Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Реформация в Англии. Влияние протестантской этики на английскую культуру и литературу.






1. Движение Реформации (XVI–XVII вв.) как этап разрушения средневекового мировоззрения. Разрыв с католической церковью в Англии (1534) при короле Генрихе VIII. Понятие протестантизма. Пуританство как радикальное течение протестантизма в Англии и Америке. Протестантская доктрина спасения верой, святости всех верующих, мирского призвания и божественного предопределения. Роль протестантской этики в становлении капитализма в Европе и Англии. «Отцы-пилигримы» и их первое поселение в Америке (1620). Роль пуританской культуры в становлении и развитии американской цивилизации и американского менталитета.

2. Судьба и творчество Дж. Мильтона (1608–1674) в контексте истории Английской буржуазной революции (1640–1660) и в свете идей протестантизма. Общественная деятельность Дж. Мильтона в правление О. Кромвеля (1599–1658). Своеобразие композиции поэмы «Потерянный рай» (1667): сюжет о грехопадении Адама и Евы и сюжет о богоборчестве Сатаны. Вопрос о свободе и предопределении в поэме. Сатана Мильтона как предтеча романтических героев-богоборцев.

Семинар «Поэма Дж. Мильтона “Потерянный Рай”»

1. Понятия «Реформация», «протестантизм», «пуританство». Протестантизм и пуританство в Англии. Роль Оливера Кромвеля в английской истории.

2. Джон Мильтон – вехи биографии, литературные занятия. Связь жизни и деятельности Мильтона с событиями Великой английской революции.

3. «Потерянный Рай»: особенности композиции, сюжет, цель написания.

4. Образ Сатаны. Его отношения с Всевышним. Причина его бунта.

5. Устройство мироздания в «Потерянном Рае» (смешение античного и библейского мифов). Картины Пандемониума. Обитатели Пандемониума. Картины Рая. Обитатели Рая.

6. Образы Адама и Евы; взаимоотношения между ними, их отношения с Богом. Какой предел положен человеческому разуму и почему? В чем смысл запрета вкушать плоды Древа Познания? Почему Ева нарушает запрет?

7. Метаморфоза в поведении и образе мыслей людей после преступления. В чем смысл их изгнания? Как решается в поэме вопрос о соотношении свободы и предопределения?

Литература

Алексеев М. П. Английская литература: очерки и исследования. Л., 1991.

Алексеев М. П. Из истории английской литературы. М., 1960.

Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М., 1991.

Мильтон Дж. Потерянный рай. Возвращенный рай. Другие поэтические произведения = Paradise Lost. Paradise Regained. Other Poetical Works. М.: Наука, 2006.

Павлова Т. Мильтон. М., 1997.

Самарин Р. М. Творчество Джона Мильтона. М., 1964.

XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969.

Слезкин Л. Ю. У истоков американской истории. Массачусетс. Мэриленд. 1630-1642. М, 1980.

Солодовник В. И. История литературы США: Нравственный идеал через века. Краснодар, 1997.

Солодовник В. И. Пуританское сознание в зеркале американской классики. Краснодар, 1993.

Чамеев А. А. Джон Мильтон и его поэма «Потерянный рай».

Тема 4. Английская культура и литература эпохи Просвещения

1. Эпоха Просвещения (XVII–XVIII вв.) как начало рационализации всех сфер жизни («эпоха модерна» – Ю. Хабермас). Содержание понятия «рационализм». «Рассуждение о методе» (1637) Р Декарта (1596–1650) как обоснование рационализма и основа художественного познания в искусстве Просвещения. Картина мира как упорядоченного универсума и концепция человека как рационального существа в эпоху Просвещения. Роль идей Т. Гоббса (1588–1679) и Дж. Локка (1632–1704) в развитии философии и культуры Просвещения. Концепция государства как общественного договора в «Левиафане» (1651) Т. Гоббса. Понятие о человеческом разума как о «tabula rasa» («чистая доска») и обоснование эмпирической теории познания в «Опытах о человеческом разуме» (1690) Дж. Локка. Возрастание роли воспитания в европейской культуре как следствие применения идей Дж. Локка. Теория Ж. Ж. Руссо (1712–1778) о естественном воспитании и ее продолжение в европейской педагогической школе.

2. Разнообразие культурных форм в эпоху Просвещения. Жанровое своеобразие просветительской литературы. Возрастание роли документальных жанров (письма, дневники, путевые заметки) в литературе Просвещения как отражение тенденции к научной объективности в познании мира. Эволюция жанра романа и повести в эпоху Просвещения: роман воспитания, роман в письмах, философская повесть, сентиментальный роман. Возрастание роли театра как средства распространения идей Просвещения. Классицизм как доминирующий художественный метод эпохи. Иерархия жанров и стилей в эстетике классицизма. Сентиментализм и рококо как другие направления искусства Просвещения. Сентиментальный роман в английской литературе: «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (1768) Л. Стерна (1713–1768).

