Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательные показатели






Таблица 5 Содержательные обязательные показатели (начало)

Из числа тем или сфер однозначно лидирует интимная (14 рассказов), за ней идут социальная (8), семейная (5), абстрактно-философская (4). Удивляет практически полное отсутствие личной темы, связанной с перспективами будущего. Более понятно отсутствие сексуальной темы по причинам, обсуждавшимся выше, и профессиональной темы, которая совершенно не актуальна в данный момент для И. в связи с доминированием проблем интимного характера. Кстати, социальная и семейная темы практически везде появляются в дополнение к интимной как отдельные линии сюжетов с интимной доминантой.

Из особенностей идентификации вряд ли что-то заслуживает специального внимания. И. склонна достаточно легко, хоть и поверхностно, идентифицироваться с разными персонажами, смещать идентификацию по ходу рассказа с одного персонажа на другого. Легкость идентификации обусловлена как раз ее поверхностностью, а последняя — эго-центричностью И.

На первом месте среди потребностей закономерно выступает аффилиация — потребность в дружеских и интимных связях (14 рассказов). Все остальные потребности встречаются намного реже: на втором месте потребность порядка (5 раз, причем исключительно в рамках абстрактно-философских и религиозных тем), затем агрессия (4), оказание помощи и понимание (по 3). Стоит обратить внимание на особенности проявления потребности в агрессии: два раза из четырех она возникает в виде аутоагрессии, а именно самоубийства, причем в расплату за более или менее тяжкие прегрешения (13 и 14), и два раза — как осуществление справедливого возмездия агрессору или Злу вообще (16-1, 16-3). Иначе говоря, агрессия всегда оправдана и мотивирована. Характерно, что рассказ по картине 18, провоцирующей агрессивные импульсы, оказался начисто лишен каких-либо агрессивных мотивов. Все это говорит про довольно сильное вытеснение, отрицание и рационализацию И. своих агрессивных импульсов.

Цели более чем в половине рассказов вообще отсутствуют, что говорит о том, что И. больше склонна к реак-

тивному поведению, чем к целенаправленному. Там, где они есть, они часто носят абстрактно-морализаторский характер (8, 11, 15, 16-1) либо направлены на преодоление возникших извне проблем (2, 9, 11, 16-3, 18). Реалистичность и разработанность целей находится на разном уровне и не позволяет обнаружить какие-либо закономерности, как и спектр средств достижения целей. Напротив, временная локализация целей исключительно однородна: в настоящем.

Таблица 6 Содержательные обязательные показатели (окончание)

Преграды в рассказах И. носят исключительно внешний характер, внутренние преграды встречаются лишь в " особом" рассказе 13 и, с оговоркой, в 18-м. В роли преград выступают исключительно агрессоры, манипуляторы, предатели и другие нехорошие люди, вплоть до такой метафизической преграды как несовершенство людей и реальности вообще (15). Одинаково часто преграды бывают активными и пассивными, что связано прежде всего с активностью героя и наличием у него собственных целей. Если эти цели есть, то преграда обычно выступает как пассивная, препятствуя их достижению, а если их нет, то преграда активизируется сама.

Конфликты также являются по преимуществу внешними либо внутренними, отражающими внешние. Чисто внутренние конфликты редки. Дважды это конфликты типа (доверие х измена), (доверие х обман) (6, 18), один раз это чисто формальный и легко разрешимый конфликт в сфере иерархии жизненных планов влюбленных (8), и один раз — раздвоение чувств и аутоагрессия (в " особом" 13 рассказе). Встречаются и абстрактные конфликты добра и зла, идеалов и реальности (15, 16-1). Локализация конфликтов почти исключительно в настоящем, за исключением опять-таки рассказа 13.

Три из четырех возможных позиций — деятельная, созерцательная и страдательная — встречаются почти с одинаковой частотой (соответственно, 7, 6 и 5 раз), а импульсивная — лишь единожды, причем в рассказе 13. В целом пассивные позиции преобладают над активными, а осознанность — над ее отсутствием. Это говорит о склонности И. к рационализации действий и преобладании нерешительности, выжидательной, реактивной линии поведения, хотя в ряде случаев она может проявлять активность.

