Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синдромологический анализ






Строго говоря, про алгоритмы синдромологического анализа можно говорить лишь условно, поскольку на этой стадии обработки и интерпретации данных работа психо­лога приобретает индивидуально-специфический характер, который очень сильно зависит от конкретного случая и требует в большей мере искусства, чем знания правил. В большинстве руководств по ТАТ указания по анализу целостной структуры протоколов носят фрагментарный характер, ограничиваясь отдельными эвристическими приемами и рекомендациями. Тем не менее, можно указать на некоторую общую последовательность действий, которые предпринимает психолог, переходя к этому заключительному этапу работы. При этом мы будем опираться в первую очередь на алгоритм, намеченный в работе В.Э.Реньге и на интерпретативную схему, разработанную Н.С.Розовым.

Предлагаемая в этом параграфе процедура синдромо­логического анализа не является обязательной или единственно приемлемой; вместе с тем она позволяет наилучшим образом раскрыть все те возможности, которые предоставляет психологу Тематический апперцептивный тест.

1. Обобщение и анализ формальных (структурных) по­казателей. Обобщение всей их совокупности и интерпретация по предложенным выше схемам позволяет, во-первых, составить представление об экспрессивно-инструментальном плане личности или, проще говоря, о характере обследуемого, увидеть характерные для него способы работы с тестовым материалом, индивидуально-стилевые особенности составления рассказов, через которые всегда преломляется любое значимое содержание. Это, в свою очередь, даст возможность отделить в рассказах то, что обусловлено общими индивидуально-стилевыми особенностями обследуемого от того, в чем находят отражение его смысловые структуры. Во-вторых, рассмотрение динамики многих формальных (структурных) показателей от рассказа к рассказу дает возможность определить наиболее значимые для обследуемого сюжеты или темы, сделав их объектом более пристального внимания.

2. Обобщение и оценка содержательных показателей. Обобщение, и оценка содержательных показателей идет по порядку их расположения в таблице. Сначала подсчитывается встречаемость тех или иных сфер в рассказах обследуемого, потребности, проявляющиеся в рамках каждой из этих сфер, какие часто повторяются цели, средства, конфликты, какая позиция, какие характерны исходы. Комплекс этих характеристик дает информацию о содержательных аспектах личности обследуемого, о ее смысловой сфере. При этом следует помнить, что, как отмечал Г.Мюррей, атрибуты героев рассказов (потребности, эмоциональные состояния, чувства) могут отражать довольно разные тенденции личности обследуемого, в частности, (1) действия, которые он совершал; (2) действия, которые он хотел совершить; (3) неосознанные желания, проявляющиеся лишь в фантазиях и сновидениях; (4) актуальные желания и, наконец, (5) предвосхищаемое будущее — действия, которые ему, возможно, придется совершить не по своей воле. При этом все пять разновидностей личностных тенденций могут отражаться в рассказах как в буквальной, так и в символической форме. Аналогичным образом, в форме присутствующих в рассказах преград или прессов отражаются — так же буквально или же символически — (1) ситуации, с которыми обследуемый сталкивался; (2) ситуации, с которыми он сталкивался в воображении или во сне (страхи и надежды); (3) актуальная ситуация обследования и (4) ситуации, которые обследуемый предвосхищает, желает или опасается. Обобщение и анализ содержательных характеристик рассказов позволяет перейти к следующему шагу синдромологического анализа — к выделению инвариантных элементов и структур.

3. Выделение инвариантных элементов и структур. Целью этого этапа является выделение устойчивых отношений к определенным классам людей, предметов и ситуаций, а также устойчивых тактик поведения персонажей в схожих обстоятельствах. Инвариантность отношений, событийных структур и др. означает не тождественность их, а общую психологическую подоплеку. Символизация в рассказах лич­ностных смыслов обследуемого заземляет их на конкретных образах; движение же от образа к смыслу в процессе интерпретации требует, напротив, абстрагирования от конкретного образа и умения увидеть за ним обобщенный смысл, который может быть выражен как этим образом, так и другим, на первый взгляд совершенно на него не похожим. Например, убийство в одном рассказе и болезнь в другом могут одинаково отражать агрессивные чувства по Отношению к определенной категории людей; колдунья, служанка и школьная учительница могут выступать различными ипостасями фигуры матери; пленение персонажа и помещение его в тюрьму может метафорически выражать ощущение бессилия и то же ощущение может выражаться, например, описанием заведомо безнадежной схватки людей с гигантским драконом или ожидания космической катастрофы. Еще пример единой инвариантной структуры рассказа, воплощенной в разных сюжетах, позаимствуем у Н.С.Розова:

" В космосе произошла катастрофа, и корабль возвращается на Землю.

Динозавр идет на охоту, терпит поражение от соперника, и ползет в свою пещеру зализывать раны.

Женщина, поссорившись с мужем, идет домой к матери."

Важную информацию можно получить, обобщив образы мужчин и образы женщин, образы молодых и образы пожилых людей, а также более дробные группы персонажей по всем рассказам, если исходить из предположения о том, что персонажи по меньшей мере нескольких расска­зов воплощают черты самого обследуемого или значимых лиц из его окружения. Особое внимание при этом следует уделить персонажам, отсутствующим на картинах ТАТ и введенных в рассказы дополнительно.

Выделение инвариантных элементов и структур позволяет проникнуть за содержание рассказов и выделить их обобщенные логические конструкции, проследив зависимость исходов от сферы, целей, средств, позиции и образа действий персонажей.

4. Выделение обобщенных логических структур. С.Томкинс предложил использовать для выделения обобщенных структур рассказов хорошо известные правила логического вывода, исходя из представления о том, что интерпретация ТАТ должна опираться на ту же методологию, что и вся наука.

5. Выделение значимых тем и анализ их вариантных структур. Этот этап служит как бы дополнением к анализу протокола в целом, позволяя сфокусировать внимание на сюжетах, характеризующихся особой значимостью для обследуемого. Признаки, по которым распознаются те сюжеты, упоминались выше при описании диагностических категорий. Это введение дополнительных существенных деталей и фигур, не упоминание определенных частей и деталей картины, изменение общего и латентного времени, изменение настроения и интонации, прямые комментарии и генерализации, указывающие на значимые темы и т.д.

6. Тематическая реконструкция образа мира обследуемого. Способ целостной интерпретации рассказов ТАТ, о котором пойдет речь ниже, был описан Н.С.Розовым в малоизвестной публикации. Мы рассматриваем ем этот способ как заключительный этап обработки и интерпретации ТАТ, объединяющий и обобщающий предыдущие этапы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.