Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава: 21. Веротерпимость и буддизм






Итак, буддизм и христианство достаточно различны. Радикально различны. Разное понимание источника гре­ха. Разное понимание следствия греха. Разное понимание человека. Разное понимание Бога. Разное понимание цели духовного пути. Разное понимание средств. И каждое из этих различий не может быть отнесено к типу взаимодополняю­щих инаковостей. Это именно отношения противоречия.

Заметить и осознать это различие не значит проявить агрессивность. Напротив, умолчание об этой разнице се­годня становится опасным. Европоцентризм в конце XX столетия явно сменяется тибетоцентризмом.

Преклонение перед Тибетом проникло даже в фантасти­ческую литературу. Эта не слишком научная фантастика обещает рай на земле, если буддизм " планетарно" востор­жествует над Евангелием. У американского писателя Ар­тура Кларка есть роман " Большая глубина". По сюжету персонаж, борющийся за права животных, решает встре­титься с далай-ламой и заручиться его поддержкой. Далее следует религиеведческий прогноз Кларка: " Глупо недооце­нивать могущество религии, даже такой миролюбивой и терпимой как буддизм. Всего сто лет назад это было бы немыслимо. Но коренные политические и социальные пе­ремены последних десятилетий подготовили почву. Три главных конкурента буддизма потерпели крах, и среди всех религий он один еще сохранял заметную власть над ума­ми. Христианство, не успев оправиться от ударов, нанесен­ных ему Дарвином и Фрейдом, было окончательно добито археологическими открытиями конца XX столетия. Инду­изм с его изумительным пантеоном богов и богинь был об­речен на гибель в век научного рационализма. И, наконец, мусульманство, подорванное теми же факторами, совершен­но утратило престиж, когда восходящая звезда Давида затмила тусклый полумесяц Пророка. Эти три веры не исчезли окончательно, однако их былой власти пришелконец. Только учение Будды, заполнив вакуум после дру­гих верований, ухитрилось не только сохранить, но и ук­репить свое влияние. Буддизм — не религия, а философия, он не основан на откровениях, поэтому удары, сокрушив­шие прочих великанов, не причинили ему ущерба. Франк­лин отлично знал, что одно из основных правил буддизма — уважение ко всему сущему" 852.

Единственное, чего, похоже, не знал Франклин, так это то, что далай-лама глава не философского кружка, а лама­истского культа, в котором есть и откровения, и видения, и пророчества, и магическое оружие, и даже " божествен­ные палачи-шимнусы". Но Франклину простительно этого не знать — ведь по профессии он космонавт и мало разби­рается в тех космологиях, с помощью которых не доле­тишь до " песков Марса".

Но у меня есть вопросы к Артуру Кларку. Например — что он имеет в виду под " археологическими открытиями конца XX столетия"? Находки в середине века в Кумране скорее подтвердили историческую корректность христиан­ства (хотя бы тем, что у кумранитов в ходу были т. н. " неканонические" ветхозаветные книги, авторитет которых признается православными и отвергается современными иудеями и протестантами). И как вообще археология мо­жет опровергнуть Евангелие? Может, А. Кларк надеется, что однажды археологи раскопают скелет невоскресшего Иисуса?

Еще более непонятна его уверенность в том, что христи­анство оказалось несостоятельно перед лицом биологии и психологии XIX века. Если Кларк полагает, что теории Дарвина и Фрейда нанесли смертельный удар христиан­ству и исламу — почему же в таком случае " звезда Дави­да" от этого только разгорелась? В Евангелии и Новом За­вете нет ни строчки, с которой теория Дарвина входила бы в противоречие.

 

Отношение христианства к эволюционной теории совсем не так отрицательно, как кажется школьным учителям. Как однажды заме­тила сама Блаватская, английский " епископ Темпль в своем труде " Ре­лигия и наука" выступил как ярый защитник дарвинизма" (Блаватс­кая Е. П. Тайная доктрина. Т. 2, с. 809).

 

У дарвинизма возникают трения лишь с первой главой книги Бытия, или, скажем иначе, — с пер­вой главой Торы.

И Фрейд, насколько мне известно, обличал больше все­го культ божественного Отца, а не почитание Сына. У Фрей­да есть книга " Моисей" (в которой он пытается доказать, что Моисей не был евреем), но нет книги " Иисус". Откуда же именно у иудаизма взялся иммунитет против дарви­низма и психоанализа? Так что прогноз Кларка о гряду­щем всемирном торжестве иудаизма и ламаизма и интере­сен, и, пожалуй, даже реалистичен. Вот только причины будущего триумфа этих религий, возвещающих пришествие Машиаха-Майтрейи, Кларк изложил некорректно.

Со времен написания " Большой глубины" миф о веро­терпимости и миролюбии буддизма распространился еще шире. Но от этого не перестал быть мифом.

Полтысячи лет " веротерпимые буддисты" жестко поле­мизировали с традиционными религиями Индии.