Исходы конфликтов и рассказов целесообразно рассматривать вместе, поскольку обычно они не совпадают, но логически связаны: исход рассказа — это следующий шаг после развязки конфликта. Как уже отмечалось, во всех рассказах, за исключением 13-го (который подробно рас-

сматривался под этим углом зрения выше), конец счастливый, победный, безмятежный. Преодоление трудностей и победа над злом полная и окончательная; в отдельных случаях зло сохраняется, но уходит из жизни героев. Интересно, что ряд сюжетов завершаются тем, что персонаж, выступавший как антагонист героев или пособник зла (как правило, это материнская фигура), " перевоспитывается" и признает свою неправоту (2, 5, 12), а еще в нескольких сюжетах зло самоуничтожается (14, 16-1) или уничтожается с божественной помощью (11). Налицо отрыв целей и ценностей от средств: И. хочет уничтожить зло (и морально оправдывает его уничтожение), но не хочет делать это своими руками; пусть все это произойдет само собой.

Таблица 7 Содержательные факультативные показатели

Таблица 8

Из числа факультативных содержательных показателей наиболее информативными представляются оценки и конструкты. Символы немногочисленны и связаны с общерелигиозными ориентациями, описания физических состояний практически не встречаются. Особых тем мы уже касались выше, генерализации умеренно информативны.

Оценки группируются вокруг единой базовой оппозиции. Один ее полюс — это духовное и нравственное, сюда же относятся хорошая и справедливая жизнь, хорошие отношения, гармоничное развитие человека, религиозность, а также занятия музыкой и литературой как проявления и свидетельства духовности. Другой полюс — это меркантильность и своекорыстность, " ничего святого", грязь, низменность, " жизнь легкого поведения". Эта же одномерная черно-белая картина мира воспроизводится и в конструктах. Более того, конструкты все без исключения пропитаны оце-ночностью, в этой графе практически нет конструктов, которые описывали бы человека нейтрально, вне контекста оценки " хороший—плохой". Люди делятся на хороших и плохих без нюансов и полутонов. Хорошие люди идеализируются, плохим приписывается все самое плохое. При этом люди статичны, не изменяются: если человек был хорошим, и вдруг сделал что-то плохое — сразу становится плохим, причем плохим изначально — он лишь казался раньше хорошим, а на самом деле притворялся, обманывал. Интересно, что идеальная жизнь " как должно быть" в каком-то смысле более реальна для И., чем обычная жизнь: для героини рассказа 4 " действительная", " настоящая" жизнь — это та красивая и справедливая жизнь, о которой она мечтает и поет песни, а не та, в которой она живет.

Особых тем достаточно много. Все особые темы, как уже говорилось выше, это морально оправданное уничтожение зла (16-1, 16-3) или его самоуничтожение (11, 14, 15, 16-1). Особняком стоит рассказ 13 — самоубийство на почве запретных сексуальных отношений. Форма рационализации особых тем раскрывает существенные особенности мировоззрения И., которых мы уже неоднократно касались выше, но само их наличие в таком количестве настораживает.

Наконец, генерализации существенным образом уточняют выводы, сделанные на основании других показателей. Важна генерализация из рассказа 13, в которой сформулировано непринятие И. самоубийства. Особый интерес, однако, представляет генерализация из рассказа 9,

представляющая самостоятельную проективную ценность: " Надо быть более.. хладнокровной, рассудительной, нельзя так поддаваться сильно эмоциям, как младшая, все через это проходят. В этом нет ничего страшного. Кому-то везет сразу, а кому-то нет, кому-то обязательно надо осечься". Вывод И. о том, что все через это проходят, и кому-то обязательно надо осечься, позволяет достаточно уверенно заключить, что именно ей пришлось пройти через " это", " осечься". Возможно, что это высказывание дает ключ к амбивалентному образу мужчин в рассказах И., специфическому инфернальному смыслу сексуальных отношений для нее и согласуется с высказанным выше предположением о перенесенном аборте.

5.4.4. Синдромологический анализ

Начнем синдромологический анализ с выделения инвариантных образов и сюжетных структур.

