Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2.3.5. Немецкая классическая философия.






1. Учение Д. Юма о человеческом познании. Разграничение аналитических и синтетических суждений. Вывод о невозможности достоверного знания в рамках синтетических суждений и тавтологический характер суждений аналитических.

2. Основные проблемы и достижения немецкой классической философии.

3. Критическая философия Иммануила Канта. Учение Канта о формах, видах и пределах познания, учение об «идеях чистого разума». Соотношение сфер теоретического и практического разума. Кантианская этика; постулаты практического разума. Учение о способности суждения как ключевое (объединяющее) звено философии Канта.

4. Восстановление докантовской проблематики и попытка преодолеть ограничения теоретического разума: Фихте, Шеллинг.

5. Система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля. Диалектическое преодоление антиномий («снятие» в противовес «разведению» у Канта). Диалектическое умозаключение.

6. Антропологический материализм Фейербаха.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. Что такое «априорное знание» по И. Канту? Имеется ли такое знание?

2. Что такое «антиномии Канта»? Каков их смысл? Приведите примеры, подобные антиномиям И. Канта.

3. Что такое кантовский категорический императив? Предложите свой императив в духе И. Канта.

4. Сопоставьте философию Гегеля и Канта. Что общего и что отличного в их учениях?

5. Сопоставьте философию Гегеля и Фейербаха. Как можно назвать их учения?

6. Как Гегель трактует развитие, если в своей «Логике» он не говорит о времени? Может ли развитие совершаться вне времени?

 

Литература к теме:

Основная:

1. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия: Учебник – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2004, с 133-141.

2. В.О. Голубинцев, А.А. Донцов, В.С. Любченко. Философия для технических вузов. Серия «Высшее образование» - Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2004, с. 148-165.

3. А.Г. Спиркин. Философия: учебник для студ. вузов / А.Г. Спиркин – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2005г, 134-156.

4. Философия: учебник по дисциплине «Философия» для студ. вузов по нефилософским спец. И напр. / Б.Л. Губин, Т.Ю. Сидорина, А.Н Алешин [и др.]; под ред. В.Д. Губина, Т.Ю., Сидориной. – 4-е изд., стер. – М.: Гардарика, 2008, с. 265-296.

5. Хайдеггер М. (перевод и примечания И.А. Болдырева). Кто такой ницшевский Заратустра? Ж. Вестник МГУ №4, 2008г., с. 3-25.

6. Максимова П.А. Парадоксы христианского милосердия в философии Ф.Ницше и творчестве Л.Буноэля. ж. Вестник МГУ №6, 2008г., с. 39-59.

7. Трофимова З.П. Перечитывая Фейербаха, ж. Вестник МГУ №6, 2008г., с. 107-112.

Дополнительная:

8. Асмус, В.Ф. Иммануил Кант / В.Ф. Асмус. – М.: Наука, 1973. – 534 с.

9. Гайм, Р. Гегель и его время: пер. с нем. / Р. Гайм. – СПб.: Наука, 2006. – LIV + 391 с.

10. Кант И. Критика чистого разума/Пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц.Г. Арзаканяном и М.И. Иткиным; Примеч. Ц.Г. Арзаканяна. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 736 с.

11. Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки: пер. с нем. / И. Кант. – М.: Академический проект, 2008. – 174 с.

12. Кассирер, Э. Жизнь и учение Канта: пер. с нем. / Э. Кассирер. – СПб.: Университетская книга, 1997. – 447 с.

13. Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия/В.Н. Кузнецов. – М.: Высшая школа, 2003. – 438 с.

14. Мамардашвили, М.К. Кантианские вариации/ М.К. Мамардашвили. – М.: Аграф, 1997. – 320 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.