентское правление, признаком чего стало формирование неконституционного правового поля.

Еще одним фактором, способствовавшим установлению тоталитарной государственности, стало возрастание влияния левых партий. Различные проявления политического радикализма и пробольшевистский настрой ряда политических организаций, выступавших за национализацию и уничтожение частной собственности, вызывало беспокойство и страх у средних слоев общества. Их пугала перспектива построения в Германии государства, где будет осуществляться диктатура пролетариата, как в России. Особенно обыватели стали опасаться возможности реализации радикальных политических лозунгов на практике после Гамбургского восстания 1923 г. В этих условиях правые националистические организации рассматривались общественностью в качестве противовеса коммунистическому движению. Обывателей привлекали лозунги сильной президентской власти, способной противостоять угрозе коммунизма, а также идея возрождения великой Германии, что соответствовало широко распространенным тогда в побежденной Германии реваншистским настроениям.

В этих общественно-политических условиях сформировалась фашистская партия, называвшаяся Национал-социалистической рабочей партией Германии. Приоритетными направлениями нацистской идеологии стали лозунги национального единства, расового очищения, социализации экономики, усиления государственного регулирования, огосударствления крупных монополий и конфискации военных прибылей. Ослабление позиций центристских партий обусловило возможность перерастания политического радикализма в особый уклад военно-политической диктатуры, поставившей страну на порог национальной катастрофы. Усиление влияния правых партий было вызвано экономическим кризисом 1929-1933г., проявления и последствия которого использовались консервативными политическими силами для аргументированного отхода от демократических принципов,. провозглашенных Веймарской конституцией. Уличные беспорядки 1932 г. спровоцировали роспуск рейхстага и организацию новых выборов в парламент. Они привели к внушительной победе нацистов, которые получили 230 депутатских мандатов, что не означало абсолютное большинство, однако при условии заключения политического союза с консерваторами позволяло влиять на принятие важнейших политических решений.

3 января 1933 г. А. Гитлер был назначен президентом на пост рейхсканцлера и приступил к формированию коалиционного правительства, где преобладали консерваторы. Уже спустя несколько месяцев деятельность всех политических партий была поставлена под контроль правительства и государства. В стране стал складываться новый государственно-правовой уклад в рамках продолжавшей номинально существовать Веймарской республики. Он характеризовался концентрацией исполнительной, законодательной, административной и судебной власти в одних руках, созданием внеконституционных репрессивных органов власти, тотальным контролем государства над всеми отраслями жизнедеятельности общества, всеобъемлющим нарушением прав и свобод граждан, милитаризацией экономики, господством расовой идеологии, имперскими внешнеполитическими амбициями государственного руководства, сращиванием государственных и партийных структур, преследованием инакомыслия и устранением политического плюрализма.

Одним из основополагающих законодательных актов, обосновавших установление тоталитаризма, стал закон «Об устранении бедственного положения народа и империи» от 24 марта 1933 г. Он предоставил правительству неограниченное право издания законов, нарушая тем самым основной конституционный принцип организации власти – разделения властей.

После смерти Гинденбурга 1 апреля 1934 г. правительство приняло закон об объединении постов президента и канцлера. Главой государства стал Гитлер, которому теперь принадлежали права внешнеполитического представительства, командования армией и флотом, назначения министров, введения чрезвычайного положения, назначения преемника. Абсолютный характер полномочий Гитлера подтверждалось постановлением рейхстага от 26 апреля 1942 г., где он именовался «вождем нации».

Веймарская конституция, народовластие, плебисцит, рейхстаг и другие атрибуты республики формально сохранялись, но фактически утратили значение. Реальная власть была сосредоточена в неконституционных органах: Совете при фюрере, Тайном кабинете по внешней политике, Совете министров по вопросам обороны и др. Созданная политическая система существовала до капитуляции Германии во второй Мировой войне.

Реализации внутри и внешнеполитической доктрины III Рейха способствовала соответствующая правовая политика. В период пребывания национал-социалистов у власти радикально изменилась практика применения прежней системы кодексов. На первом этапе ими декларировалась идея слома старого права, однако новых источников кодифицированного права создано не было. Гражданские правоотношения по-прежнему регулировались Германским гражданским уложением 1896 г. В 1937 г. ГГУ было заменено совокупностью отдельных переработанных статей.

Отход от демократических принципов организации власти и управления привел к пересмотру гражданских прав, в том числе в отношении собственности. Она уже не рассматривалась как священная и неприкосновенная и могла подвергнуться ограничению государством. Эта традиция в трактовке вещного права была присуща национальной правовой системе и в предшествующий период (Прусское земское уложение, Германское гражданское уложение). Собственнические права немцев ограничивались по новому законодательству «в общественно полезных целях». В большей степени это касалось собственности евреев и представителей славянских национальностей. Их облагали расовой контрибуцией, невыплата которой рассматривалась как основание для массовых конфискаций.

Снижается значение частных обязательств, так как государство обладало обширными правами в области ограничения частных сделок. Во время второй Мировой войны в Германии вышла серия чрезвычайных законов, ограничивавших функционирование рыночных механизмов и частной инициативы: запрещалось хождение валюты на территории страны, законодательно устанавливался максимальный размер прибыли и т.д.

Представления о регулирующей роли государства воплотились в серии законов, предоставивших государству право контроля как над экономической, так и над социальной сферой. Основным из них стал Закон о порядке национального труда, который запретил профсоюзные объединения, стачки, забастовки и любые проявления протестов. Владелец предприятия рассматривался теперь как ставленник государства, его доверенное лицо. Вместо профсоюзов был организован Немецкий трудовой фронт, функционировавший исключительно под контролем власти.

В основе правовой политики III рейха лежало новое понимание статуса гражданина, зависящего теперь от национальной и расовой принадлежности. В 1935 г. был обнародован Закон о гражданстве, поделивший все население страны на «граждан» и «подданных». Полноправными считались по новому закону лишь лица «немецкой и немецко-родственной национальности». За этим законом последовали другие законодательные акты, направленные на дискриминацию евреев: сначала экономическую, а затем – физическую. Идея расовой чистоты предопределила и содержание законов в области семейного права. Оно характеризовалось многочисленными запретами на вступление в брак, которые преследовали цель сохранения нравственного и физического здоровья нации. В основе ограничений лежали национальные признаки (евреи, славяне), физические уродства, врожденные болезни, психическая неполноценность и др. По всей стране создавались суды здоровья, решения которых были обязательны для всех граждан. С 1933 г. в практику вошли принудительные кастрации и стерилизации.

Таким образом, правовая политика III рейха полностью соответствовала нацистской практике построения тоталитарного государства, являясь средством реализации их идеологических и политических установок.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.