А. Героиня и ее возлюбленный (герой). Как правило, героиня женского пола (что связано со спецификой женского набора картинок). Но героем может быть и мужчина, более того, в рамках доминирующей интимной темы со счастливым концом в подавляющем большинстве сюжетов между героями — любящими друг друга мужчиной и женщиной — практически нигде нет конфликтов, и фактически везде совокупным героем выступает именно единая в своих ценностных ориентирах и устремлениях влюбленная пара, а не кто-то один. Оба взаимодействуют с миром как единое целое, занимают единую позицию и т.п. Можно говорить о солидаризации по отношению к обоим влюбленным в равной степени. Это относится как к сюжетам, в которых любовь безмятежна и не встречает преград и проблем (8, 10, 17, 20), так и к сюжетам, в которых возлюбленным приходится бороться за свое счастье (5, 12, 14, отчасти 3). Еще в ряде сюжетов такое слияние героев не изначально, а является завершением более или менее сложной интриги (6, отчасти 2). Вместе с тем в общей структуре взаимоотношений героиня занимает все-таки более цент-

ральное положение, чем ее возлюбленный, она, как правило, описывается подробнее, именно через нее проходят все нити взаимоотношений с остальными персонажами, что особенно наглядно будет видно на изображенной ниже на рис. 10 схеме актантной структуры рассказов.

Б. Обманщик (обманщица) или манипулятор. Как и в случае с героем (героиней), обманщик-манипулятор, отравляющий жизнь герою и героине, может быть как мужского, так и женского пола, причем в прошлом он(она), как правило, находился в любовных отношениях с героиней или героем, по меньшей мере так это выступало со стороны последнего или последней, и нередко также в дружеских отношениях со вторым партнером (3, 4, 6, 9, 14, 18, отчасти 1, 12). В целом в рассказах И. нет ярко выраженной асимметрии в отношении к мужчинам и женщинам: и те и другие примерно одинаково часто выступают и в положительной и в отрицательной роли, ведут себя активно или пассивно.

В. Мать (свекровь). Материнская фигура в целом ряде рассказов изначально выступает как антагонист главным героям, но не со зла, а от недопонимания, а к концу сюжета неизменно одумывается, признает свою неправоту и принимает их сторону (2, 5, 12). В рассказе 7 мать с самого начала играет положительную роль, учит, предупреждает дочь. Этот образ в рассказе 7 сближается со следующим.

Г. Старшая сестра (подруга) — утешающая, помогающая, выручающая (9, 18). Интересно, что в отличие от инвариантных образов А и Б, образы В и Г — чисто жене-кие, симметричных им мужских образов нет. Фигура отца или старшего товарища мужского пола отсутствует, что соответствует реальной семейной ситуации И. Лишь в одном случае появляется мужчина в функции помощника-утешителя-разоблачителя (6), но отношения героини с этим мужчиной быстро переходят в любовные.

Д. Добрые помогающие силы, как правило, весьма абстрактные — Бог, ангел, Дева Мария, хороший компетентный человек, который починит скрипку и т.п.

Обобщенные логические структуры выделить весьма трудно, потому что во всех рассказах, за исключением 13-го, один

и тот же счастливый конец, причем часто логически не вытекающий из предшествовавших событий. Применение методов сходства и различия (какие еще инвариантные элементы присутствуют там, где есть счастливый конец, и отсутствуют в трагичном рассказе 13) дает следующую информацию: счастливый конец налицо там, где героиня или герой не одиноки, и сохраняют оптимизм, веру в лучшее и уверенность в себе, несмотря на все драмы и переживания. В рассказе 13 героиня испытывает внутренний конфликт и сопряженное с ним одиночество — невозможность разделить с кем-то свои переживания. Исход этого рассказа — единственного их всех рассказов И. — плачевен для всех его участников.

Попробуем теперь выделить пять тематических компонентов рассказов по Н.А.Розову (1981). В протоколах И. они выделяются с неодинаковой четкостью и обладают разной степенью информативности.

1. Парадигматическая структура, образуемая пучками взаимосвязанных элементов содержания рассказов, довольно прямолинейна. Основной, наиболее характерный для рассказов И. инвариантный компонент имеет следующий вид:

Взаимная любовь —духовное единство — взаимопомощь - счастье (3, 5, 6, 8, 10, 14, 17, 20).

Столь же характерен и следующий пучок:

Обман — переживание — вера в лучшее — дружеская помощь — преодоление — новое счастье (3, 4, 6, 9, 12, 14, 18).

При этом преодоление сводится к одному из двух вариантов:

—преодоление предыдущих разочарований в любви и

дружбе (3, 4, 6, 9, 18)

—преодоление попыток извне разрушить любовь (12, 14).

Интересен и отдельный комплекс:

Агрессия — уничтожение или самоуничтожение агрессора (1.1, 14, 16-3)

и компонент:

преодоление непонимания и сопротивления матери (2, 5, 12).

