Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Многоточие умолчания






1) «Все это было дико, мрачно, нелепо, но ведь положение мое тоже было и дико, и мрачно... Я посмотрел на крепко запертую дверь, на железную печку, на стены каменного мешка... Здесь можно погибнуть безвестно и навсегда... Потом пришел в голову, что если закрыть эту печку с угаром...

Вообще начинался какой-то странный кошмар...» (В. Короленко «Искушение»)

2) «Жена его... впрочем, они были совершенно довольны друг другом». (Н. Гоголь «Мертвые души»)

3) «Но что страннее, что непонятнее всего, - это как авторы могут брать подобные сюжеты. Признаюсь, это совсем непостижимо, это точно... нет, нет, совсем не понимаю. Во-первых, пользы отечеству решительно никакой, во-вторых... но и во-вторых, тоже нет пользы. Просто я не знаю, что это...» (Н. Гоголь «нос»)

Рассмотренные знаки препинания (точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие) требуют определенной интонации, присущей мелодики русской речи. Прежде чем остановиться на чтении тире и скобок, рассмотрим особый прием, называемый «приемом вводного», без владения которым невозможно прочитать фразу, имеющую скобки и тире.

«Прием вводного» заключается в следующем:

1) Вводная часть предложения отделяется от главной части паузами, голос на слове, предшествующем группе вводного, повышается.

2) Затем вводное предложение произносится с понижением голоса, монотоном, с некоторым ускорением или замедлением темпа, но с обязательным повышением голоса на ударном слове.

3) После произнесения группы вводных слов голос вновь возвращается к той же высоте, с которой произносилась главная часть предложения.

 


Скобки

 

Слова, заключенные в скобки, обычно служат для дополнительного пояснения, уточнения авторской мысли, для второстепенного замечания. В скобки могут быть заключены отдельные слова, словосочетания и целые предложения. Скобки всегда окружены паузами и читаются «приемом вводного».

Например:

«Стрельцы, народ, мальчишки | (Алексашка с Алешкой) | ворвались во дворец, | разбежались по сотням комнат». (А. Толстой «Петр Первый»)

Внутри скобок голос почти не должен менять высоту, тут преобладает монотон - безударность или, как говорил Станиславский, «бескрасочная» интонация. Но внутри скобок, включающих в себя несколько слов, всегда есть слово, требующее выделения с помощью повышения голоса. Если голос на ударном слове внутри скобок совсем не повышать, то внутри предложения прозвучит интонация точки и предложение закончится раньше времени, будет потерян смысл. В то же время повышение голоса на ударном слове на ударном слове внутри скобок будет значительно меньшим, чем перед скобками.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.