Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания для курсантов по подготовке к семинару. При изучении античных государств необходимо представить характеристику социальной структуры населения Спарты и Афин






При изучении античных государств необходимо представить характеристику социальной структуры населения Спарты и Афин, определить какие критерии лежали в ее основе.

Следует обратить внимание на особенности становления классового общества и государства Афин, определив взаимосвязь социальной структуры с политической системой, выделить основные органы власти в Афинском государстве VIII в. до н. э., принципы их комплектования и основные полномочия. Затем следует охарактеризовать политическую систему и органы власти Афин периода расцвета демократического строя (V в. до н. э.). Необходимо определить порядок формирования, полномочия народного собрания, Совета пятисот, гелиэи, коллегий архонтов и стратегов, ареопага, органов правосудия и системы магистратур.

При характеристике Спартанского государства необходимо показать влияние завоевания на процесс становления классового общества и государства, необходимость обеспечения господства над покоренным населением. Далее следует определить, какую роль в формировании политической и социальной системы Спарты сыграла ретра Ликурга, какова цель этого «документа». Затем необходимо дать характеристику особенностей социальной структуры Спарты, правового статуса спартиатов, периэков и илотов.

При характеристике организации государственной власти Спартанского государства необходимо выявить особенности формирования, компетенции и функционирования народного собрания, совета старейшин (герусии), эфоров и других органов власти.

При подготовке ко второму вопросу рекомендуется на основе содержания учебника и хрестоматии изучить основные институты афинского права, обратив особое внимание на развитие права собственности, обязательственное и брачно-семейное право, поскольку многие положения, институты и категории нашли дальнейшее отражение и в римском частном праве. При характеристике уголовного права и процесса следует воспользоваться алгоритмом (С. 6–7.)

При изучении истории римского рабовладельческого государства, просуществовавшего почти тысячелетие, нужно обратить главное внимание на характер изменений в государственном строе и политическом режиме. Для этого нужно уяснить содержание реформ Сервия Туллия (середина VI в.
до н. э.) и усвоить характерные черты государственного механизма.

Необходимо всесторонне разобраться в развитии римского общества, его общественного и государственного строя. Рекомендуется определить основные причины разделения общества на антагонистические классы рабов и рабовладельцев, в результате чего вместо родовой организации появляется государство.

Характеризуя развитие римского рабовладельческого государства, надо помнить, что главными были периоды республики и империи. Последний, в свою очередь, делился на периоды принципата и домината, важно уяснить их различия.

Предлагается проанализировать социально-экономическое развитие римского общества. Показать монархию, опирающуюся на сильную наемную армию, полицию и бюрократический аппарат. Следует обратить внимание на такие причины падения Римской империи, как кризис рабовладельческого строя, исчерпавшего возможности дальнейшего развития; восстания рабов и нападения извне германцев.

При изучении римского права следует иметь в виду положение о том, что право коренится в материальных условиях жизни общества.

В связи со сложностью понимания римского рабовладельческого права необходимо уяснить: причины возникновения права в Древнем Риме, основные этапы его развития, отличие права периода республики от права периода империи. Важно проследить процессы ликвидации обычаев доклассового общества и формирования абстрактных правовых институтов. Рекомендуется сравнить Законы ХII таблиц с Институциями Гая с целью выявления абстрактных правовых норм. Нужно усвоить многообразие источников римского права. Следует разобраться в системе римского права.

При рассмотрении уголовного права и процесса необходимо в первую очередь определить, какие виды уголовных наказаний упоминаются в Законах XII таблиц и за какого рода деяния они назначались. Прежде всего предлагается изучить таблицу IX Законов, целиком посвященную нормам публичного права, и научиться отличать уголовные преступления от деликтов, то есть деяний, порождающих обязанность возместить ущерб.

Анализируя текст Законов XII таблиц, следует выявить принципы назначения уголовных наказаний, а также обстоятельства, влияющие на характер и степень наказаний. Особое внимание при этом необходимо уделить таблицам VIII и IX, а также статье 2а и 2б таблицы XII. Рассматривая нормы, составляющие содержание указанных таблиц, следует выяснить, какое значение при определении наказания придавалось в Законах XII таблиц социальному статусу правонарушителя и потерпевшего, возрасту преступника, обстоятельствам, при которых совершалось преступление.

Характеризуя процесс, следует определить, с чего начиналось рассмотрение того или иного спора в суде, как вызывались в суд ответчики и свидетели, как добывались доказательства, какие требования предъявлялись к судьям и свидетелям, в каком порядке проходило судебное разбирательство того или иного дела. Особое внимание следует уделить установленным Законами XII таблиц гарантиям справедливого разрешения спора в суде. Основываясь на конкретных статьях изучаемого правового памятника, рекомендуется показать, какое значение придавалось в нем суду и судебному процессу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.