Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты права Древнего Китая.




Первоначально право в Древнем Китае базировалось на нормах обычного права с дополнением норм, сформированных на основе отдельных судебных решений и постановлений центральной власти. Наибольшее влияние на развитие права в Китае оказали конфуцианство и школа легистов. Родоначальником конфуцианства был философ Кун-цзы (Конфуций), живший в 551 - 479 гг. до н.э. Родился Кун-цзы в г. Цюйфу. В народе его называли куном, т.е. учителем. В надписи на храме, где похоронен Конфуций, говорится: «Самый святой, одаренный даром предвидения мудрец - место успокоения его духа». Учение Конфуция сводится к утверждению патриархальных традиций и незыблемости социальных устоев. Его основные концепции: благородство мужа, человеколюбие, выполнение правил ритуала. Деление на «высших» и «низших», считает мыслитель, не может быть устранено; благородство должно быть не по происхождению, а по моральным качествам и знаниям. К человеколюбию он относит: заботу родителей о детях, почтительное отношение к старшим в семье и справедливое отношение к другим. Не делай другим того, чего не желаешь себе, - вот лейтмотив учения Конфуция. Он учил управлять не на основе религиозно-моральных постулатов. Управлять государством может только благородный муж, государь, «сын неба». Конфуцианство было особенно популярно в кругах родовой знати, которая враждебно относилась к выдвижению новых людей, добивавшихся богатства и власти вопреки своему незнатному происхождению. «Если, - писал Конфуций, - руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклониться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится». Вместе с тем Конфуций не отвергал полностью значение законодательства, хотя отводил ему лишь вспомогательную роль. Конфуцианство признавало преобладающее значение морали (ли) над правовыми нормами (фа). Принижая роль правя, последователи Конфуция отождествляли его с уголовным законом и, более того, с наказанием за нарушение общественного порядка (син). Нормы конфуцианской морали (ли) нашли отражение в конфуцианских сочинениях V - IV вв. до н.э.: «Лицзы» («Записки о ритуалах»), «Чжоули» («Чжоуские ритуалы») и др, Крупный ученый по философии Древнего Китая Мо-цзы (479 - 400 гг. до н.э.) выражал интересы мелких собственников. Люди равны перед божественным небом, доказывал он. Но человек должен сам постичь сущность бытия, ибо источник мудрости — знания. Поэтому выдвигать на высокие должности в государстве необходимо вне зависимости от происхождения. Мо-цзы оспаривал понятие «человеколюбия» Конфуция. Принцип всеобщей любви - вот главное, однако, управляя страной, государь обязан поддерживать порядок с помощью наказаний и поощрений. На втором этапе развития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго (Борющихся царств) (403 - 221 гг. до н.э), усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. Это направление связано со школой легизма. Ее основателем был Чунсунь Ян (390 - 338 гг. до н.э.), известный под именем Шан Ян, который выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания. Роль права повышалась по мере укрепления политических позиций легистов сначала в царстве Цинь, а затем в циньско-ханьском императорском Китае. Легисты требовали четкого установления закона, обязательного для всех независимо от социального положения. Противоборство двух основополагающих правовых концепций и определяет последующее развитие форм права в Китае; итогом этого процесса было признание единых морально-правовых норм, предписывавших выполнение нравственных правил (ли), и запретительных норм, нарушение которых влекло за собой кару (фа). Компромисс между конфуцианством и легизмом нашел отражение в формуле: «там, где недостает ли, следует применять фа». Конец рабовладельческого периода в истории Китая отмечен появлением многочисленных правовых сборников. Виды собственности в Древнем Китае эволюционировали от общинных форм к частным, прежде всего на землю и рабов. Особенностью Китая было наличие крупной государственной собственности как на землю, так и на рабов. Развитие товарно-денежных отношений сопровождалось усовершенстовованием договорной практики. При заключении договора в письменном виде, кроме того, уплачивалась денежная пошлина. С развитием ростовщичества распространился договор займа, который оформлялся долговой распиской. Также были известны договоры дарения, аренды земли, личного найма и др. Семейное право Древнего Китая определялось патриархальной организацией семьи с абсолютной властью отца, многоженством, культом предков. Женщина всецело находилась во власти мужа, не имела никакой собственности и была ограничена в праве наследования. Браки заключались по решению родителей. Уголовное право Китая выделяло среди огромного числа преступных деяний (источники насчитывают их более 3000) следующие виды преступлений: 1) против государства (мятеж, заговор); 2) религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу); 3) против личности (убийство, нанесение телесных повреждений); 4) воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином); 5) против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота). Основной целью наказания было устрашение. Практиковались телесные наказания в сочетании со смертной казнью. В период государства Чжоу выделились пять основных наказаний: «мосин» — клеймение тушью на лице, «исин» - отрезание носа, «фейсин» — отрезание ног, «чужин» - кастрация мужчин и пре- вращение женщин в рабынь-затворниц, «данисин» - отрубание головы. Кроме того, применялись такие наказания, как битье палками и плетьми, отрезание ушей, выкалывание глаз и т.п. Суд в Китае был отделен от администрации. Верховым судьей являлся император. На местах судили представители местной администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, вести войну с ворами и преступниками, начальники тюрем и лица, приводившие в исполнение судебные решения. Процесс носил обвинительно-состязательный хапактер но начиная с периода Цинь в судебном процессе усилились элементы розыскного процесса. Позднее этот вид процесса стал основным


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.