Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. и Псковская Судная грамота






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Русская Правда

и Псковская Судная грамота

Материалы к изучению

Истории государства и права России

КРАСНОЯРСК 2002

Составители: С.А. Бердникова, О.П. Подосенов

 

Русская Правда и Псковская Судная грамота: Материалык изучению истории государства и права России / Краснояр. гос. ун-т; Сост. С.А. Бердникова, О.П. Подосенов. Красноярск, 2002. 146 с.

 

Редактор Т.М. Пыжик

 

 

Историко-документальный материал книги с комментариями и вводными статьями хронологически охватывает период с XI по XV вв. Подбор документов осуществлен в соответствии с учебной программой курса «История государства и права России» на основе научных и учебных изданий.

Материалы предназначены студентам первого курса юридических факультетов учебных заведений.

 

© Красноярский

государственный

университет, 2002

 

© С.А. Бердникова,

О.П. Подосенов, 2002

От составителей

 

Предлагаемое читателю издание «Русской Правды» и «Псковской Судной грамоты» предназначено исключительно для учебных целей, снабжено комментариями и вводными статьями. В работе используются опубликованные тексты, взятые составителями из «Российского законодательства X-XX веков» (Т. 1. М., 1984), «Памятников русского права (Вып. 1. М., 1952), «Материалов к изучению истории государства и права СССР: Русская Правда» (М., 1962).

Планы семинарских занятий ориентируют студентов на изучение главным образом правовых памятников России. Тексты «Русской Правды» и «Псковской Судной грамоты» в академических и учебных изданиях публикуются на древнерусском языке, это затрудняет их усвоение. «Материалы…» призваны способствовать лучшей организации как преподавания курса отечественной истории государства и права, так и самостоятельной работы по его усвоению студентами юридических учебных заведений. Для удобства изучения тексты «Русской Правды» и «Псковской Судной грамоты» даются в переводе, комментарии помещены вслед за каждой статьей или группой статей.

Материалы к «Русской правде» подобраны кандидатом юридических наук, доцентом О.П. Подосеновым и кандидатом исторических наук, доцентом С.А. Бердниковой, и к «Псковской Судной грамоте» - С.А. Бердниковой.

Публикуемые материалы помимо семинарских занятий могут быть использованы при подготовке контрольных работ, рефератов, курсовых и дипломных работ.

 

РУССКАЯ ПРАВДА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Русская Правда» - важнейший памятник права восточных славян, занимавший центральное место среди нормативно-правовых актов Древней Руси. Этот сборник права включал в себя нормы различных отраслей права периода становления и развития Древнерусского государства, но большинство ее норм было все-таки посвящено уголовному и процессуальному праву.

«Русская Правда» является официальным светским актом. В самом ее тексте содержатся указания на князей, принимавших или изменявших закон. Основным источником «Русской Правды» являлось обычное право. Вместе с тем она обобщила отдельные законы, принимавшиеся князьями, то есть означала определенную систематизацию права. С течением времени «Русская Правда» изменялась и дополнялась.

«Русская Правда» – документ сложного состава. В ее основе лежит несколько княжеских грамот, дополненных отдельными статьями и с течением времени объединенных в единое целое.

Первоначальный текст Правды назывался протографом. И переписчики делали с него копии-списки. А поскольку подлинные тексты протографов не сохранились до наших дней, исследователи пользовались сравнительно поздними списками. Для удобства эти списки назывались или по имени владельца, исследователя или по месту нахождения.

Однако списки, близкие по содержанию, различались внутренним расположением материала, особенностями терминологии, наличием или отсутствием в тексте тех или иных фрагментов. Такие списки впоследствии исследователями были объединены в редакции, включавшие в себя и деятельность законодателя, и работу переписчика.

«Русская Правда» представлена в Краткой, Пространной и Сокращенной редакциях.

Древнейшей редакцией признана Краткая Правда. Известно два списка этой редакции: Академический и Археографический.

Важность «Русской Правды» как одного из основных источников для изучения Древней Руси, сложность и разнообразие ее текстов породили обширную литературу. За два с половиной века появилось более 200 работ, посвященных этому уникальному памятнику древнерусского права.