В религиях Индии был достаточно прочно укоренен эзо­терический монотеизм. Поэтому свое учение Будда пропо­ведовал в довольно циничной полемике с браминами. По его мнению, брамины, говорящие о Боге Индре как Творце всего мироздания, " учат тому, чего никто из них и их пред­шественников не видал и не знал", и все речи об этом " ни­кому неведомом" он называет " глупыми словами, празд­ной пустошью", а " состояние единения с Великим Брама­ном — несуществующим" 853. " Самые речи о ложном и пра­вильном, спасительном пути к Божеству и о состоянии еди­нения с Брамою, которого никто никогда лицом к лицу не видел, суть глупые, дурацкие речи". В. Кожевников спра­ведливо говорит, что по сравнению с величавыми стремле­ниями древнеиндийской мысли к неведомому и неопреде­лимому Божеству, как они выражены в Упанишадах, это не более чем " пошлые шутки". " Прочитавши только что приведенную мелко-рационалистическую фанфаронаду, начинаешь верить в основательность заявления Будды, что " он до конца вытравил в себе стремление к миру богов" 854.

Вспомним знаменитую притчу Будды о слепцах, изуча­ющих слона. Мудрецов, затеявших между собой спор о тай­нах мироздания, Будда сравнил со слепцами, которым дали ощупать слона. Один схВатился за бивень и кричит, что слон твердый и гладкий, другой ухватился за хвост и пото­му убежден, что слон похож на змею, третьему попалось ухо и он сравнил слона с куском лопуха. Вывод: " Вот на кого похожи все те отшельники и учителя. У них разные точки зрения, но они слепы и не могут видеть. В своем невежестве они склонны к ссорам, спорам, дракам, каж­дый со своей точкой зрения на действительность".

Это отнюдь не притча о веротерпимости. Напротив, это призыв к радикальному отвержению всех иных точек зре­ния. Все — слепцы. " Вцепился каждый из невежд лишь в мнение свое и видит только часть одну, а в целом — ничего". Это была бы притча о веротерпимости, если бы Будда завер­шил ее выводом: все по своему правы. Но вывод Будды со­вершенно противоположен: все невежды. Все, мыслящие иначе, чем Гаутама — невежды и слепцы. Гаутама действи­тельно (как позднее теософы) уравнял все религии. Но это — отрицательное равенство: все они равно заблуждаются.

И в самом деле — вопросы, которые ставят " слепцы" из притчи Будды, отнюдь не поверхностны. Это — " вечные вопросы", без разрешения которых не может обойтись ни одна философская система. " Некоторые говорят, что мир бесконечен и вечен, другие — что он ограничен и време­нем, и пространством, одни говорят, что душа умирает с телом, а другие — что она бессмертна" (Удана, 68). Будда просто отказался обсуждать эти тезисы. Но позиция чело­века, который стоит на одном месте и высмеивает неуклю­жие движения всех тех, кто пытается идти и хоть что-то делать, — это позиция далеко не плодотворная.

Веротерпимость буддистов является не следствием боль­шей нравственной чуткости, чем, скажем, у христиан. Она просто логично вытекает из их метафизики. Если комп­лекс сочетаний, который носит имя христианина, не по­знает истину буддистского пути, он сможет это сделать в какой-нибудь другой перекомбинации (" перевоплощении"). Можно посочувствовать заблуждающемуся — он еще на много жизней и на много веков удержит себя в бытии, но в принципе это поправимо. Наградой за очередную доброде­тельную жизнь может стать перевоплощение в буддистс­кой семье и возможность услышать наконец слово истины. Христианство, не знающее перевоплощений, гораздо более трагично воспринимает человеческую жизнь (единственную, а потому и абсолютно ответственную) и потому более ори­ентировано на миссионерство и дискуссию.

Кроме того, буддистская философия вообще не допуска­ет представления о " ложной религии" или " ложной вере". Дело в том, что все боги, все духи, все демоны созданы игрой сознания. Психическая энергия, которую поклон­ник вкладывает в некий мыслеобраз, накопляется в нем, и постепенно отчуждается от мыслящего, медитирующего, молящегося ума. Соответственно, любой мыслеобраз, кото­рому множество людей поклоняется в течение долгого вре­мени, достаточно реален. Он способен им помогать, и как бы возвращать людям энергию, которую от них получил прежде. Божества создаются направленным к ним покло­нением; это как бы объективированная энергия поклоне­ния. Поэтому каждая религия права: она сама создала свой образ и потому он действительно есть.

С точки зрения буддистов, все демоны и боги — порож­дения человеческого сознания (хотя и объективировавшие­ся). Поэтому буддизм готов признать и христианство: вам показался ваш рай, ваша Церковь и ваши святые. Это плод вашего сознания — ну и хорошо, играйтесь с ним. Христиа­не — не вполне удачные ученики, верящие в своих призра­ков. А если бы они пошли дальше, то стали бы буддистами и поняли, что они сами творцы своих божеств.

