Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательные показатели: факультативные






Если основные содержательные показатели описывают структуру и динамику сюжета, то факультативные содержательные показатели, присутствующие не в каждом рассказе и даже (большинство) не в каждом протоколе, представляют собой отдельные содержательные элементы, которыми обследуемый " аранжирует" сюжет и в которых его личностные структуры проецируются довольно непосредственным образом.

4.1. Символы. Употребление символов встречается нечасто и фиксируется в том случае, если прямым текстом сказано, что одно олицетворяет (символизирует) другое. В таблице это отмечается. Большое количество символов характеризует некоторые формы патологии мыслительных процессов, если оно не обусловлено профессиональной принадлежностью обследуемого. Конкретные символы можно трактовать в традициях аналитической психологии, соблюдая при этом осторожность в выводах.

4.2. Оценки, которые получают в рассказе те или иные формы поведения, поступки, вещи, понятия, характери­зуют систему личностных ценностей обследуемого. Личностные ценности проявляются как непосредственно, в виде формулирования определенных идеалов, представлений о должном, желательном, хорошем, а также антиидеалов, так и опосредованно, через оценки персонажей, их действий и т.д., которые всегда ориентированы на определенную точку отсчета, критерий оценивания, в роли которого выступает та или иная личностная ценность. В этой графе учитываются не только оценки, выраженные в форме оценочных комментариев, но и непосредственно включенные в ткань рассказа. Например, если в рассказе говорится, что для мальчика важно не огорчать родителей, и поэтому он прилежно занимается музыкой (1), то из этого можно сделать вывод о ценности семейных отношений. Если говорится, что он настолько увлечен волшебным миром музыки, что не видит ничего вокруг, то сама музыка выступает как ценность. Наконец, если говорится, что он не.любит, когда его заставляют делать то, что он не хочет, это указывает на ценность автономии, независимости.

4.3. Конструкты. Это понятие является центральным понятием теории личностных конструктов Дж-Келли. Оно обозначает субъективные осознанные или неосознанные оценочные шкалы, которыми человек пользуется для характеристики и оценки других людей, вещей, явлений и т.д. Конструкты говорят нам о том, что важнее всего для обследуемого в людях, вещах и др., что выступает для него на первый план, и тем самым дают богатую информацию о смыслах и ценностях обследуемого. Конструкты формулируются как в виде эпитетов (" хорошенькая девушка", " злые глаза", " неряшливая обстановка", " разочаровавшийся в жизни человек", " спокойная атмосфера"), так и в виде более сложных словесных конструкций (" девушка из хорошей семьи", " мужчина несоветского облика", " квартира, производящая впечатление холостяцкой"). В соответствующую графу таблицы выписываются прежде всего конструкты, использованные обследуемым для характеристики персонажей. Отдельно можно выписать и конструкты, используемые для характеристики неодушевленных предметов и явлений, если интерпретатору они представляются существенными.

4.4. Упоминание физических состояний. В этой графе фиксируются все упоминания о самочувствии, физическом состоянии, болезнях персонажей типа: " устал", " дрожат ноги", " давно пошаливало сердце", " перехватило дыхание" и т.п. В том случае, если описание какого-то состояния появляется на протяжении всего обследования более одного раза, то это, как правило, связано с соответствующими соматическими ощущениями самого обследуемого. Например, в одном рассказе у персонажа от волнения перехватило дыхание, в другом герой открыл окно, чтобы подышать свежим воздухом, в третьем муж задушил неверную жену. Здесь можно достаточно уверенно делать вывод, что у обследуемого проблемы с дыханием. Это же относится и к таким психоэмоциональным состояниям, как взволнованность, тревожность, усталость, замедленность и т.п., которые также следует указывать в этой графе и интерпретировать как знаки соответствующих состояний самого обследуемого.

4.5. Особые темы. К особым темам относятся: смерть, тяжелая болезнь, увечья, преступления, вооруженные конфликты, война, убийство, самоубийство, психическое заболевание. Каждую тему такого рода необходимо фиксировать в этой графе. Сравнительно большое количество особых тем (4—5 и больше) — весьма неблагоприятный показатель с точки зрения душевного здоровья обследуемого. Некоторые из особых тем, в частности самоубийство, должны настораживать даже при единичном появлении.

4.6. Генерализации. Эта категория относится к той же группе показателей, однако генерализации, там, где они есть, целесообразно записывать не в общую таблицу, а на отдельный листок, поскольку речь идет о целых фразах. Генерализации — это обобщающие суждения, которые обследуемый вставляет в текст. В отличие от справочных комментариев, генерализации сообщают не о каких-то объективных фактах, а о житейских обобщениях, хотя для самого обследуемого они могут выступать и часто выступают как объективная истина. Вот примеры: " Сидит мальчик, перед ним лежит скрипка, он смотрит на нее с тоской. Он не хочет на ней играть, но родители его заставляют. Родители никогда не понимают своих детей, заставляют их делать то, что им не хочется, а потом удивляются, что дети растут не такими" (1). " Молодая девушка стоит и плачет, у нее какое-то горе. А может быть и не горе, так, мелкая неприятность. Девушки, знаете, они вообще любят все усложнять" (3 FG). Последние фразы в том и другом примере относятся к категории генерализаций, поскольку они, во-первых, представляют собой обобщенные высказывания о родителях вообще и о девушках вообще, и, во-вторых, субъективные, хотя авторам этих высказываний они таковыми не кажутся.

Генерализации представляют собой структурные эле­менты мировоззрения обследуемого. Мировоззрение мы понимаем как компонент образа мира, содержащий представления об общих свойствах, связях и закономерностях, присущих объектам и явлениям действительности, их взаимоотношениям, а также человеческой деятельности и взаимоотношениям людей. Мировоззрение выполняет функцию ориентировки в окружающей действительности, ее субъективного структурирования, упорядочивания, и одновременно функцию самосознания человека как представителя родовой общности. Формулируя мировоззренческие представления, человек высказывает их как бы не от своего имени, а выражая общечеловеческую позицию, всеобщую закономерность, вытекающую из сущности человека или мирового порядка вещей. Вместе с тем мировоззрение, как и образ мира в целом, отражает явления действительности прежде всего не в их объективных, а в смысловых связях — связях, характеризующих их отношение к жизни данного конкретного человека. Мировоззрение, таким образом, пропитано смыслом, и в мировоззренческих суждениях — генерализациях — проецируется смысловая сфера личности, ее самые глубинные компоненты. При этом содержание мировоззрения в меньшей степени подвержено искажающему влиянию психологических защит, чем, скажем, содержание Я-концепции, поскольку защита обеспечивается уже самой формой, которую те или иные смысловые ориентации приобретают, будучи сформулированы в виде квазиобъективных мировоззренческих сужде­ний. Поэтому генерализации там, где они встречаются, представляют собой материал чрезвычайно высокой проективной ценности, очень много говорящий об образе мира обследуемого.

На этом мы завершаем изложение отдельных диагностических показателей и переходим к правилам и алгоритмам синдромологического анализа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.