Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности формирования государственно-правовой организации на Древнем Востоке






Становление древневосточной государственности отличалось рядом особенностей по сравнению в античными западноевропейскими государствами. На Западе сложилась демократическая государственность, на Востоке – деспотическая. На Западе существовала республиканская форма правления, на Востоке – монархическая. На западе у населения был статус граждан, на Востоке – подданных. Понятие гражданских прав и свобод здесь отсутствовало. На Востоке существовала общинная собственность на землю и царская, на Западе рано сложилась частная собственность, ставшая основой демократической политической системы.

2.Характеристика древневосточной государственности. Понятие Восточной деспотии и её особенности в различных государствах региона

Первым в истории человечества очагом зарождения государственности и письменного права стал Древний Восток. Здесь сформировались наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности человека, что ускорило темпы общественного развития. Термин " Древний восток" используется исследователями как в географическом, так и в социокультурном смысле. Географически он охватывает ряд локальных цивилизаций, которым присущи одни и те же типологические черты: египетская, ассиро-вавилонская, индийская, китайская. Они стали первыми великими культурами в истории человечества. Этот период неслучайно бал назван исследователями " эпохой древних речных культур". Если в возникших позже античных государствах существовала относительно демократическая политическая система с республиканской формой правления, то на Востоке – деспотия. В отличие от западноевропейских протогосударств на востоке не наблюдалось бурного развития частнособственнических отношений, что могло бы обусловить становление гражданского общества. Экономика отличалась традиционализмом, а социальная структура косностью и замкнутостью.

Различия социально-экономических и геополитических условий обусловило специфику миропонимания восточного человека, его ментальности и правосознания. Если в античной философии приоритетное внимание обращалось на способы совершенствования окружающей действительности и приспособления её к потребностям человеческой личности, то в восточной – путям самосовершенствования человека. Этим объяснялся трансцендентальный, духовный характер всей восточной культуры.

Восточная деспотия характеризовалась наличием неограниченной власти правителя, передававшейся по наследству, сакрализацией его полномочий (что позволяет использовать термин " теократическая монархия"), сосредоточием в его руках исполнительной, законодательной, судебной, административной власти, высокой степенью централизации и отсутствием местного самоуправления, бесправием подданных, наличием разветвленного бюрократического аппарата. Климатические условия региона позволяли местному населению достичь процветания только при наличии разветвленной ирригационной системы, что обусловило мощную организационно-хозяйственную функцию государства. Отличительной особенностью древневосточной монархии был религиозно-священный характер власти. Монарх рассматривался как воплощение божественного начала, единственный представитель богов. Божественное происхождение власти в значительной степени делало закономерным его неограниченные властные полномочия. Это формировало представление о неприкосновенности, священности носителей власти. Сакральный характер власти определял преемство власти правителя.

Классической разновидностью восточной деспотии стало Древневавилонское государство, которое прошло уникальный путь развития от чифдома к крупнейшему в регионе централизованному государству. Древнейшая цивилизация Двуречья (Месопотамская) датируется 6000-300 гг. до н.э. и включает следующие периоды: убайдский период (5900-4000 гг.), урукский (4300-300 гг.), раннешумерский (3000-2350 гг.), аккадский (3250-2150 гг.), неошумерский (2150-2000 гг.). Эта периодизация соответствует нескольким цивилизационным периодам: шумеро-аккадскому, ассиро-вавилонскому, хеттскому.

В период правления Третьей династии Ура вся территория Двуречья объединяется под властью одного правителя, в результате чего формируется Шумерское государство, существовавшее в период с 22 по 20 вв. до н.э. Следующие 300 лет вошли в историю как период расцвета Вавилонского царства, наивысшая степень централизации которого была достигнута в годы правления царя Хаммурапи (1792-1750 гг.). Чтобы создать столь сильное государство, Хаммурапи провел серию социально-экономических и политико-административных реформ, направленных на создание прочной социальной опоры для проведения активной внешней политики. Для достижения социальной стабильности внутри страны он объявил о прощении всех должников, что значительно ослабило накал внутренних противоречий. Чтобы сломить сепаратистские настроения местных властей, Хаммурапи ликвидирует старые административные единицы (номы) и учреждает области, во главе которых стоят назначенные им лично наместники. Жрецы объявляются рабами царя, что лишает их возможности изъявлять и проявлять самостоятельную политическую волю, оппозиционную по отношению к официальной политике. В результате судебной реформы устанавливается единообразие судопроизводственной практики, что также соответствовало приоритетной идее политики Хаммурапи – ликвидации основ сепаратизма и усиления единоличной власти правителя.

Хаммурапи и его наследники превратились в классических восточных монархов, обладавших всей полнотой светской и религиозной власти. Одновременно правитель Вавилона являлся и верховным военачальником. Важное место в должностной иерархии занимал жрец, выполнявший сакральные обряды и руководивший хозяйством. Далее в должностной иерархии следовал советник, координировавший работу нижестоящих чиновников. Чиновники и судьи действовали по поручению и от имени царя.

Страна была поделена на административные области во главе с царскими наместниками. В их ведении находились налоговые сборы и организация государственного хозяйства. Чиновники осуществляли руководство рабианумами – главами местных общин. Последние располагали финансовыми, судебно-административными, полицейскими функциями. Вавилон, Ниппур и Сиппар имели автономное управление и обладали некоторыми привилегиями. Важным элементом государственности была профессиональная армия, заменившая дружину.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.