Буддистский же посвященный должен постигнуть пси­хический механизм теогонии. Для этого прежде всего уче­ник должен вызвать и приручить демона. Для этого он про­водит много месяцев в длительной уединенной медитации в темноте. Он его призывает, воображает, сначала видит, затем может коснуться его, беседует с ним. Высшая цель — когда призрак явственно для ученика гуляет с ним средь бела дня. " С некоторыми учениками происходят странные приключения, но среди них бывают и победители, им уда­ется удержать при себе своих почитаемых компаньонов, и те уже покорно сопровождают их, куда бы они ни отправи­лись. — Вы добились своей цели, — заявляет тогда учи­тель. — Мне нечему больше вас учить. Теперь вы приобре­ли покровительство более высокого наставника. Некоторые ученики благодарят учителя и, гордые собой, возвращаются в монастырь или же удаляются в пустыню и до конца дней своих забавляются своим призрачным приятелем" 855. Но есть другие, которые ничего не видят или, видя, пони­мают, что это собственное порождение. Они и становятся истинными учениками. " Именно это и нужно было понять, — говорит ему учитель. — Боги, демоны, вся вселенная — только мираж. Все существует только в сознании, от него рождается и в нем погибает".

Нельзя отрицать глубину этого воззрения. И все же у этой теории есть немало недостатков. Один из них состоит в том, что она заранее исходит из атеистической предпо­сылки. Бога нет, и все небесные персонажи — не более чем проекции земных чаяний людей. Это почти Фейербах (с той разницей, что для Фейербаха сознание онтологически вторично, бледно по сравнению с материей и потому по­рождения сознания есть " тень тени", то есть почти полное небытие, в то время как для буддистов сознание есть осно­ва реальности и потому порождения сознания вполне ре­альны и действенны). То, что представление людей о Боге живет в человеческом сознании, — несомненно. Вопрос в том, исчерпывается ли богословский образ человеческой активностью, или своим порождением он обязан еще и вне-человеческой, сверхчеловеческой Реальности? Из того об­стоятельства, что материальный предмет отражается в моем сознании, что мое сознание работает с отражением этого предмета, никак не следует, что образ внешнего мира, с которым я работаю, есть исключительно мое собственное творчество. Из того, что человек человеческими словами говорит о Боге, не следует, что бытие Бога производно от этих слов или тождественно им.

Да, психологические факторы играют в религии нема­ловажную роль. Означает ли это, что у религии нет реаль­ного объекта? Неужели Бог есть нечто лишь человеческое только потому, что я как человек говорю о нем? Но тогда и любая научная речь беспредметна. Если нечто желанно — это не значит, что предмета желания на самом деле не су­ществует (и в этом основная ошибка Фейербаха). Моему психологическому опыту вполне может соответствовать нечто реальное; причиной моей потребности в Боге вполне может быть реальный Бог, чье притяжение я испытываю.

И буддистскую критику теологии можно обратить про­тив него самого: а не является ли их атеизм всего лишь проекцией их желаний?

 

Этот вопрос особенно уместен был бы при разговоре с Фейербахом. Дело в том, что Фейербах в ответ на приглашение его брата Эдуарда стать крестным у его сына, негодующе выговорил брату за то, что тот собирается " портить ребенка особым супранатуралистическим спосо­бом" (см. Кюнг Г. Существует ли Бог? — б. м. 1982, с. 171). Если Бога нет, и церковный обряд не более чем купание, как же это с его помо­щью можно " испортить" младенца?

 

Легко сказать, что Бог — " проекция человеческого во­ображения". Но извольте показать, как именно происхо­дит это проецирование. Почему столь странный итог ока­зывается у этого человеческого действия? Если Бог был всего лишь проекцией человеческого рассудка — не был ли Он тогда лишь тотальным рассудком? И откуда же тог­да утверждения о Его тотальной непознаваемости? Как могла получиться эта сверхразумная проекция рассудка? Говорят, что Бог — это то, чего не хватает человеку. Но неужели ему не хватает незнания?..

Есть еще и совершенно практический, исторический аргумент не в пользу буддистской теории. Дело в том, что из нее логично вытекает следствие, согласно которому бо­лее массовая религия должна быть и более чудотворной. Образ Христа, намоленный за два тысячелетия молитвами миллиардов христиан, сейчас должен был бы проявлять энергетическую, чудотворную мощь, несравнимую с той, что была во времена апостолов. И, однако, все христиане хранят память о временах крайне немногочисленной апо­стольской общины как о времени почти недостижимой по­зднее полноты жизни в Духе. В свою очередь, вера 12 рыба­ков не могла бы победить мыслеобразы миллионов египтян.

Как бы то ни было, буддист веротерпим не в том смыс­ле, что россияне, симпатизирующие рериховскому учению. Он не считает, что все религии правы, что все пути равно хороши и что он, буддист, имеет право жить то по-христи­ански, то по-кришнаитски. Он полагает, что и христиане и кришнаиты серьезно ошибаются. Но на их ошибки он смот­рит " с высоты гор". Ему просто неинтересны собственные представления инаковерующих, и он, не выслушивая их, продолжает свой монолог: мне неинтересно, что вы думаете о мире, Боге и человеке. Но медитировать вы должны так...