2. Оппозиционная структура, задаваемая противопоставленными друг другу конструктами, отличается четкостью, но малой информативностью. Она крайне проста и сводится к единственной оппозиции, вбирающей в себя все остальное:

Рис. 8. Оппозиционная структура рассказов И.

3. Синтагматическая структура, задаваемая типичными последовательностями событий, более информативна. Она образует несколько довольно четких цепей (рис. 9).

Эти синтагматические цепи хоть и не дают нам принципиально новой информации по сравнению с той, которую мы уже обсуждали выше, но позволяют крайне наглядно и компактно представить все без исключения сюжетные схемы, присутствующие в рассказах И.

4. Пространственная структура, задаваемая устойчивыми связями тех или иных содержаний с теми или иными пространственно обособленными зонами, а также перемещениями персонажей между зонами, не отличается четкостью. Героиня почти всегда статична, за редкими исключениями

Рис. 9. Синтагматическая структура рассказов И.

не покидает комфортного для нее пространства — дома, правда, с довольно размытыми очертаниями. В отдельных рассказах дом как пространство полной безмятежности и безопасности наполняется более осязаемым обликом и смыслом (7, 19). Ее возлюбленный вращается вокруг нее

по орбите, покидая ее на время и вновь возвращаясь (10, 12, 20). Существует некоторая зона зла, в большинстве рассказов лишь подразумеваемая, и лишь в отдельных сюжетах наполненная конкретным содержанием (4). Наконец, существует зона, локализованная в небесах или в космосе — обиталище Бога или других добрых могущественных сил, от которых положительные герои получают поддержку и помощь (11, 15). Положительные герои редко куда-то стремятся по свое воле, если не считать укрывательства, бегства (11, 14), отпора агрессору (16-3) или предотвращения, предупреждения зла (9, 15). Активность в большей мере присуща отрицательным персонажам и силам, которые вторгаются в жизненное пространство главных положительных героев, угрожают им, манипулируют ими или наносят им ущерб, принуждая их тем самым предпринять что-то для отпора, спасения или восполнения ущерба (1, 5, 11, 12, 14, 16-3).

Любопытным инвариантом множества рассказов И. является тема слежки или наблюдения. Следят все за всеми: отрицательные персонажи за положительными (5, 14), положительные за отрицательными (6, 9, 14), положительные за положительными (9, 17). Другим инвариантом является тема встречи с суженым — вроде бы случайной, неожиданной, но на самом деле давно ожидавшейся и предвкушаемой (6, 8, 17). В некоторых рассказах эта встреча ожидает героиню или героя в будущем (1, 4, 9).

5. Актантной структуры, задаваемой системой взаимоотношений между персонажами, мы уже отчасти касались выше, говоря об инвариантных образах действующих лиц. Попробуем теперь схематически изобразить общую актан-тную структуру основной массы рассказов И. в русле доминирующей интимной темы так, как это рекомендует делать Н.А.Розов (1981) (рис. 10, а). На рисунке 10, 6 мы изобразим актантную структуру части рассказов с доминирующей абстрактно-философской и религиозно-мистической темой.

Рис. 10. Актантная структура рассказов И.

5.4.5. Общее диагностическое заключение

Общая характеристика актуального состояния и особенностей работы И. с тестом. Насколько можно судить по тесту, общий интеллектуальный уровень И. близок к среднему. Широкие неструктурированные познавательные интересы, фрагментарные обрывки знаний, нахватанные из разных источников. Воображение среднее, творческие способности не просматриваются. В рассказах много клише, нарушений логической связности, логических разрывов сюжета, искусственных конструкций. Речь неправильная. И. любит использовать слова, значение которых ей плохо известно, и делает это не всегда уместно. Избыточность и ненужные повторения в самих рассказах, привязка к деталям (высокая степень детализации, описательность, обилие переуточнений) свидетельствует о наличии выраженных обсессивно-компульсивных тенденций. И. испытывает неуверенность, стремится к рационализации, обоснованию всего, что рассказывает, мельчайшими деталями на картине и комментариями.