Краткая редакция «Русской Правды» была открыта В.Н. Татищевым в 1738 г. и издана впервые А. Шлецером. Пространную редакцию ввел в науку В.В. Крестинин, опубликовав ее в 1788 г. Сокращенная редакция впервые была издана Н.В. Калачовым в 1846 г.

Первые же исследования «Русской Правды» были проведены В.Н. Татищевым, Ф. Штрубе де Пирмонтом, Н.М. Карамзиным.

Серьезное исследование Правды было связано с именем дерптского ученого И.Ф. Эверса (1826 г.). Эверс рассматривал нормы Правды как местное, русское право, выросшее из древнего обычая. В истории памятника Эверс выделял три этапа: первые 18 статей Краткой Правды – законодательство Ярослава; расширение ее сыновьями Ярослава (Правда Ярославичей) и Пространная Правда Владимира Мономаха. Концепция славянского происхождения норм Правды также была развита польским исследователем И. Раковецким (1822-1826 гг.).

Важные исследования истории текста Правды принадлежали дерптскому ученому Э.С. Тобину (1840, 1844 гг.). По его мнению, Правда как славянское право в первоначальном виде возникла до появления на Руси княжеской власти. Тобин считал Древнейшую Правду, Правду Ярославичей, как и Пространную Правду, особыми юридическими памятниками, которые отражали последующие этапы развития русского права. Правда Ярославичей была выработана на княжеском съезде с участием «мужей», причем таких съездов было два. Начальные статьи Правды Ярославичей, по Тобину, примыкают к Древнейшей Правде. Пространную Правду исследователь рассматривал как результат слияния Древнейшей Правды и добавлений к ней с законами, принятыми Владимиром Мономахом в связи с восстанием в Киеве в 1113 г. И одна часть Устава Мономаха является изменением и развитием статей Краткой Правды, а другая – представляет новое законодательство. В состав Пространной Правды, по его мнению, вошли и более поздние статьи, относящиеся к XIII в.

Историк Н.В. Калачов в 1846 г. объединил списки Правды в четыре «фамилии», соответствующие Краткой и Пространной редакциям. С именем Н.В. Калачова также было связано составление программы дальнейшего изучения памятника, которая включала в себя издание его по всем спискам, филологическое и юридическое исследования. Относительно происхождения Правды Калачов считал ее частным сборником законов, обычаев и судебных решений, размещенных без особой системы. При издании текстов Правды он использовал большое число известных ему рукописей. И очень важным было его предложение о разделении текста на статьи.

В.И. Сергеевич (1904 г.) следовал в своей классификации за Тобиным, выделив, однако, в качестве особой «фамилии» Сокращенную Правду, время создания которой он относил примерно к XIII в. В.И. Сергеевич предложил деление памятника на статьи, значительно меньшие по объему и включавшие только один казус.

Если все предшествовавшие исследователи рассматривали Правду как светский, государственный или частный сборник права, то В.О. Ключевский (1904 г.) видел в ней церковный судебник, предназначенный для суда над церковными людьми по делам, не входившим в компетенцию церкви. И при этом он ссылался на то, что в Правде среди судебных доказательств отсутствует поле – судебный поединок, осуждаемый церковью, и сам текст Правды помещен в сборниках церковного права – Кормчих и Мериле Праведном. В.О. Ключевский связывал нормы Правды в основном с городом.

Наиболее крупное по объему исследование Правды принадлежит боннскому профессору Л. Гë тцу (1910-1913 гг.). Он рассматривал Древнейшую Правду как запись восточно-славянского обычного права доваряжского времени. Вторая редакция Правды, по мнению Л. Гë тца, возникла при Ярославе в Киеве и включает законы князей Владимира и Ярослава. А некоторые нормы Древнейшей редакции – такие, как процедуры установления виновных в похищении имущества (свод) и в драке, вира, штраф за убийство в пользу государственной власти, Гë тц считал заимствованными из германских законов, в частности из Салической правды.

В советское время уделялось большое внимание изучению Русской Правды. Русская Правда была тогда основным источником каждой работы, посвященной истории общественного строя и права Древней Руси.

Полное издание Правды по всем выявленным спискам было осуществлено С.В. Юшковым в 1935 г., где он разделил списки Правды в зависимости от содержания и объема.