Эта позиция хорошо видна в разговоре Малункьяпутты и Будды. Будде задаются вопросы: что есть душа, есть ли бессмертие и что есть Бог.

Будда отвечает: представь, что человека ранили отрав­ленной стрелой. Его приносят домой, а он, вместо того, чтобы немедленно принять противоядие, начинает расспра­шивать: а кто меня ранил — кшатрий или брахман, како­го он рода, чем занимается и где его поместье...

Это верно. Такие вопросы излишни, если точно извест­но, что ранила именно стрела, и ясно, что и почему болит. Но как узнать — какая именно стрела поразила душу? Чем она отравлена? Что болит? Почему больно душе и что ей угрожает? И как ее можно излечить? Вдруг больной умирает не от той раны, что заметна, а совсем от иной болезни? Гностики утверждали, что ранена наша теле­сность; буддисты — что ранен наш ум; христиане — что болеет наша воля и наша любовь. Неужели так уж безраз­лично все это, и жить надо по принципу — " от чего бы ни лечить, лишь бы лечить! ". И неужели не важно опреде­лить степень болезни и соответствующие средства для ее лечения? Если врач при обычном порезе стремится сделать ампутацию, он становится просто опасен для больных.

Буддизм как раз и предлагает ампутацию там, где хри­стианство предлагает терапию. Поскольку желания при­вязывают человека к колесу сансары — надо ампутиро­вать вообще все чувства, желания и воления человека. Ги­льотина провозглашается лучшим средством от перхоти. Ни любовь к человеку, ни любовь к Богу не должны жить в сердце ищущего " конечного освобождения". Как замеча­тельно сказал об учении Будды русский философ Б. Чиче­рин, — " он хотел для человека свободы, но не видел ее нигде, кроме уничтожения" 856.

Так что все же от представления о том, что за стрела ранила человека, зависит способ его излечения...

Поэтому и в реальной же истории буддизм заявил о себе как о системе, готовой к самой решительной полемике.

Настороженное отношение индусов к буддизму сказы­валось уже в самом начале буддистской проповеди. Одна ранняя легенда сохранила чрезвычайно характерную реак­цию на нее обычного благочестивого индуса. Будда хвастается перед монахом-джайнистом: " Я победил всех вра­гов, я всемудр, свободен от каких-либо загрязнений; я все покинул и обрел освобождение через разрушение желаний. Самостоятельно овладевши знанием, кого мог бы я назвать учителем своим? Нет у меня учителя; нет равного мне ни в мире людей, ни в областях богов". В ответ на это самовос­хваление Будды джайнист отвечает: " Итак, друг, ты утвер­ждаешь, что ты — святой, абсолютный Джина? " — " Да! " — аскет, " покачавши головой", прошептал: " быть может, и так, друг! ", но сам " свернул на другую дорогу", не осме­лившись идти по следам чересчур самоуверенного пропо­ведника857.

Три черты буддистского учения оказались неприемле­мыми для индийского религиозного сознания: отрицание реальности мира, отрицание реальности будущего мира и отрицание значимости доброделания. Индия не могла за­быть " Бхагавадгиту", проповедь " поклонения в любви". В этой поэме (местами довольно двусмысленной, как вся язы­ческая мистика), по замечанию С. Ф. Ольденбурга, " звучат чувства, которых мы не видим в буддизме: пламенная вера человека, нашедшего истину в Боге" 858.

Не только христианство почувствовало запах смерти в буддизме. В Индии буддизм также вызвал ответную поле­мику. И падение буддизма в Индии произошло не в силу кровавых гонений со стороны мусульман, как это раньше бездоказательно утверждали; он изнемог в духовной борь­бе с энергичными мыслителями-индуистами, с поклонни­ками Вишну.

Величайший философ Индии — Шанкара (788-820 н. э.), создатель системы адвайты, был сознательным анти-буддис-том, реставратором религиозной философии брахманизма.

Отличие между буддизмом и брахманизмом прекрасно сформулировано акад. Ф. И. Щербатским: Дармакирти (ве­личайший буддийский философ, живший, вероятно, в 7 в. н. э.) отрицает реальность познаваемого нами мира яв­лений и на этом останавливается. Шанкара же отрицает реальность мира явлений только для того, чтобы этим пу­тем установить истинное бытие своего Брахмана — единой и вечной духовной субстанции859.И хотя сам Шанкара был пантеистом и не признавал ре­альность Личного Бога, все же, по наблюдению Г. Померан­ца, " большинство философов, живших после Шанкары - это бхакты, поклонники божества в какой-то определен­ной, личной форме, творца и спасителя. Точка зрения адвайты их не устраивает. Мадхва пошел еще дальше, совер­шенно отрицая тождество человека Богу. Он утверждает четыре различия: Бога и души, Бога и материи, души и материи, отдельных душ и отдельных частиц друг от дру­га" 860. Это уже, замечу, концепция, вполне близкая среди­земноморским религиям (так что если уж и наводить мос­ты между мыслью Запада и Востока, то делать это лучше не в " Шамбале", а через традицию индийского персоналистического теизма).