3. Творчество Д. Дефо (1660? –1731) в контексте пуританской этики и идей эпохи Просвещения. Его роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719) – «первый европейский роман нового типа». Прототипы Робинзона и их подлинная судьба (Александр Селькирк и др.). Автобиографическая основа романа. Утопические идеи Д.Дефо в романе. «Робинзон Крузо» как роман-энциклопедия человеческой культуры. Роль божественного предопределения в судьбе героя романа. Робинзон как идеал человека эпохи Просвещения.

4. Роль сатирической литературы в английском Просвещении. Литературная и политическая деятельность сатирика Дж. Свифта (1667–1745). Творческое наследие Дж. Свифта как документальное свидетельство эпохи. Рационалистический скептицизм Дж. Свифта: обличение иллюзий человечества и сомнение в практической действенности человеческого разума Его роман «Путешествия в различные отдаленные страны Лемюэля Гулливера» (1726) как полемика с Д. Дефо и как квинтэссенция идей Свифта. Жанры социально-сатирического романа, антиутопии и утопии в четырех частях «Путешествий Гулливера».

5. Творчество Г. Филдинга (1707–1754) и его роль в развитии английской просветительской литературы. Этапы литературной эволюции Г. Филдинга как отражение его мировоззрения: «исследователь – судья – законодатель». «Просветительский реализм» как метод в его романе «История Тома Джонса, найденыша» (1749). «История Тома Джонса» как эксперимент Г. Филдинга в области прозы: «комическая эпопея», «комедия», «героико-историко-прозаическая поэма» и пр. Концепция «человеческой природы» Филдинга. Найденыш Том Джонс как идеальный герой.

Семинар «Творчество Д. Дефо и Дж. Свифта в контексте идей эпохи Просвещения»

1. Определение понятия и хронологические рамки эпохи Просвещения. Понятие «рационализма». Мыслители и ученые, обосновавшие рационализм как метод. Роль литературы и философии в эпоху Просвещения. Особенности просветительского романа.

2. Жанры, в которых работал Д. Дефо. Основная проблематика его творчества.

3. Александр Селькирк и другие прототипы Робинзона Крузо. Сходство и различие между реальными прототипами Робинзона и героем романа. «Робинзон Крузо» как духовная автобиография Дефо.

4. «Робинзон Крузо» как «роман воспитания» и как «роман-энциклопедия». Ключевые моменты эволюции героя. Роль «предопределения» в судьбе Робинзона. Его «автопортрет» в начале и в конце произведения. Робинзон как идеальный герой эпохи Просвещения.

5. Жанры, в которых работал Джонатан Свифт. Проблематика его творчества. Отразилась ли в произведениях Свифта его биография?

6. «Путешествия Гулливера»:

· Сатира, пародия, карикатура в 1-й и 2-й частях «Путешествий Гулливера». Что и кого именно высмеивает автор?

· Оценка Свифтом «века разума» и его «достижений» в 3-й части «Путешествий Гулливера». Критика «века разума» или критика человеческого разума вообще?

· 4-я часть «Путешествий Гулливера»: утопия или антиутопия?

· Место и роль человека в мироздании Свифта.

7. Робинзон Крузо и Лемюэль Гулливер: сходство и различие.

Семинар «Роман Г. Филдинга “История Тома Джонса, найденыша”»

1. Какие вехи биографии Генри Филдинга отражены в его книгах?

2. Смысл эпиграфа к «Тому Джонсу»: «Видел нравы многих людей». Цель Филдинга при написании этого романа (см. Предисловие, Кн. 1 Гл. 1 и т.д.).

3. Своеобразие композиции романа «История Тома Джонса, найденыша». Почему можно сказать, что подобная композиция – дань «веку разума»? Прокомментируйте определение: «”Том Джонс” - роман и трактат о романе одновременно».

4. Почему возможны различные жанровые определения «Тома Джонса»:

· «Роман воспитания»

· «Комическая эпопея»

· «Героико-историко-прозаическая поэма»

· «Философская эпопея»

5. В чем уникальность положения Тома Джонса среди других персонажей романа, почему именно «найденыш» становится главным героем произведения? Том Джонс – герой «положительный» или «отрицательный»? Какие изменения происходят с Томом на протяжении его жизненного пути? Можно ли говорить об эволюции героя?

6. Характеристики других персонажей романа: как судья Олверти; молодой Блайфил; сквайр Вестерн; Софья Вестерн; Партридж. Роль этих персонажей в достижении автором своей цели

7. Какова же она – человеческая природа, по Филдингу? Какими мотивами руководствуются люди в своих поступках и суждениях?

8. Прокомментируйте следующее высказывание: «Некоторые богословы, или, вернее, моралисты, учат, что на этом свете добродетель – прямая дорога к счастью, а порок – к несчастью. Теория благотворная и утешительная, против которой можно сделать только одно возражение, а именно: она не соответствует действительности» (Генри Филдинг).