Особенности эмоциональной сферы и самоотношение. Эмоциональные реакции И. довольно интенсивны и примитивны по своему содержанию. Налицо некоторое преобладание эмоциональной сферы над интеллектуальной, которое И. рационализирует, говоря, что поддаваться эмоциям не следует, однако все через это проходят. И. демонстрирует весьма высокую самооценку. Ей свойственно морализаторство, особенно по отношению к персонажам своих же рассказов, обилие оценочных суждений и комментариев, практически отсутствуют нейтральные персонажи и нейтральные (ни хорошие и ни плохие) черты людей. Оценочное измерение пронизывает все рассказы без исключения. Это явно контрастирует со скрытой неуверенностью и вытесняемой тревожностью. Оптимизм, вера в светлое будущее не только присущи И. сами по себе, но и являются для нее ценностью, чем-то важным и значимым. Поэтому И. затрачивает много усилий для сохранения этого оптимизма и веры, вытесняя все то, что угрожает их подорвать, изгоняя сомнения и неуверенность. В больший-

стве случаев это ей удается. Вытесняются или отрицаются любые внутренние конфликты и коллизии.

Временная трансспектива и целеполагание. И. склонна к пассивности, предпочитает жить настоящим. Виды на будущее имеют вид скорее мечтаний, чем конкретных планов. Будущее — это место, где в один прекрасный день сбываются мечты, поэтому оно мало связано с настоящим. Прошлое также очень слабо интегрировано в общую картину себя и мира. В прошлом находятся в основном ошибки, негативный опыт, который остался позади и больше не повторится. Все плохое для И. в прошлом, а в будущем — только хорошее. Настоящее позитивно, ибо оно заполнено ожиданием будущего, прошлое же отсечено и практически не влияет на настоящее. Позиция пассивного ожидания светлого будущего проявляется также в несклонности И. что-либо предпринимать. Активность, не сводящаяся к повседневному труду или семейной жизни, проявляется, как правило, лишь в режиме реагирования на какие-то вторжения извне, угрожающие мечтам и душевному благополучию.

Картина мира И. весьма инфантильна, она носит сказочно-мифологический характер. Эту картину структурирует борьба добра со злом, причем существуют могущественные силы добра (Бог, Дева Мария и т.п.), которые в состоянии ликвидировать все проявления зла на Земле и в идеальном мире светлого будущего так и сделают. Инфантильная неспособность И. самой бороться со злом и столь же инфантильная убежденность, что добро должно воцариться, а зло будет ликвидировано, выражается в ее ожидании того, что зло либо самоликвидируется (например, в форме самоубийства злодеев), либо будет уничтожено могущественными высшими силами, и тогда все заживут счастливо и безмятежно. Такой же сказочно-мифологический вид принимает в сознании И. и картина социально-политических процессов в нашей стране, сводящихся к борьбе хороших людей и плохих людей.

Ведущие темы, потребности и межличностные отношения. Однозначно доминирующей темой в рассказах И. явля-

ется интимная, а потребностью — потребность в аффили-ации. Проблематика любовных отношений, таким образом, является для И. центральной. В рамках этой тематики встречаются два вида отношений: отношения обмана и манипуляции в якобы любовных отношениях, которые локализованы либо в прошлом, либо в настоящем, и взаимная безмятежная любовь, которая встречается с трудностями лишь внешнего характера и локализована в настоящем либо в будущем. Можно уверенно говорить об идеализации И. любви. Успешное соперничество со своей бывшей подругой на любовной почве находит отражение в рассказах 3 и 14 и рационализируется в весьма неприглядном изображении этой подруги. Агрессия в ее адрес и моральное оправдание И. этой агрессии настолько сильны, что в рассказе 14 И. заставляет бывшую подругу покончить самоубийством, а в следующем рассказе 15 этот сюжет продолжается, выступая поводом для очередной морализаторской концепции. В целом агрессия довольно выражена, но никогда не проявляется открыто: она всегда рационализирована или же просто вытесняется (18).

Семейные отношения представлены в основном отношениями с матерью (что закономерно, поскольку отца у И. нет). Они всегда носят вспомогательный характер по отношению к интимной проблематике, выступая как боковая сюжетная линия в контексте истории влюбленных. Отношения к матери носят амбивалентный, но не слишком эмоционально напряженный и проблемный характер; хотя мать и действует в ряде сюжетов вначале вопреки намерениям героини (из самых лучших к ней чувств), но в конце благополучно " перевоспитывается". Другие темы, такие как профессиональная, социальная, личная или не встречаются вообще или так же, как и семейная, выступают в виде боковой линии в контексте доминирующей интимной темы. Вероятно, на момент исследования любовные чувства И. настолько полностью занимают ее внутренний мир, что все другие сферы жизни оказались для нее незначимыми и отступили далеко на задний план. Единственная тема, кроме интимной, которая в ряде рассказов сохраня-

ет для И. самостоятельную значимость — это абстрактно-философская (обычно в сочетании с религиозно-мистической). Ей соответствуют потребности порядка и понимания. Значимость этой тематики, вероятно, связана со сверхценностью для И. ее общей сказочно-мифологической картины мира, на которой во многом основывается устойчивость ее самоотношения.

