Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Латинская Америка во второй половине XX века.






 

В 1949г. в Боготе была создана Организация американских государств (ОАГ), обновившая старые организационные структуры панамериканской системы, созданной еще в 1889г. Посредством законодательства ОАГ страны ЛА оказались втянутыми в «холодную войну», будучи вынуждены подстраиваться под антисоветский курс США. Тем не менее, во внешней политике правительства большинства латиноамериканских стран придерживались политики нейтралитета, хотя внутри страны преследовали левые движения. Главной причиной политической зависимости стало укрепление капитала США в экономике латиноамериканских стран.

Любая попытка латиноамериканских стран поставить под свой контроль природные ресурсы и тем самым ограничить доходы иностранного капитала и его социальной опоры в той или иной стране, приводила к общенациональным конфликтам, проявлявшимся в форме революций и переворотов. И, как правило, внешний фактор – влияние или вооруженная интервенция со стороны США – играл решающую роль в исходе событий:

- Гватемальская революция 1944-1954гг.,

- Боливийская 1952,

- Кубинская 1959,

- Чилийская 1970-1973,

- Сандинистская революция 1979г. в Никарагуа.

В условиях частых революций исключительное значение в жизни латиноамериканских стран в 20в., приобрели военные и устанавливаемые ими политические режимы. За военными переворотами почти всегда стояла крупная буржуазия, связанная с иностранным капиталом, а сам переворот осуществлялся представителями регулярной армии. Правда, что некоторые военные режимы (например, Перу 1968-1975 или Панама 1968-1981) имели прогрессивный характер. Но большинство военных переворотов порождали длительные периоды социальной, политической и экономической неустойчивости, что не соответствовало интересам народа той страны, где военные захватывали власть, удерживаемую ими порой по нескольку десятилетий. Очень тесно связанным с военными режимами в странах Латинской Америки были диктаторские формы правления второй половины 20в. (диктатор Трухильо в Доминиканской республике, Батиста на Кубе, Сомоса в Никарагуа, Стресснер в Парагвае, Пиночет в Чили и др.). Все они возникли благодаря вмешательству США в политическую жизнь этих стран, и пользовались затем постоянной поддержкой Вашингтона.

В 60-х гг. начался процесс демократизации и образования независимых государств в Карибском бассейне (Ямайка, Тринидад и Тобаго, Барбадос, Гренада, Антигуа и Барбуда). В Центральной Америке появилось новое государство Белиз, а на севере южноамериканского континента – Гайана и Суринам. 80-90-е гг. вошли в историю Латинской Америки как период масштабной демократизации политической жизни.

Распад СССР и крушение мировой коммунистической системы, поставили США перед фактом исчезновения главного оправдания собственных агрессивных действий как в мире в целом, так и в Латинской Америки в частности, «угрозой международного коммунизма». Однако, этому универсальному предлогу для вмешательства во внутренние дела латиноамериканских стран, Вашингтон очень скоро нашел соответствующий эквивалент – «угроза демократии» и «наркобизнес». Однако, выросло и значение национального сопротивления. Вслед за Венесуэлой, в которой в 1998г. президентом стал У. Чавес, в Бразилии, Аргентине, Эквадоре, Уругвае, Боливии, Чили к власти пришли правительства, которые с разной степенью радикализма отстаивают свои национальные интересы, отказываясь от американской представительной демократии, свободного рынка, неолиберальной модели экономики. Это – период т.н. «индейского ренессанса» – в 2004-2006гг. к власти в гос-вах Андского пояса приходят индейские руководители (У.Чавес, женщина-президент Чили М. Бачилет, и президент Боливии Э. Моралес).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.