Философы нашли свои аргументы для преодоления буд­дизма, а народ — свои. " Жизнь мирян, сочувствовавших буддизму, слишком мало изменилась, — замечает тот же автор. — Если раньше полноценным духовным существом был брахман, то теперь им стал монах. Сочувствующие могли " получить заслугу", подавая ему милостыню, и за это надеяться на лучшую карму в следующем рождении; но то же самое предлагает верующему любая религия Ин­дии. Никакого преимущества здесь у буддизма не было. Напротив, кое-что античные учения положительно отыма­ли у народа: красочность праздника. Люди по-прежнему страдали от кастовой скованности, нищеты, унижений, произвола, болезней, старости, смерти. Но, в добавление ко всем этим бедам, поблек праздник. Новые, интеллектуалистические учения были в этом отношении беспощадны. Народную праздничную стихию они отвергали с порога. В буддийской серьезности есть своя музыкальность; но это музыкальность минорного лада, не всем доступная. В вос­приятии народа это музыка, пригодная только для похо­рон. В Китае буддийского монаха, пришедшего на свадь­бу, могут побить (монах на свадьбе считается дурным пред­знаменованием). Примерно так же обстоит дело в Японии: свадьбу играют с жрецами местной религии синто, буд­дийских бонз приглашают на похороны" 861.

В результате уже к IV веку н. э. даже в месте рождения Будды буддистов не осталось... " Повсюду в средние века мировые религии вытесняют и поглощают местные куль­ты, — в Индии наоборот: местная религия, индуизм, по­глощает мировую, буддизм", — констатирует Г.Померанц862. Я бы, впрочем, это оценил иначе: повсюду в " средние века" более человечные идеи вытесняют более бесчеловечные куль­ты (за исключением, пожалуй, иудаизма, трансформиро­вавшегося из открытой религии в замкнутый национальный культ, и из ясной монотеистической религиозной системы в люциферическую каббалистику — зародыш " Тайной Док­трины"). Индуизм отстоял право человека не быть только философом субъективно-идеалистического вкуса.

Те же народы, что на периферии индийской культуры приняли буддизм, наполнили его философскую термино­логию своим культовым содержанием.

 

Впрочем, и они приняли буддизм не без проблем. Когда на китай­ского " учителя Закона" Гиуэн-тсанга слишком рьяно начали нападать буддисты иного толка, царь Харша (от 606 до 638 г. по Р.Х.) издал приказ: " тому, кто осмелится говорить против него, будет отрезан язык"; " с этого момента", скромно добавляет повествователь, " последователи заб­луждений устранились и исчезли, так что за целых 18 дней не нашлось желающих вступить в прения" (Кожевников В. А. Буддизм в сравнении с христианством. Т. 2, с. 432). Сам Харша, " покоривший 5 Индий", запре­щает затем убивать любое живое существо и вкушение мяса — под стра­хом смертной казни... Впрочем, и царь Ашока (" Константин Великий буддизма") не отменил смертную казнь, и в его судах использовались пытки. Как заметил католический историк науки С. Яки, " когда царь Ашока распространял проповедущий ненасилие буддизм, он делал это бессовестно насильственными методами, как законченный вояка" (Яки С. Спаситель науки. — М., 1992, с. 36).

 

Но принятие буд­дизма надолго задержало их религиозное развитие. Буд­дизм полемизирует с монотеизмом. Эта полемика могла быть достаточно интересной и плодотворной в народе с развитой философской культурой, уже прорвавшейся сквозь много­божие к пониманию Единства. Но когда антимонотеисти­ческий запал буддистской проповеди попал в руки к ша­манским племенам, он оказался средством для консерва­ции самых примитивных форм религиозности. Родился тибетский ламаизм.

Как поясняет С. Ф. Ольденбург, " невозможность обра­щения к Будде и отрицание Единого Творца понуждало обращаться к иным духам. Например, в один буддистский монастырь пришло так много паломников, что не было воз­можности их накормить. " Старуха, мать монастырского служащего, ответила: " Не смущайтесь, это совсем обычное явление". Немедленно она сожгла много курева и положи­ла пищу перед черным божеством и воззвала к нему, гово­ря: " Хотя великое Существо (Будды) вступило в Нирвану, существа, подобные тебе, еще живы. Много монахов из раз­ных стран света прибыло сюда. Пусть у нас будет достаточ­но пищи, чтобы покормить их. Это в твоей власти" 863. Взят этот эпизод из путевых заметок китайского путешествен­ника И-цзина, и речь в них идет о Кубере, почитавшемся как " бог богатства".