Критические зоны и гипотезы, требующие дополнительного подтверждения. Главной критической (болезненной) зоной И. являются сексуальные отношения. При общем весьма позитивном и оптимистичном эмоциональном фоне темы отношений между полами вопросы секса тщательно обходятся, а там, где это не удается (рассказ 13), общий эмоциональный фон меняется на резко негативный. Сексуальные отношения выступают как нечто греховное, опасное, демоническое, влекущее за собой трагедию, вину и

наказание.

Менее эмоционально напряженной, но заметной критической зоной является, по всей видимости, тема детей. Реальные дети не фигурируют практически нигде в рассказах, ни в настоящем, ни в прошлом, ни в светлом будущем, что особенно показательно, если вспомнить, что И. росла в многодетной семье. И наоборот, дети появляются в самых абстрактных картинах, где их появление не диктуется логикой сюжета (16-1, 19), причем в специфических " дереализованных" или " очужденных" вариантах (ребенок богоматери и инопланетный детеныш). Проигнорирована беременность женщины на картине 2.

Гипотеза, которая позволяет объяснить одновременно и специфическое отношение И. к сексу и избегание темы детей и беременности, состоит в том, что И. в прошлом пришлось пережить аборт на негативном эмоциональном фоне как исход сексуальных отношений, в которых она, поддавшись эмоциональному порыву, обманулась или была обманута. С этой гипотезой согласуются также общее отношение И. к прошлому (" отсечение" его от настоящего), а также генерализация из рассказа 9, гласящая, что " нельзя сильно поддаваться эмоциям", но " все через это прохо-

дят", и " кому-то везет сразу, а кому-то обязательно надо осечься". Тем не менее к этой гипотезе следует относиться как к требующей дополнительного подтверждения.

Это заключение хорошо согласуется (за исключением отдельных второстепенных деталей) с результатами других диагностических методик, приведенных в разделе 5.2. При этом очевидно, что данные ТАТ дают намного более обширную, глубокую и дифференцированную информацию, раскрывая многие особенности внутреннего мира И. и даже позволяя строить гипотезы о некоторых значимых событиях ее жизненного пути.

В заключение стоит отметить, что при всей подробности приведенного в этой главе анализа он, как и любой другой анализ, отнюдь не является исчерпывающим. Проницательный психолог может, вероятно, извлечь из рассказов дополнительную информацию, которая прошла мимо внимания автора. Этим и ценен Тематический апперцептивный тест — своей неисчерпаемостью, способностью поворачиваться разными своими гранями к разным психодиагностам и к разным обследуемым людям, и высвечивать в личности не только то, что нам нужно, но и то, что мы не в состоянии предположить заранее.

 

 

Литература

Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психол. журн. 1983. Т.4. № 1. С. 14-29.

Бузин В.Н. Краткий отборочный тест. М.: Смысл, 1992.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. унта, 1984.

Дукаревич М.З. Тематический апперцептивный тест (стенограммы лекций). М., 1989 (рукопись).

Дукаревич М.З., Янъшин П.В. Рисунок несуществующего животного // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С.54—73.

Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопр. психол. 1991. № 2. С.15-36.

Ким В.Е. Диагностика альтруистических установок личности: Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1984.

Ковалев Вл. И. Особенности личностной организации времени // Активность и жизненная позиция личности. М.: ИП АН СССР, 1988. С.110-126.

Леонтьев ДА. Структурная организация смысловой сферы личности: Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 1988 а.

Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1988 б. № 2. С.3-14.

Леонтьев ДА. Тематический апперцептивный тест // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989 а. С.48—52.

Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психол. 19896. № 3. СП—21.

Леонтьев Д.А. Человек и мир: логика жизненных отношений // Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия / Отв. ред. Б.А.Парахонский. Киев: Наукова думка, 1990 а. С.47—58.

Леонтьев Д.А. Установка как механизм смысловой регуляции деятельности // Теория установки и актуальные проблемы психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1990 6. С.158—168.

Леонтьев Д.А. Субъективная семантика и смыслообразова-ние // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1990 в. № 3. С.ЗЗ— 42.