Результатом труда коллектива историков и археографов явилось академическое трехтомное издание Правды под редакцией Б.Д. Грекова, осуществленное в 1940-1963 гг. Его авторы впервые смогли выполнить определенную часть большой программы изучения памятника, которая была намечена еще в XIX в. Н.В. Калачовым.

Выдающийся советский историк академик Б.Д. Греков относил ранние нормы Правды ко времени задолго до утверждения на Руси феодального способа производства, во всяком случае к VIII-IX вв. Б.Д. Греков считал, что Древнейшая Правда записана и дана Новгороду в начале XI в. Правда Ярославичей, составленная в Киеве после смерти Ярослава, отражала уже дальнейший шаг в развитии общественного строя Руси, однако и в ней были представлены отношения не только момента записи, но и более раннего времени. Б.Д. Греков характеризовал эту Правду как специальный закон, призванный оберегать интересы княжеских владений от враждебно настроенных соседних крестьянских миров. Пространная Правда, по Грекову, - памятник начала XII в.

М.Н. Тихомиров (1940 г.) подробно обосновал условия, время и место возникновения отдельных обработок Правды, представленных в этом издании. Однако Краткую, Пространную и Сокращенную Правды он считал не редакциями одного памятника, а тремя отдельными памятниками, связанными содержанием и происхождением. К тому же М.Н. Тихомиров тесно увязывал этапы создания Правды с народными движениями на Руси. Возникновение Правды он относил к Новгороду. Краткая Правда, по М.Н. Тихомирову, была составлена в начале XII в. в среде новгородского духовенства на базе новгородской же Древнейшей Правды 1036 г. и киевской Правды Ярославичей, появившейся после восстаний 1068-1071 гг. Пространная Правда возникла после новгородского восстания 1209 г. и была основана на Краткой Правде, Уставе Владимира Мономаха и других источниках. В составлении этой Правды принимали также участие церковные круги во главе с архиепископом. Сокращенная Правда, по М.Н. Тихомирову, - судебник, составленный в конце XIV – начале XV в. для Пермской земли в результате компиляции нескольких текстов Правды. М.Н. Тихомирову принадлежит и учебное издание Правды (1953 г.), снабженное комментариями, терминологическим словарем и вводными статьями.

Особое место в литературе о Русской Правде занимают также работы С.В. Юшкова. С.В. Юшков считает возникновение Правды Ярослава (более обширной, чем Древнейшая Правда в составе Краткой редакции) результатом деятельности Ярослава по отбору норм, защищавших интересы феодалов. Он датирует ее 30-ми гг. XI в. Правда Ярославичей с новыми нормами права – привилегиями для администрации княжеского домена, объединенная с предшествующим законодательством в Краткую Правду, была составлена в Киеве в конце XI в.

В составе Пространной Правды С.В. Юшков видит два разновременных памятника, объединенных писцами, - Суд Ярослава Владимировича и Устав Владимира Мономаха. Первый из них был приписан имени Ярослава, но сложился он в конце XI – начале XII в. в результате развития норм Краткой Правды и пополнения ее новыми нормами. Устав Владимира Мономаха был связан с киевским восстанием 1113 г. Сокращенную Правду С.В. Юшков относил к XV в.

В выпущенной под редакцией С.В. Юшкова серии «Памятники русского права» издание Русской Правды с переводами и комментариями подготовил А.А. Зимин. Одним из основных источников Правды Ярославичей, Пространной Правды и поздней части Древнейшей Правды А.А. Зимин считает не дошедший до нас устав, принятый в последние годы княжения Ярослава его сыновьями. Всю Пространную Правду А.А. Зимин связывает с деятельностью Владимира Мономаха, а Сокращенную датирует началом XVII в.

Л.В. Черепнин (1948, 1965 гг.) видел в Древнейшей Правде, вызванной к жизни событиями 1015-1016 гг., результат подбора существовавших ранее на Руси правовых норм, способных обеспечить сосуществование в Новгороде двух политических сил. Новгородцам этим законом гарантировалась охрана от притеснений со стороны княжеских дружинников и особенно варяжских наемников, а княжеской дружине обеспечивались условия для защиты от выступлений против них новгородцев. Основное внимание Л.В. Черепнин обращал на установление связи статей Правды с социальными движениями в различных частях Руси и деятельностью отдельных князей, выделяя в составе Пространной Правды несколько разновременных кодексов. Таким образом, по Черепнину, сложение обеих редакций Правды шло попеременно и параллельно в Киеве и Новгороде, завершившись созданием в Новгороде Краткой редакции в 1136 г. и Пространной – в 1209 г.