Буддистские храмы украсились изображениями самых разных духов и божеств. Например, над их входом висит икона Харити — покровительницы матерей и детей. Она изображается держащею младенца на руках, и около ее колен еще трое или пятеро детей. За каждой трапезой ей делается приношение; каждый день перед ее изображени­ем ставится обильное приношение пищи... Так и в право­славных монастырях трапеза совершается с обращением к Божией Матери и в конце ее вкушается Богородичная про­сфора...

Но вот мотивация этого очень похожего обряда вполне разная. " В одном из своих перерождений эта мать по той или иной причине дала обет есть всех младенцев в городе Раджагриха. Вследствие этого злого обета она перероди­лась в якши (злого духа). И родила 500 детей. И каждый день она ела несколько младенцев в Раджагрихе, и народ сообщил об этом Будде. Он взял и спрятал одного из ее детей, которого она называла Любимым Ребенком. Она ис­кала его повсюду, и, наконец, нашла у Будды. — " Ты огор­чена, — сказал ей Будда, — потерей одного своего Люби­мого Ребенка, ты плачешь об одном утерянном из пятисот. Насколько же более должны тосковать те, кто из-за твоего жестокого обета потерял единственного ребенка или двух? " Будда скоро обратил ее на путь истинный, она приняла пять обетов буддистов и стала мирянкой. Она спросила Будду: " как будут питаться мои пятьсот детей? " Будда от­ветил: " В каждом монастыре, где обитают монахи, твоя семья будет получать достаточную пищу, которая будет даваться каждый день". Поэтому изображение Харити мож­но найти или у входа, или в одном из углов трапезных всех индийских монастырей" 864.

Это общий закон религиозной жизни: " Там, где человек уклоняется от Бога, на него набрасываются боги" 865. Отвер­жение монотеизма неизбежно приводит к созданию поли­демонической теплицы. Этим путем шел ламаизм. Этот путь предлагает и теософия.

Уже неоднократно, следуя по тому лабиринту, что увел Рерихов из Радонежа в Шамбалу, мы видели, как христи­анское понимание Бога отметается теософами лишь для того, чтобы немедленно все отвергнутые полномочия Господа передать многочисленным космическим духам, магии и шаманам.

Русская поговорка " свято место пусто не бывает" озна­чает, что в поруганной церкви или на разоренном кладби­ще возникает своя " духовная экологическая система" — но со знаком минус. Так и здесь. Христианство объявляет­ся устаревшим и недостаточно философским — лишь для того, чтобы воскресить шаманизм. Бог не может изменить судьбу человека и простить его. Шаман может.

Кроме того, историческая практика буддизма знала и религиозные войны, и религиозные преследования.

Буддистские секты самого Тибета, бывало, выясняли отношения между собой с оружием в руках. " Благочести­вые обители обладали также и целыми боевыми дружина­ми монахов... В ту далекую эпоху (в XVI веке) религиоз­ные секты Тибета, которые можно сравнить с католичес­кими монашескими орденами, вели беспрестанные войны за власть над страной. Основным соперником желтошапочников Гелугпы были красношапочники Кармапы. В самый кульминационный момент войны между красными и жел­тыми последние решили привлечь на свою сторону племе­на джунгар, хошутов и торгоутов. Главой их племенного союза считался Турул-байхур, более известный как Гуши-хан. В 1642 г. его армия разгромила боевые отряды Карма­пы, а вождь союзников передал верховную власть над Ти­бетом Далай-Ламе V — Агван-Ловсан-Чжямцо, прозванно­му " Пятым Великим" 866.

А в буддистско-синтоистской Японии уже лилась кровь христиан. До начала гонений в стране насчитывалось око­ло 300 000 христиан. И это было сочтено угрозой для на­циональной безопасности Японии и для благополучия буд­дистских монастырей. Христианство было объявлено вне закона. В 1623 г. было казнено 27 христиан. В 1618-1621 — убито 50 христиан-японцев. Следующий, 1622, год во­шел в историю японской Церкви как " год великомучени­ков": 30 христиан было обезглавлено и еще 25 сожжено заживо (из них — девять иностранных католических свя­щенников). И так продолжалось два с половиной века. Когда во второй половине XIX века христианство было все же объявлено разрешенной религией, христиан в Японии ос­талось 100 000 (при этом историк отмечает, что мало кто из христиан отрекался — большинство предпочитало смерть)867. Философское освящение этим гонениям было дано трактатом " О вреде христианства", написанным буд­дистским монахом Судэном868.

Отнюдь не исключали возможность применения оружия для торжества " желтой веры" и собеседники Оссендовско-го и Рериха. Вообще вегетарианство и призыв воздержи­ваться от убийства животных на практике никак не озна­чают безусловного воздержания от убийства людей.