Леонтьев Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1993. № 2. С.73—82.

Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. 2. изд. М.: Смысл, 1997.

Леонтьев Д.А., Харчевин СП. Стратегия свободного описания как интегральный показатель индивидуальных особенностей восприятия художественной прозы // Психолого-педагогические проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве / Отв. ред. Л.ЯДорфман. Челябинск, 1989. С.116—135.

Леонтьев Д.А., Павлова И.М. Возрастные и индивидуальные особенности восприятия художественной литературы школьниками (на материале анализа свободных описаний) // Психологический анализ учебной деятельности / Под ред. ВД.Шадрикова, В.Н.Дружинина, О.Ф.Потемкиной. М.: ИП АН СССР, 1991. С.153—175.

Лондон Дж. Маленькая хозяйка большого дома // Соч.: В 7 т. М.: ГИХЛ, 1956. Т. 8 (дополн.). С.5-300.

Магомед-Эминов М.Ш. Проективная техника измерения мотива достижения (адаптированный вариант) // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С.82—106.

Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси: Мецниереба, 1975.

Практикум по психологии / Под ред. А.Н.Леонтьева, Ю.Б.Гип-пенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.

Ренъге В.Э. Методика Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ) // Дридзе Т.М., Реньге В.Э. Психология общения. Рига, 1979. С.33-66.

Розов Н.С. Применение ТАТ в психологической консультации: о способе целостной интерпретации рассказов // Психологическая служба в высшей школе. Новосибирск: НГУ, 1981. С.67—80.

Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

Соколова Е. Т. Особенности самосознания при невротическом развитии личности: Дисс... д-ра психол. наук. М., 1991.

Соколова Е.Т., Вавилов И.В., Реньге В.Э. Вариант теоретико-экспериментальной апробации ТАТ // Экспериментальные исследования в патопсихологии. М., 1976. С.60—65.

Сталин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.

Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986.

Т.1.

Allison J., Blatt S.J., Zimet C.N. The Interpretation of Psychological

Tests. N.Y.: Harper and Row, 1968.

Atkinson J. W. Thematic apperceptive measurement of motives within the context of a theory of motivation // Atkinson J.W. (ed.). Motives in Fantasy, Action, and Society. Princeton: Van Nostrand,

1958, pp.288-305.

Atkinson J. W., Birch D. The Dynamics of Action. N.Y.: Wiley,

1970.

Bellak L. The T.A.T., C.A.T., and S.A.T. in Clinical Use. 3 ed.

N.Y.: Grune & Stratton, 1975.

Bellak L. The T.A.T., C.A.T., and S.A.T. in Clinical Use. 4 ed. N.Y.: Grune & Stratton, 1986.

Blendstrup U., Nielsen G.S. Transcendence in the TAT // Scand. J. PsychoL, 1961. Vol. 2, 105-112.

Buros O.K. (ed.). Personality Tests and Reviews. Highland Park:

Gryphon Press, 1970.

Cronbach L. Essentials of Psychological Testing. N.Y.: Harper, 1970. Davids A., Rosenblatt D. Use of the TAT in Assessment of the Personality Syndrome of Alienation // J. of Projective Techniques, 1958. Vol. 22, № 2, 145-152.

Fuchs R. Ansatze, Methoden und wissenschaftstheoretische Grundlagen der Handlungsforschung // Thomas A. (Hrsg.) Psychologie der Handlung und Bewegung. Meisenheim: Hain, 1976, 171—257.

Hartman A.A. An experimental examination of the thematic apperception technique in clinical diagnosis. Washington: АРА, 1950. (Psychological Monographs: general and applied, Vol. 63, № 8)

Hartman A.H. A Basic T.A.T. Set // J. of Projective Techniques and Personality Assessment, 1970. Vol. 34, № 5.

Kelly G.A. The Psychology of Personal Constructs. N.Y.: Norton, 1955. Klopfer W., Taulbee E. Projective tests // Annual Review of Psychology, 27, 1976, pp.543-567.

Kornadt H.-J., Zumkley H. Thematische Apperzeptionsverfahren // Enzyklopdie der Psychologie. Themenbereich B, Serie II, Bd. 3. Personlichkeitsdiagnostik. / Hg. von K.-J. Groffmann, L. Michel. Gottingen: Hogrefe, 1982, S.258-372.

Lindzey G. TAT: Assumptions and related empirical evidence // Psychological Bulletin, 1952. Vol.49, pp.1—25.