Важным событием в истории отечественного государства и права явилось издание в 1984-1994 гг. «Российского законодательства X-XX веков» в девяти томах под общей редакцией О.И. Чистякова. Русская Правда в Краткой и Пространной редакциях также была опубликована в первом томе этого издания. Введение к Русской Правде было написано Я.Н. Щаповым, а комментарий к ней был дан Я.Н. Щаповым и Т.Е. Новицкой.

Правда Краткой редакции (сокращенно – Краткая Правда) – результат деятельности древнерусских князей по систематизации права. В ее составе исследователями выделены древнейшая часть (ст.ст. 1-18), которая носит в науке название Правда Ярослава или Древнейшая Правда, и Правда Ярославичей с дополнительными статьями (ст.ст. 19-41). Кроме того в состав Краткой Правды входят два самостоятельных закона: Покон вирный (ст. 42) и Урок мостникам (ст. 43).

Нормы Древнейшей Правды регулировали взаимоотношения лично свободных и вооруженных «мужей» внутри «мира», дружины или другого социального коллектива. Эти нормы выросли из обычаев родового строя, а затем они стали правовыми нормами раннефеодального государства. В Древнейшей Правде не упоминались феодально-зависимые крестьяне, но здесь вполне определенно фиксировалось положение челяди – патриархальных рабов, появившихся в процессе формирования феодального общества. Это, конечно, не означает, что отсутствовали такие крестьяне, живущие в соседской общине – верви.

Нормы Древнейшей Правды отражали раннее время истории Руси, еще до установления государственной власти и принятия христианства. В советской исторической науке о сохранении в составе Правды норм VIII-IX вв. писал Б.Д. Греков, а о соответствии норм Правды нормам договоров с Византией X в. упоминал Л.В. Черепнин. С.В. Юшков также считал, что многие нормы Древнейшей Правды сложились задолго до ее составления Ярославом. В Древнейшей Правде нашли отражение и архаичные нормы права, которые в течение XI-XII вв. отмирали или изменяли свой характер.

Вопрос о времени составления Древнейшей Правды спорен. Важнейшим аргументом в пользу написания ее Ярославом в 1016 г. для Новгорода Греков, Черепнин, Зимин считают то, что вся Краткая Правда включена в состав Новгородской Первой летописи (в обработке середины XV в.) под 1016 г. В этой летописи говорится, что новгородцы подняли восстание против варягов, находившихся на службе у князя Ярослава, и посекли их; Ярослав в ответ на это самоуправство казнил многих новгородцев, виновных в гибели его дружинников, но вскоре получил извещение о смерти отца, князя Владимира, в Киеве и для похода в Киев был вынужден обратиться к новгородцам с просьбой об участии в этом предприятии. После победы над братом Святополком, заняв киевский стол, Ярослав щедро расплатился с участниками похода. Ярослав отпустил новгородцев домой и дал им Правду Русскую.

Правда Ярославичей представляла собой отдельный от Древнейшей Правды законодательный акт, принятый князьями Изяславом, Святославом и Всеволодом вместе с боярами. И в этом законе значительно сильнее, чем в Древнейшей Правде, выступала нормотворческая деятельность князей, которая изменяла традиционные нормы уголовного и процессуального права в интересах феодальных земельных собственников.

Большинство исследователей связывают возникновение Правды Ярославичей с подавлением крестьянских и городских восстаний 1068-1071 гг. Вслед за М.Н. Тихомировым исследователи считают, что Правда Ярославичей была принята во время съезда князей в Вышгороде в 1072 г. по случаю перенесения мощей Бориса и Глеба в новую церковь. А.А. Зимин относит составление этой Правды ко времени жизни Ярослава, между 1036 и 1054 гг.

