Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка агрессивности






Управление, ставящее в центре взаимодействия личность, ее потребности, несовместимо с агрессивностью участников делового или социального взаимодействия. Эта парадигма управления исключает агрессивность как личное или ситуативное качество руководителя и персонала. При подборе кадров и работе с ними низкий уровень агрессивности является одним из показателей профессиональной пригодности.

 

Агрессивность – определяется как стремление доминировать, подавлять и решать конфликты силовыми методами.

Агрессивное поведение – это мотивированное разрушительное поведение, противоречащее нормам и морали и этики и правилам существования людей в обществе, приносящее вред объектам нападения, причиняющее им физический ущерб, либо вызывающее у них психический дискомфорт.

Необходимо различать поведение самоуверенное, энергичное, направленное на достижение поставленной цели, и поведение, цель которого причинить боль, навредить или разрушить. Первое – это напористость (уверенность в себе – ассертивность), второе – агрессия.

Если боль причиняется ненамеренно – это не считается за агрессию. К агрессии не относятся дорожно-транспортные происшествия, причинение боли во время лечения зубов, непреднамеренные столкновения на тротуарах. Под определение «агрессия» подпадают рукоприкладство, прямые оскорбления и даже «дразнилки».

К агрессии относится целый ряд форм поведения, от вступления в мелочные пререкания до экстремальных проявлений физического насилия.

Агрессия может быть с демонстративными вспышками ярости – социальная агрессия и молчаливая агрессия, подобная той, что проявляет хищник, когда подкрадывается к своей жертве.

Агрессию также возможно разделить на враждебную и инструментальную. Источник враждебной агрессии – это злость. Ее единственная цель – причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда не самоцель, но средство достижения какой-либо иной цели. При этом акт агрессии рационализируется. Например, всякая война в любом обществе обычно называется «вынужденными, ответными мерами», «обороной», «защитой», а ругань руководителя на подчиненных «оправдывается» тем, что «они другого языка не понимают».

Агрессия подразумевает, что люди ставят свои права, потребности и мнения выше прав, потребностей и мнений других людей. Положение руководителя в иерархической организации может создавать благоприятные условия для проявления агрессии. Агрессивный стиль руководства оскорбляет, принижает права или чувства других людей. Агрессивные руководители твердо убеждены, что они имеют свои права, но не считают, что другие имеют такие же права. Агрессивные люди обычно имеют сильную потребность состязаться или защищать себя. Они часто считают, что заслуживают большего уважения и внимания, чем другие люди. Хотя люди с агрессивным стилем поведения могут соглашаться с тем, что другие люди имеют права, они обычно не принимают это во внимание.

Люди с агрессивным стилем поведения имеют недостаточные навыки коммуникации. Они обычно ведут себя грубо, подавляя и оскорбляя других. Такое поведение может быть ненамеренным, но, тем не менее, очень обидным и раздражающим. Эти люди наступают на других людей, неприятны в общении и теряют уважение к себе окружающих. У них обычно проблемы с развитием и поддержанием тесных эмоциональных отношений.

Агрессивные действия чаще всего выступают в качестве средства достижения какой-нибудь цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности, как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. При этом агрессивные действия далеко не всегда адекватны ситуации.

Люди с неврологическими нарушениями чаще проявляют агрессивность. Эти нарушения могут иметь генетические причины, быть следствием травмы головного мозга в результате несчастного случая, драки, злоупотребления алкоголем или наркотиками.

Агрессивному поведению научаются на своем опыте или подражая другим. Если агрессивное поведение помогло разрешить проблемную ситуацию, к нему прибегают вновь и вновь. В процессе воспитания многократно повторяясь, опыт агрессии вместо того, чтобы быть кратковременным ситуативным состоянием, становится устойчивой характеристикой личности, чертой характера.

Все системы современного управления нацелены на пробуждение разнообразных способностей и возможностей работников с тем, чтобы они максимально были бы задействованы и заинтересованы в процессе производства. Агрессия вызывает демотивирование сотрудников, ответную агрессию, вредит культуре межличностных отношений в организации, ухудшая качества персонала. В связи с этим, агрессивность выступает как нежелательное качество для руководителя и персонала. Поэтому определение агрессивности является одной из ценных процедур профессионального отбора, а контролирование агрессии – важным профессиональным навыком.

Как возможно контролировать свой гнев? «Выпускание лишнего пара», избиение чучела обидчика – рекомендовались многими психологами для освобождения от агрессии. Однако освобождения от агрессивности с помощью ее выражения не наблюдается. Наоборот, часто обнаруживается противоположный эффект.

Более действенно обучение людей выражению своих эмоций в неоскорбительной форме. В любой культуре те, кто перестраивает разоблачительное «ты - высказывание» на «я - высказывание» («я зол», «когда ты так говоришь, я раздражаюсь») преподносят свои чувства таким образом, что другому человеку становится легче отреагировать на них позитивно. Можно быть напористым без агрессии. Эффективно поощрение и формирование неагрессивного поведения, выявление и закрепление реакций, несовместимых с агрессией. Чувство юмора, например, часто помогает справиться даже с сильным гневом. Если вы найдете в проблемной ситуации какие-нибудь забавные стороны, то напряжение снимется само собой.

Контролировать агрессию помогают следующие поведенческие приемы:

· Поставьте себя на место человека, вызвавшего ваш гнев.

· Обдумайте сложившуюся ситуацию. Нельзя ли найти в ней что-нибудь смешное?

· Выслушайте своего оппонента.

· Когда говорите вы, почувствуйте и проявите уважение к оппоненту, будьте вежливы.

· Обращайте внимание на физиологические изменения, являющиеся признаками гнева. Заметив их, сосчитайте до 10, отвлекитесь, расслабьтесь.

· Не отходите от обсуждаемой темы. Не возвращайтесь к старым раздорам и обидам.

· Похвалите себя за успешный контроль гнева («Я справился довольно хорошо», «Хорошая работа», «Моя гордыня могла бы привести к проблеме, но я поступил лучше», «Оказывается, я смог обойтись без гнева»).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.