McClelland D.C. Is personality consistent? // A.Rabin, J.Aronoff, A.Barclay, R.Zucker (Eds.). Further Explorations in Personality. N.Y.: Wiley, 1981, pp.87-113.

McClelland D.C. Human Motivation. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.

Meyer M.M. The direct use of projective techniques in psychotherapy // J. of Projective Techniques, 1951. Vol. 15, 263.

Morgan CD., Murray H.A. A method for investigating fantasies: the Thematic Apperception Test // Arch. Neur. Psychiat., 1935. Vol. 34, 289-294.

Murray H.A. and others. Explorations in Personality. N.Y.: Oxford University Press, 1938.

Murray H.A. Thematic Apperception Test Manual. Cambridge: Harvard University Press, 1943.

Piotrowski Z. A new evaluation of the TAT // Psychoanalytic Review, 1950. V. 37, 101-127.

Rapaport D. The Clinical Application of the Thematic Apperception Test // Bulletin of the Menninger Clinic, 1943. Vol. 7, № 3, 106-113.

Rapaport D., Gill M., Schafer R. Diagnostic Psychological Testing. Vol. 2. Chicago: The Year Book Publishers, 1946.

Rotter J.B. Thematic apperception tests: suggestions for administration and interptetation // J. of Personality, 1946. V. 15,

70-92.

Semeonoff B. Projective Techniques. London: Wiley, 1976.

Tomkins S.S. The Thematic Apperception Test: The Theory and Technique of Interpretation. N.Y.: Grune and Stratton, 1947.

Whyatt F. The scoring and analysis of the TAT // J. of Psychology, 1947. Vol. 24, 329-330.

 

 

Содержание

От АВТОРА.............................................................................. 3

1. Общая характеристика методики ТАТ.......................... 5

1.1. Сущность и назначение ТАТ...................................5

1.2. Достоинства и недостатки ТАТ..............................7

1.3. Место ТАТ в системе методов психологической диагностики............................................................... 8

2. История создания и основные подходы к обоснованию ТАТ........................................................ 11

2.1. Создание ТАТ и его развитие в русле

ПРОЕКТИВНОЙ МЕТОДОЛОГИИ..................................... 11

2.2. Психометрическое обоснование ТАТ................... 24

2.3. ИНТЕРАКЦИОНИСТСКО — ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К

теоретическому обоснованию ТАТ: от

личности к ситуации.............................................. 30

2.3.1. Теория мотивации Д.Мак—Клеланда и его

подход к измерению мотивов............................... 33

2.3.2. Дальнейшее теоретическое развитие......................35

2.3.3. Деятельностно—смысловой подход к

обоснованию ТАТ...................................................38

2.4. Варианты и модификации ТАТ..............................43

2.4.1. Варианты ТАТ для разных возрастных групп.......44

2.4.2. Варианты ТАТ для этнокультурных групп.............45

2.4.3. Варианты ТАТ для решения разных

прикладных задач....................................................47

2.4.4. Варианты ТАТ для измерения

отдельных мотивов...................................................48

2.4.5. Методики, родственные ТАТ.................................. 49

3. Проведение обследования с помощью ТАТ..............54

3.1. Описание и структура стимульного

материала..................................................................54

3.2. Влияние ситуации обследования

на результаты............................................................ 61

3.3. " Легенда", конфиденциальность и

обратная связь.......................................................... 62

3.4. Ситуация и атмосфера проведения обследования............................................................ 65

3.5. Инструкция................................................................68

3.6. Отказы и уходы и их преодоление........................73

3.7. Общение психолога с обследуемым......................76

3.8. Запись результатов и составление

протокола.................................................................81

4. Обработка и интерпретация результатов..................... 84

4.1. Предварительные замечания....................................84

4.1.1. Общие принципы диагностики...............................84

4.1.2. Индивидуальное и стереотипное в

рассказах ТАТ...........................................................87

4.1.3. что еще отражается в содержании рассказов.....88

4.1.4. Диагностические показатели................................. 93

4.2. Диагностические показатели (симптомологический анализ)......................................94

4.2.1. Структурные показатели: обязательные.................95

4.2.2. Структурные показатели: факультативные.......... 106

4.2.3. Содержательные показатели: обязательные........ 113

4.2.4. Содержательные показатели: факультативные....................................................... 130

4.3. Синдромологический анализ............................... 134






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.