Объем законодательства Ярославичей исследователи определяют по-разному. М.Н. Тихомиров и С.В. Юшков включают в его состав ст.ст. 19-27, выделяя остальные в качестве добавочных, возникших после съезда Ярославичей. А.А. Зимин считает, что Ярославичами был издан Устав, охватывающий ст.ст. 19-41 Краткой Правды. Л.В. Черепнин также относит к этому закону все статьи между заглавием Правды Ярославичей и Поконом вирным, за исключением ст.ст. 29, 30 и 41. И при этом он выделяет в его составе устав князя Изяслава, посвященный делам об убийствах, разбое, коллективной краже (ст.ст. 19-28, 31, 38-40), и устав князя Святослава о правонарушениях, подрывающих различные отрасли княжеского дворцового хозяйства (ст.ст. 32, 34-37, 39 и, вероятно, 33). Последний был включен в устав Изяслава уже во время съезда Ярославичей.

Покон вирный и Урок мостникам большинство советских исследователей (С.В. Юшков, А.А. Зимин, Л.В. Черепнин) связывает с Древнейшей Правдой и датирует временем княжения Ярослава - 20-е или 30-е годы XI в. М.Н. Тихомиров указывает на более позднее время.

Существует вопрос о том, когда в целом была создана Краткая Правда. Если связывать эту Правду с Киевом, как делают большинство исследователей, то время ее возникновения нужно относить к 60-70-ым гг. XI в. после создания Правды Ярославичей. С.В. Юшков относил сложение Краткой Правды к концу XI в. По мнению Т.Е. Новицкой, как целостный памятник Краткая Правда оформилась в 1076-1093 гг. во время княжения сына Ярослава – Всеволода. Другие исследователи создание Правды относят от середины XI до 30-х гг. XII в. Составление же Правды в годы княжения Ярослава, как считают Л. Гë тц и А.А. Зимин, маловероятно.

Веским аргументом в пользу создания Краткой Правды в Новгороде в 30-х гг. XII в. для М.Н. Тихомирова, А.А. Зимина и Л.В. Черепнина является предполагаемое ими включение ее в состав новгородского летописания уже в XII в. Однако столь раннее объединение этого закона, тогда еще действующего, с летописью не находит подтверждения в истории летописания XII-XIV вв. Краткая Правда, как утверждают М.Д. Приселков, Д.С. Лихачев, С.В. Юшков и Я.Н. Щапов, была создана в Киеве и включена в свод, источник Археографического и Академического списков, в Новгороде в первой половине XV в.

Пространная редакция сохранилась в большом числесписков (более 100). Текст ее дошел до нас в составе многочисленных юридических сборников. К наиболее древним относятся списки, помещенные в сборниках, известных под названием Кормчих и Мерил Праведных. Кормчая, что означает руководящая, направляющая, или Номаканон (закон, правило), включала в себя нормы церковного и светского права. Мерило Праведное состояло из поучения о праведных судах и различных правовых норм, заимствованных из Кормчей.

Структурно в Пространной Правде переписчиками выделяются две части: Суд Ярослава (ст.ст. 1-52) и Устав Владимира Мономаха (ст.ст. 53-212). Источниками Суда Ярослава Владимировича называют: 1) Краткую Правду; 2) судебную практику и дополнительные статьи. Временем появления этой части Пространной Правды считают конец XI – начало XII в., до княжения Владимира Мономаха. Устав Владимира Всеволодовича Мономаха состоит из целого ряда законов, направленных на реорганизацию, реформирование существующих социально-экономических отношений. Большинство исследователей выделяют в нем Устав о резах (ст. 53), Банкрутский устав (ст.ст. 54, 55), Устав о закупах (ст.ст. 56-62, 64) и Устав о холопах (ст.ст. 63, 110 и др.) Как единое целое Пространная Правда оформляется к середине XII в.

Мнение об объединении в составе Пространной Правды двух самостоятельных памятников – Суда Ярослава Владимировича и Устава Владимира Мономаха, которое отстаивал С.В. Юшков, не убедительно. Выделение киноварными заглавиями отдельных частей памятников составителями и переписчиками сборников XIV-XV вв. обычно. Оно облегчает читателю использование ранних памятников права в сложных по составу сборниках. А появление нумерации отдельных таких частей в составе сборников относится уже к концу XV в.