 

Вспомним священный текст кришнаитов — " Бхагавадгиту". В начале повествования описывается легендарная " битва при Курукшетре", и утром накануне боя Кришна советует Арджуне не смущаться необходимостью уничтожения всех своих родственников и миллионов людей вкупе с ними. Естественно, что В. Сидоров, поясняя, почему ти­тул махатмы по праву носят и проповедник ненасилия Ганди и практик " революционного насилия" Ленин, напомнил об этих страницах Бхага-вадгиты (см. Сидоров В. Рерих и Ленин. // Знамя мира. №11 (25), 1994).

 

Так что нельзя думать, что, мол, можно быть европей­цем и христианином, вот только " обогатить" христианство пантеизмом, " философией кармы" или " буддистской веро­терпимостью". Тут — или-или. " Есть только две мудрости в мире, — и только эти две мудрости и могут быть вечны­ми, неотменимыми. Одна из них утверждает личность, дру­гая — ее уничтожает. Никаких других универсальных мудростей нет: все остальное тяготеет к одному или к дру­гому из этих двух полюсов. Поэтому существуют лишь две религии, способные с достаточною силою выступать друг против друга: религия, ведущая в царство личностных ду­хов, и религия, ведущая к полному погашению духа в Ниббеле. Бог, душа, мир — основные идеи первой, безлич­ное бытие вне бога, преодоление " миража" (майи) и всяко­го полагания и себя и вне себя чего-либо — это основные лозунги второй. Логосу, который у Бога и Бог, противостоит боддисатва, открывающая тайну безличия и безбо­жия; ведение великой, личность созидающей силы жерт­венного страдания — и выход из страдания через погаше­ние личности; единство многих, создаваемое любовью, — и отказ от " иллюзий" любви ради уничтожающего всякую множественность единства безликого, бессубъектного, без­вольного и бестворческого до-бытия — таковы полярно противоположные устремления мудрости христианской и мудрости антихристианской — буддизма. Ни сближения, ни примирения, ни синтеза, ни выхода в третье здесь быть не может. Кроме " или-или" нет здесь иного подхода... Буд­дизм — единственно достойный противник христианства — ведет глубокую, невидимую, самими адептами его мало осоз­нанную борьбу, не внешнюю, не насильническую (ибо на­сильническая борьба с христианством — бессильная борьба). У этого врага своя достаточно богатая культура, опираю­щая себя на принцип, прямо противоположный принципу личности — на принцип безличного единства. Культура его имеет также свои истоки, свои мели, свои внутренние коллизии и выходы из них, и именно эта культура, а не безграмотный атеизм или жалкая пародия язычества на­ших выродков христианства, могла бы дать из себя пото­ки, угрожающие европейскому миру" (А. А. Мейер)869.

А. Мейер, философ из лосевского кружка, окончивший свои дни в ссылке, имеет в виду не только прямую пропа­ганду парабуддистских настроений и восточных мотивов в Европе. Безличностное мироощущение само по себе " мно­гократно и многообразно" прорывается в мир христианс­кой культуры в форме всевозможных социальных и куль­турных движений. Марксизм, психоанализ, структурализм, та линия лингвистической философии, которая в человеке видит лишь орудие, которым язык проговаривает себя, эс­тетизация национально-почвеннического мифа — масок много. Суть одна: усни, человек, признай, что твоя личная свобода и ответственность лишь приснились тебе или твое­му вновь обретенному " абсолюту"...

И в целом вопрос о том, может ли Индия обогатить Сре­диземноморскую культуру и добавить что-либо к радости Евангелия — более чем спорный. А вот то, что " восточная мудрость" регулярно отравляла Средиземноморский мир своим крайним нигилизмом и аллергией к личности, сво­боде и жизни — несомненно. Уже знаменитый древнегре­ческий философский цинизм своим происхождением обя­зан путешествию Пиррона в Индию. Пиррон заболел скеп­тицизмом после посещения Индии во время похода Алек­сандра Македонского870.

Тем интереснее, кстати, что поход греков в Индию ос­тавил свой след в истории самой Индии. Ранние памятни­ки буддистской культуры не дерзали изображать Будду. И лишь под влиянием эллинистических мастеров после втор­жения Александра Македонского появляются изображения человеческого лица в иконографии Просветленного — при­чем, по выводу Ольденбурга, " тип Будды в основе своей заимствован из типа Аполлона и облечен в одеяние мона­ха... В индийское искусство вошел совершенно новый эле­мент: он дал ему человеческое изображение Будды".

 

Ольденбург С. Ф. Культура Индии, ее. 231 и 232. Кстати — " Об­ратное влияние Индии на Запад в области искусства, если оно было, нам пока неизвестно, за исключением некоторого, небольшого влияния на мусульманское искусство Персии" (с. 234). XX век, впрочем, внес свои коррективы. Немало культурных инициатив обратились к Восто­ку с вопросами о смысле человеческого существования. В тех произве­дениях, которые были созданы под восточным влиянием в XX столе­тии, много было увидено и сказано верного о той духовной глубине человека и мира, которая не улавливается позитивизмом. Однако, я убежден, что если бы общественная мода разрешила паломничать за этой мудростью не в Гималаи, а в христианский монастырь или храм на соседней улице, европейский интеллектуал смог бы открыть не меньше таинственного и удивительного в своей традиции. Но москвичи не хо­дят в Третьяковскую галерею. Европейцы проходят мимо величайшей духовной традиции только потому, что она недостаточно чужеродна.

