Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная ситуация развития младшего школьника






Психическое развитие и формирование личности младшего школьника

Особенности социальной ситуации развития

Развитие познавательной сферы.

Развитие личностной сферы

Социальная ситуация развития младшего школьника

Главным фактором, обусловливающим развитие детей младшего школьного возраста, является изменение социальной ситуации развития в связи с поступ­лением в школу. Это преобразует систему взаимоотноше­ний ребенка со взрослыми и сверстниками. С поступлением в школу дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений. Старая система взаимоотношений ребенка со взрослыми - «ребенок – взрослый» дифференцируется на «ребенок – родитель» и «ребенок – учитель».

Другими словами, значимые взрослые - это уже не только близ­кие, но и учитель, реализующий свою высокую статусную позицию не в системе родственных или эмоционально-теплых отношений, а в системе социально-нормативных взаимодействий.

Этот переход, как правило, болезненно воспринимается 6-лет­ними детьми, так как ребенок младшего школьного возраста все еще находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Поэтому так важен именно в этом возрасте адекватный стиль общения учителя с детьми, подразумевающий приятие с его стороны. Жестко авторитарный и, тем более, отчужденный стиль учителя в младших классах очень непродуктивен и вызывает у детей нарушения в процессе адаптации к школе, снижение успеваемости и познавательной мотивации.

Для младшего школьника ведущей деятельностью является учебная деятельность, с момента поступления в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Кроме того, учебная деятельность является социально значимой, социально оцениваемой деятельностью ребенка. Ребенок впервые в своей жизни занят делом, которое является важным, значимым для социума, успехи школьника в его деятельности получают социальную оценку. К тому же, когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности как таковой еще нет, она должна быть сформирована в виде умений учиться, что и является специфической задачей младшего школьного возраста.

 

Обучение в современной школе рассчитано на то, что дети приходят в 1 класс с достаточным запасом знаний и навыков, а главное - с определенным уровнем развития познавательных процессов, позволяющим систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, выделять в них существенные особенности, рассуждать и делать выводы. Это предъявляет определенные требования к уровню умственного развития ребенка, который должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Кроме того, ребенок должен обладать начальными умениями в области учебной деятельности.

 

Развитие психики младших школьников происходит главным образом на основе учебной деятельности. Включаясь в учебную работу, дети постепенно подчиняются ее требованиям, а выполнение этих требований предполагает появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников. Новые качества возникают и развиваются у младших школьников по мере формирования учебной деятельности.

Постепенное привыкание ребенка делать то, что «нужно», а не «хочется», управление своим поведением на основе задаваемых образцов способствует развитию у детей произвольности как особого качества психических процессов. Это качество проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодолевать трудности и препятствия.

Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности, а также ряд других ее особенностей (например, требование словесного отчета, оценка) создают благоприятные условия для формирования у младших школьников способности к планированию и выполнению действия про себя, во внутреннем плане.

Одной из особенностей учебной деятельности является необходимость развернутых рассуждений, обоснований своих действий, что предполагает формирование у младших школьников умения рассматривать и оценивать собственные мысли и действия как бы со стороны - это умение лежит в основе рефлексии.

Произвольность, внутренний план действия и рефлексия – основные новообразования психики ребенка младшего школьного возраста. Благодаря им младший школьник достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в подростковый период. Неподготовленность некоторых младших школьников к средней школе чаще всего связана с несформированностью этих общих качеств и способностей, определяющих уровень развития психических процессов и самой учебной деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.