По Л.В. Черепнину, начальные статьи Пространной Правды (1-46) могли быть приняты на княжеском съезде в Любече в 1097 г. А статьи 47-52 приписывались им князю Святополку Изяславичу, покровительствовавшему ростовщикам. К Уставу Владимира Мономаха, появившемуся в Киеве после восстания 1113 г., Л.В. Черепнин относил статьи 53-66. В этих статьях речь шла о долговых обязательствах и кабальных отношениях. Далее Л.В. Черепнин выделял Устав черниговского князя Всеволода Ольговича (1138-1146 гг.), регулирующий социальные отношения в феодальных вотчинах (ст.ст. 67-73, 75-85). Статьи 90-95, 98-106, представляющие собой самостоятельный устав о наследстве, Л.В. Черепнин также связывал с деятельностью князя Всеволода Ольговича. Статьи 74, 86-89, 107-109 были посвящены деятельности судебно-административного аппарата, а статьи 96-97 касались денежного довольствия лиц, занятых некоторыми общественными делами. Наконец, последняя часть Пространной Правды (ст.ст. 110-121) представляла собой устав о холопстве. Л.В. Черепнин относил статьи о судебно-административном аппарате и устав о холопстве к деятельности владимирского великого князя Всеволода Юрьевича. И причем последний он связывал с восстанием 1174-1175 гг., приведшим к гибели его брата Андрея Боголюбского.

Создание Пространной Правды в целом большинство исследователей относит к первой четверти XII в., вскоре после восстания 1113 г. в Киеве и вокняжения Владимира Мономаха. М.Н. Тихомиров и Л.В. Черепнин считают, что эта редакция Правды составлена в Новгороде в связи с восстанием 1209 г. Первый исследователь полагает, что она была создана во время княжения в Новгороде Мстислава Мстиславича Удалого (1210-1215 гг.), второй же – видит в ней «уставы старых князей», которые князь Всеволод дал новгородцам за участие их в войне с Рязанью. Мнение о новгородском происхождении Пространной Правды основывается главным образом на сохранении ее древних списков в новгородских рукописях.

Среди списков Пространной Правды выделяются три текстологические группы. Синодально-Троицкая группа объединяет большую часть списков, которые сохраняют состав, наиболее близкий к первоначальному тексту памятника. В эту группу входят Синодальный, Троицкий (XIV в.) и другие списки. В Мусин-Пушкинской (или просто Пушкинской) группе объединены списки, в которых Пространная Правда имеет добавочные статьи и соединена с другим юридическим памятником – Законом Судным людем или со Словом Василия Великого о справедливых судьях. Наконец, Карамзинская группа включает списки, содержащие значительную вставку в текст Правды.

Сокращенная Правда, по мнению большинства исследователей, представляет собой памятник, возникший в результате значительного сокращения текста Пространной редакции. Работа редактора нового текста Правды заключалась в отборе из древнего памятника тех статей и норм, которые могли сохранить характер действующих. Это время определяется различно. С.В. Юшков относил такую обработку к XV в. до издания Белозерской грамоты и общерусского Судебника 1497 г. П.Н. Мрочек-Дроздовский, Н.А. Максимейко и А.А. Зимин датировали этот памятник XVI или XVII в., а М.Н. Тихомиров концом XV – первой половиной XVI в. Юридическое значение Сокращенной Правды невелико, до нас дошло только два ее списка.

Особое мнение о происхождении Сокращенной Правды отстаивал М.Н. Тихомиров. Он не считал ее сокращением Пространной, но утверждал, что в ее основе лежит ранний текст второй половины XII в., который был использован при создании Пространной Правды.

В данном пособии даны только две редакции Русской Правды – Краткая и Пространная. Тексты их подготовлены по академическому изданию: Правда Русская / Под ред. Б.Д. Грекова. М.-Л., 1940.

В основе издания Краткой редакции лежит Академический список середины XV в., переписанный в Новгороде и хранящийся ныне в Библиотеке Российской Академии наук. Основной же список при издании Пространной редакции – Троицкий второй половины XIV в. – хранится в Российской государственной публичной библиотеке в Москве.

 

(Российское законодательство X-XX веков

/ Под ред. проф. О.И. Чистякова. М., 1984)

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.