 

Это событие из факта, принадлежащего лишь истории искусства, становится культурологическим тезисом под пером Оливье Клемана: " Благодаря походам Александра греческие художники наделили лицом Будду, у которого прежде дерзали изображать лишь отпечаток ступни. Се­годня же индийские влияния на западную духовность стре­мятся стереть человеческое лицо" 871.

И все равно — даже после того, как Будда обрел челове­ческое лицо, оно отличается от того Лика, что увидели христианские художники. " Даже когда я вместе с прочи­ми хорошо осведомленными, хотя и не слишком педантич­ными людьми верил, что буддизм и христианство похожи, меня удивляла потрясающая разница в их искусстве. — писал Честертон. — Я говорю не о технике изображения, но о том, что хотят изобразить. Никакие два идеала не противоречат друг другу так, как святой готической церк­ви и святой китайского храма. Они противоречат друг дру­гу во всем, но самое главное — глаза буддиста всегда зак­рыты, глаза христианина широко распахнуты. Тело буд­дийского святого плавно и гармонично, веки отяжелели и сомкнуты сном. От тела средневекового святого остался шаткий скелет, но у него пугающие живые глаза. Не мо­жет быть родства между духовными силами, чьи символы столь различны. Буддист пристально глядит внутрь себя. Христианин пристально смотрит наружу" 872.

Но сегодня европейские проповедники буддистской Нирваны хотят закрыть глаза христианам. Нынешние " па­ломники на Восток" мечтают сделать православию " все­ленскую смазь", стерев в безликую маску его глубокое свое­образие. Но для живого религиозного чувства естественно искать не минимума, а максимума содержания. Для него естественно желать не наименьшего общего знаменателя, а полноты постижения Истины. Мы готовы брать правду и примеры истинной любви отовсюду.

 

Для св. Григория Нисского образ отношения церковных людей к нехристианской мудрости — это повеление Моисея забрать все золото египтян в день Исхода (золото, заработанное народом Израиля за века его рабства в Египте). Св. Григорий видит в этом повеление " заготов­лять богатство внешнего образования, которым украшаются инопле­менники по вере. Ибо нравственную и естественную философию, гео­метрию и астрономию, и словесные произведения, и все, что уважается пребывающими вне Церкви, наставник добродетели повелевает, взяв в виде займа у богатых подобным сему в Египте, хранить у себя, чтобы употребить в дело при времени, когда должно будет божественный храм таинства украсить словесным богатством... Многие внешнюю ученость, как некий дар, приносят Церкви Божией. Таков был и великий Васи­лий, прекрасно во время юности купивший египетское богатство, при­несший его в дар Богу" (св. Григорий Нисский. О жизни Моисея. // Творения. Ч. 1. — М., 1861, с. 296).

 

Мы лишь не готовы жертвовать высшей религиозной Правдой, открывшейся во Христе, ради сомнительного удовольствия газетных похвал.

Сторонники религиозного синкретизма обосновывают свою " терпимость" альпинистским образом: духовная ре­альность подобна горе, на которую с разных сторон всхо­дят альпинисты из разных лагерей. Но не обстоит ли дело несколько иначе: из разных лагерей люди идут на разные вершины. И чем выше они взберутся на какую-нибудь экзотическую вершину — тем труднее им будет искать путь ко Христу. Ведь им надо будет еще спуститься вниз с псевдо­вершины, и лишь после этого они смогут начать труд ис­тинного восхождения к Богу, истинного освобождения от власти стихий. Для Иисуса блудницы явно ближе к Царству Божию, чем взбирающиеся на вершину Закона фарисеи. А самая высокогорно-религиозная страна мира - Индия — так и не смогла принять Евангелие...

Если бы восхождение на любую гору без Христа могло бы ввести в Небо — Богу не нужно было бы идти на крест. Для отстаивания какой-нибудь абстрактной истины или моральной заповеди это было ненужно. И тот, кто охотно рассуждает о том, что жертва Христа отменила иудейский закон, обнажив его тщету, должен иметь мужество мыс­лить логично и сказать, что не в меньшей степени вопло­щение Христа и Его крест были сокрушением всех вообще религиозных законов человечества, всех попыток " самосо­вершенствования" — в том числе и йогических. Иначе — " Христос напрасно умер"...

Индийская религиозная душа смогла перебороть нетовщину буддизма. Китай, похоже, не смог, и буддизм разъел творческие силы традиционной китайской культуры. Те­перь тень Нирваны надвинулась на Россию. Хватит ли у русских людей духовной жажды и философской трезвос­ти, чтобы избежать шамбализации своей страны?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.