Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Замечания о терминах






 

Создатели новых разделов науки вынуждены для обозначения вводимых ими терминов либо придумывать новые слова, либо брать уже известные, но наделять их (по соглашению) определенным новым смыслом, действующим лишь в контексте данного раздела науки. При этом обиходное значение этого слова может не совпадать с его значением как термина.

Мы вынуждены обратить на это внимание, ибо уже введенные термины Родитель, Взрослый и Дитя (как и названия трансакций, которые будут введены ниже) имеют смысл, не вполне совпадающий с их бытовыми значениями. Указанием на то, в каком смысле (общепринятом или трансактном) употребляется соответствующее слово, будет являться его написание: если оно с прописной буквы, значит это термин, если со строчной — слово понимается в обыденном смысле.

В качестве примера приведем следующий эпизод.

Ребенок, подражая маминой интонации, говорит отцу: " А мама говорила, чтобы ты не оставлял после себя невымытую тарелку! " Сделано замечание, которое говорит, что ребенок занял позицию Родитель, отдавая отцу позицию Дитя: Р-> Д.

 

Трансакция " Демагог"

 

Один работник — другому: " Эти начальники хорошо устроились: требуют от нас то, что сами не выполняют". Второй: " Да уж, что позволено Юпитеру, не позволено быку".

Поскольку первый осуждает, то он занял позицию Родитель. К собеседнику он осуществляет пристройку рядом: разговор на равных, то есть имеет место трансакция Р-> Р. Она называется " Демагог".

Второй собеседник также принимает позицию Родитель и осуществляет трансакцию Р< -Р. Следовательно, общаются они как Демагоги.


Рис. 1

 

На рис. 1 приведена трансактная схема этого обмена репликами. Слева всегда изображается начинающий беседу, его мы будем называть инициатором, а его собеседника — адресатом. Направление стрелок указывает: от инициатора исходит посыл или обратно — от его партнера. На названии трансакций не отражается, исходят посылы от инициатора или от адресата.

В случае, когда стрелки на трансактной схеме расположены параллельно, верхняя — та, которая изображает трансакцию, первую по времени.

 

Трансакция " Коллега"

 

" Не подскажете, который час? " — " Сейчас без четверти двенадцать". Обмен информацией — это позиция Взрослый. Имеет место пристройка рядом В-> В. Эта трансакция называется " Коллега". Обратная трансакция также имеет вид В< -В, то есть также «Коллега». Изображены они обе на рис. 2.


Рис. 2

 

Другой пример трансакции типа «Коллега». Руководитель спрашивает своего заместителя: " Как вы думаете, что нужно предпринять, чтобы прекратить опоздания на работу? " Заместитель: " У меня есть кое-какие соображения на этот счет".

 

Трансакция " Шалун"

 

Одна из сотрудниц обращается к другой: " Может, сбегаем посмотрим сериал, пока начальства нет? " — " Давай". Мотивом первой является желание получить удовольствие, удовлетворить чувство любопытства (что дальше произойдет с героями сериала?). То есть она занимает позицию Дитя и такую же позицию предлагает собеседнице (пристройка рядом). Эта трансакция Д-> Д называется " Шалун". Такое распределение позиций принимается и второй стороной. Осуществляется встречная трансакция Д< -Д, то есть также «Шалун», что и показано на рис. 3.


Рис. 3

 

Трансакция «Профессор» и " Парламентер"

 

В отличие от трех предыдущих, где реализовалась пристройка рядом, речь теперь пойдет о пристройках сверху и снизу. Приведем соответствующие примеры.

Начальник — подчиненному: " Опаздывая, вы подрываете свой авторитет". — " Я понимаю и сделаю необходимые выводы".

Начальник осуждает подчиненного, то есть занимает позицию Родитель. При этом он осуществляет пристройку сверху, обращаясь к рассудку подчиненного. Значит, имеет место трансакция Р-> В. Она называется " Профессор" и изображена на рис. 4 стрелкой сверху вниз.


Рис. 4

 

Данное распределение позиций принимается подчиненным: как человек рассудительный, он признает свой промах (позиция Взрослый) и не оспаривает право руководителя делать ему замечания (пристройка снизу к позиции Родитель). Эта трансакция Р< -В называется " Парламентер". На рис. 4 соответствующая стрелка идет снизу вверх.

 

Трансакции «Босс» и " Недотепа"

 

Руководитель — подчиненному: " Как вам не стыдно опаздывать?! " Занимая позицию осуждения (Родитель) и обращаясь к чувству стыда (Дитя), он производит пристройку сверху Р-> Д. Такая трансакция называется " Босс".

Если собеседник отвечает: " Извините, больше не буду", то он тем самым принимает заданное распределение позиций: отвечает с позиции Дитя, обращаясь к позиции Родитель, то есть осуществляет встречную трансакцию Р< -Д. Она называется " Недотепа" (рис. 5).


Рис. 5

 

Трансакции «Воспитатель» и " Почемучка"

 

Предприниматель — налоговому инспектору (с возмущением): " На каком основании вы наложили штраф?! " Инспектор: " Давайте разберемся". Достает документы и разъясняет причину наложения санкций.

Другой разговор. Ученик (с обидой): " А за что вы мне поставили тройку? " Учитель: " Ты забыл, что квадратный корень имеет и значение со знаком минус".

В обоих случаях инициатор разговора проявляет чувство обиды, то есть действует как Дитя. Он обращается за информацией к собеседнику, то есть к позиции Взрослый, осуществляет пристройку снизу — Д-> В. Она называется «Почемучка».

Собеседник принимает это распределение позиций и осуществляет пристройку Д< -В, называемую " Воспитатель" (рис. 6).


Рис. 6

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.