Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация и методика исследования






Целью исследования явилосьизучение взаимосвязи страхов и самооценки личности у младших школьников.

Для достижения цели нами исследовались ученики 1-ых классов школы №5 города Гурьевска, в общем количестве 53 человека из них 29 девочек и 24 мальчика.

Для исследования взаимосвязи страхов и самооценки личности нами применялись надежные, опробованные, хорошо зарекомендовавшие себя в психологической практике методики.

Для выявления степени выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности нами была использована проективная методика Дж. Бука «Дом – Дерево – Человек». Качественный анализ рисунка проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.

На склонность к опасениям, страху, тревоге указывает наличие следующих деталей: облака, выделение отдельных деталей, ограничение пространства, штриховка, линия с сильным нажимом, много стираний, мертвое дерево, ветки похожие на щипы, тень, идущая от дерева, больной человек, плотная штриховка глаз, зачерченные зрачки, темные очки, большие пустые глаза, интенсивно затушеванные волосы, подчеркнута линия основания, толстая линия фундамента, подчеркнуты стены, отсутствие трубы.

Для выявления отношения ребенка к своему «Я» нами была использована проективная методика «Рисунок несуществующего животного» («РНЖ»).

При анализе рисунков особое внимание уделялось штриховке, количеству стираний, размерам рисунка, месту расположения рисунка на листе.

А.Л. Венгер предлагает строить анализ работы по следующей схеме:

а) общее впечатление; б) изображение органов чувств, конечностей, сексуальной символики (что отражает демонстративность, тревожность, страхи, фантазирование); в) как отражены средства защиты и нападения; г) описание образа жизни.

М.Р. Битянова при анализе выделяет показатели, отражающие: а) состояние тревожности; б) психологическую защиту; в) астенизированность, низкую энергетику, депрессивность; г) агрессивность; д) низкую самооценку.

На наличие страхов и тревожности указывают следующие детали рисунка:

а) голова повернута влево (вероятный признак); б) большие глаза с зачернением; в) рисунок занимает весь лист; г) избыток органов чувств; д) зачернен открытый округлый рот.

В рассказе ребенка относительно своего рисунка длинный перечень страхов или страхи, нетипичные для животных, описание способов защиты, указание гигантского размера. Рисунок занимает весь лист. Желание стать таким, как все. Опасения общего характера.

Для исследования уровня тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми использовался Тест тревожности Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен («ТДА»).

Тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ей ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Экспериментальное определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, в детском саду, школе.

Данный тест в настоящее время широко используется в работе с детьми.

Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом печальное.

Ребенок выбирает грустное или веселое лицо для главного героя картинки, исходя, обычно, из собственного самочувствия в подобных ситуациях. Не надо спрашивать у ребенка, как он понимает то. Что изображено на картинке, так как даже при правильном восприятии речевое изложение увиденного может вызвать у него затруднения. Не следует также и рассказывать ребенку о том, что происходит на картинке. Важно, чтобы ребенок ориентировался на собственное понимание ситуации.

Обработка теста происходит посредством простого суммирования количества грустных лиц, выбранных ребенком. Полученный результат характеризует уровень его тревожности. Для вычисления индекса тревожности в процентах следует сумму отрицательных выборов - «А» разделить на «N» -общее число ситуаций и умножить на 100. ИТ – индекс тревожности.

ИТ = А * 100 %

N

Кроме того для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста нами был использован «Тест школьной тревожности Филлипса».

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом – это проявление тревожности.

Для изучения самооценки личности была использована методика «Лесенка», разработанная для детей от 7 до 10 лет. Данная методика позволяет выявить как ребенок оценивает сам себя и как, с его точки зрения, его оценивает ближайшее окружение (родители, родственники, учителя, сверстники).

Стимульный материал представляет собой рисунок лестницы состоящей из пяти ступеней на которых на самом верху стоят самые хорошие ребята, а на нижней самые плохие. Ребенок должен определить на которой из ступеней он стоит, на которую его поставит кто-то из ближайшего окружения.

При анализе результатов прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если ребенок ставит себя на одной из верхних ступенек, так как положение на любой из нижних ступенек говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.