Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многоточие






 

Перерывы в предложении обозначаются многоточием, независимо от причин, их вызывающих, и от длительности пауз.

Многоточие обозначает обычно что-либо недоговоренное, подразумеваемое. Станиславский говорит, что при многоточии «наш голос не поднимается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее «на дно», а оставляя ее висеть в воздухе»[11].


Многоточие может стоять в конце сюжетного куска или в конце произведения. В этом случае голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается, почти как на точке.

Например:

«Я вернулся домой; но образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы, и васильки ее, давно увядшие, до сих пор хранятся у меня...» (И. Тургенев «Свидание»)

Знак многоточия в этом примере показывает окончание события, а о дальнейших автор не будет говорить.

Часто встречается многоточие перед началом абзаца, когда оно показывает начало нового сюжетного куска.

Например:

«С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко. И дождик редел, шлепая крупными каплями в лужи; в них вздувались и лопались пузыри.

В одном месте Чудик поскользнулся, чуть не упал.

... звали его - Василий Егорыч Князев. Было ему тридцать девять лет от роду». (В. Шукшин «Чудик»)

Многоточие в середине предложения подразумевает паузу прерванной речи - паузу умолчания. Голос в этом случае обычно повышается настолько, насколько это нужно, чтобы мысленно произнести слова, скрытые под многоточием.

Например:

«Смотритель спал под туманом, мой приезд разбудил его; он привстал... | это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!» (А. Пушкин «Станционный смотритель»)

Здесь автор заменяет многоточием то, что мог бы сказать об изменившейся внешности смотрителя. Голос на ударном слове перед многоточием понижается, но не до уровня точки.

Этот знак требует от исполнителя большого мастерства, умение переключать звучащую речь мысленную и снова продолжать говорить вслух. Обычно многоточие требует и длительной паузы.

Причин, вызывающих перерыв в речи, много, и в зависимости от причины изменяется голосовое выражение многоточия. Прерванность в речи может объясняться волнением или сладостью мысли.

Например:

«А на дворе-то опять дождик пошел. Холодно у нас чего-то. Топили, а холодно. Старый дом-то... продувает... охо-хо! А отец-то ребятишки, опять сердитый... поясницу, говорит, ломит у него. Тоже старый... а все неудачи да непорядки... расходы большие... забота». (М. Горький «Мещане»)

Ровная интонация речи, ритм отрывистых, прерываемых частыми многоточиями фраз передает нерешительность, забитость и пассивную доброту героини пьесы.

Еще один пример:

«Двадцать девятый Митьке пошел: давно пора своих детей наживать... И стал я Митьке советовать: пора-де тебе и закон совершить... Только выбирай, говорю, жену не глазами, а ушами, слушай речь, разумна ли, узнавай, в хозяйстве какова...

Говорю это Митьке, а он как побледнел, а потом лицо все пятнами... Что за притча такая!.. Пытал, пытал, неделю пытал - молчит, ни словечка... Ополовел индо весь, ходит голову повеся, от еды откинулся, исхудал ровно спичка... (П.И. Мельников-Печерский «Красильниковы»)

Властный, деспотичный отец сломал жизнь деспотичного сына, ему горько и стыдно рассказывать о своем несчастье. Он мучительно подбирает нужные слова, стараясь справиться со своим внутренним состоянием. Здесь трудный подбор слов идет не от скудности лексического запаса, а от сильного душевного волнения, которым охвачен старик Красильников.

Ровная интонация на многоточиях была бы здесь психологически неверной.

Если многоточием обозначена психологическая пауза, то ударения на словах, предшествующих многоточию, могут быть разнообразны по высоте. Здесь все зависит от воли исполнителя.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.