Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СП. СП в системе научного знания. История развития представлений о предмете СП.






СП возникла на стыке двух наук – психологии и социологии.

Два дискуссионных вопроса:

1. Соотношение в науке социологического и психологического.

2. Что является предметом СП.

Два подхода к решению первого вопроса: интрадисциплинарный (СП: либо часть психологии, либо социологии); интердисциплинарный (СП захватывает часть психологии и социологии, либо находиться между ними).

СП:

- изучает психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (межличностные; между личностью и группой; между группами).

- изучает психологические явления, характеризующие индивида и группу, как субъектов социального взаимодействия.

Предмет СП:

- теоретическая СП – это закономерности возникновения, функционирования и проявления СП явлений на макро, среднем и микроуровне, в различных сферах.

- прикладная – это закономерности психодиагностики, консультирования и т.п.

Объекты изучения:

- личность в группе (системе отношений),

- взаимодействие в системе «личность — личность» (родитель — ребенок, руководитель — исполнитель)

- малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада),

- в системе «личность — группа» (лидер - ведомые, руководитель — трудовой коллектив),

- в системе «группа — группа» (соревнование команд, групповые переговоры),

- большая социальная группа (этнос, партия, общественное движение, социальный слои).

Разделы СП:

·​ СП личности,

·​ психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),

·​ психология малых групп,

·​ психология межгруппового взаимодействия,

·​ психология больших социальных групп и массовых явлений.

Задачи СП:

- корректный анализ зарубежной психологии, содержащая ее теоретические концепции, методы и результаты исследования.

- тщательная обработка результатов прикладного характера исследований СП.

Современные задачи:

- роль человека в меняющемся мире, выявление типов СП характеров.

- изменение характера общения в совр мире.

- выработка СП отношений на природу государства, политики, экономики и общества.

- разработка теорий социальных конфликтов.

- выработка теоретических основ СП диагностики, консультирования и оказание помощи нуждающимся.

Место в системе научных знаний:

Общая психология, Возрастная, Педагогическая, Психология труда, Социальная:

Объект: психика, психические свойства, психических процесс, психическое состояние.

Предмет:

ОП – закономерности проявления психики;

ВП – закон-ти проявл психики, обусл периодами;

ПП – обусл процессом обучения и воспитания;

ПТ - обусл включенностью в труд деятельность;

СП - обусловленные включенностью в соц связи, в систему соц отношений.

История:

- Донаучный этап развития СП. Теория и практика были неразрывны.

- Философский: в античности: Платон, Аристотел; в философии нового времени: Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо и т.д. Постепенное разделение СП знаний на теор и практические.

- Выделение СП в самост область знания:

- феноменологический этап (Х1Х). Связан с развитием языкознания; накоплением фактов в обл этнографии, антропологии, археологии; становление производства и развитие городов (Конт).

- оформляется психолог направление в соц. Родоначальники: Уорд и Гиддингс.

- описательная СП (1895), Штейнталь и Лазарус статья «Вводные рассуждения о П народов».

Зарождаются первые СП концепции: Лазарус и Штейнтал, в трудах Вундта. П масс Тарда и Лебона. Кули первым ввел понятие первичной группы (семья, учебный класс и т. п.).

- экспир период СП (1945) – программа Меде и Олпорта, с требованиями превращения СП в экспериментальную науку.

- с 1950 (Андреева, Богомолова, Петровская). Выделяют четыре основные теоретические школы в 1960-х гг. ХХ в.: бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм. Первые три направления представляют СП варианты психлог мысли, интеракционизм – соц.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.