 

Литература

Аникст А. А. Даниэль Дефо: Очерк жизни и творчества. М., 1957.

Дефо Д. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо. Новосибирск, 1989.

Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М.. 1966.

Левидов М. Путешествие в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, потом воина в нескольких сражениях. М., 1986.

Муравьев В. Джонатан Свифт. М., 1968.

Роджерс П. Генри Филдинг. Биография. М., 1984.

Свифт Д. Сказка бочки. Путешествия Гулливера. М., БВЛ. 1976.

Соколянский М. Г. Творчество Генри Филдинга. Киев, 1975.

Урнов Д. М. Робинзон и Гулливер: Судьба двух литературных героев. М., 1973.

Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша. М., БВЛ, 1973.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

 

Тема 5. Становление американской цивилизации. Американская литература XVII –XVIII вв.

1. Этапы колонизации Нового Света и формирование американской цивилизации и культуры. Американская литература колониального периода (XVII-XVIII вв.) как литература путешественников и первопроходцев. Роль документальных жанров в американской литературе как следствие особых условий ее возникновения. Литература «promotion» в записках первых колонистов (Дж. Смит и др.). Мифы о Новом Свете как о «земле обетованной» и рождение понятия «американская мечта». Жизнь и творчество Дж. Смита (1580–1631) – «отца» американской литературы. Регионализм как отличительная черта американской культуры колониального периода. Особенности культурной жизни и литературы южно-атлантических колоний (Виргиния), колоний Новой Англии (Массачусетс), центральных колоний (Нью-Йорк).

2. Б. Франклин (1706–1790) как наиболее выдающийся представитель американской культуры колониального периода. «Альманах Бедняка Ричарда» (1732–1758), «Автобиография» (1771–1790) как отражение мировоззрения Б. Франклина и как квинтэссенция американских ценностей.

 

Литература

Американские просветители. В 2-х т. М., 1968-1969.

Иванов Р. Франклин. М., 1972.

Истоки и формирование американской национальной литературы XVII-XVIII вв. М., 1985.

Мишина Л. А. Жанр автобиографии в истории американской литературы. Чебоксары, 1992.

Мишина Л. А. Художественно-документальные жанры в американской литературе XVII-XVIII вв. Чебоксары, 1994.

Проблемы становления американской литературы. М., 1981.

Слезкин Л. Ю. Легенда, утопия, быль в ранней американской литературе. М., 1981.

Слезкин Л. Ю. У истоков американской истории. Виргиния. Новый Плимут. 1606-1642. М., 1978.

Слезкин Л. Ю. У истоков американской истории. Массачусетс. Мэриленд. 1630-1642. М, 1980.

Солодовник В. И. История литературы США: Нравственный идеал через века. Краснодар, 1997.

Стеценко Е. А. История, написанная в пути (Записки и книги путешествий в американской литературе XVII-XIX вв.). М., 1996.

The American Age of Reason / Проза американского Просвещения /на англ. яз./. М., 1977.

Boorstin, Daniel J. The Americans: the Colonial Experience. Vintage Books, New York, 1958.

An Early American Reader (edited by J. A. Leo Lemay). USIA, Washington, 1992.

Making America: the Society and Culture of the United States (edited by Luther S. Luedtke). USIA, Washington, 1992.

 

Тема 6. Предромантизм в английской и американской литературе как «теневое» направление эпохи Просвещения.

1. Возрастание интереса к иррациональному, таинственному, ужасному в предромантической культуре. Предромантические настроения как предчувствие грядущих социальных катаклизмов (Великая французская революция, 1789–1794/1799). Жанры предромантической литературы как отражение мистических представлений о мире в культуре предромантизма. Роль баллады в английской литературе XIX в. Значение «Поэм Оссиана» (1765) Дж. Макферсона (1736–1796) для дальнейшего развития европейской романтической литературы.

2. Особенности жанра «готического романа». Название «готический роман» (romance) как апелляция к Средневековью. Хронотоп «готического романа» и система персонажей (наивная девушка, злодей и пр.). Роман Г. Уолпола (1717–1797) «Замок Отранто» (1765) и А. Рэдклифф (1764–1823) «Удольфские тайны» (1794) как образцы жанра.

 

Литература

Готический роман. Демоны и призраки. М., 2010.

Замок Отранто: Сборник. М., 1997.

Комната с гобеленами. Английская готическая проза. М., 1991.

Ладыгин М. Б. Предромантизм в мировой литературе. М., 2000.

Левин Ю. Д. Оссиан в русской литературе, конец XVIII - первая треть XIX века Л., 1980.

Луков Вл. А. Предромантизм. М., 2006.

Макферсон Дж. Поэмы Оссиана. Л., 1983.

Радклиф А. Удольфские тайны. М., 1996.

Соловьева Н. А. История зарубежной литературы. Предромантизм. М., 2005.

У истоков европейского романтизма. Л., 1967.

Эолова арфа: Антология баллады. М., 1989.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.