Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая характеристика Конституции Пятой республики 1958г. 2 страница






Развитие производительных сил, социально-экономическая дифференциация и образование классов привели к возникновению в Древней Греции (VIII-V! вв. до н.э.) античных городов-государств (или полисов). Античные полисы, состоящие из самого города и прилегающего сельского округа, по существу представляли собой общину. В истории Древней Греции наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта.

Образование этого древнего гос–ва связано с греческим героем Тезеем.

Афинское государство возникло на территории Аттики. Собственно образование государства народная традиция связывает с именем греческого героя Тезея, проведшего ряд реформ. В результате чего афинское общество было разложено на три социальных группы: родовую знать - эвпатридов, имевших монополию на занятие государственных должностей; простых земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Кроме того значительную часть населения составляли метеки - выходцы из других общин, лично свободные, но ограниченные в своих политических и экономических правах.

Руководящий орган – Совет, руководящий всем гос-вом. Произошло объединение трех племен, с централизацией в Афинах. Родовая знать – эвпатриды, большая часть населения - геоморы(земледельцы), и демиурги (ремесленники), далее из епатридов – архонты (сначала занимащие свою должность пожизненно, далее сроком – 10лет) С 7-го в. до н. э. Избираются – 9 архонтов, сроком на 1 год.они выполняют: военные, жреческие, судебные функции, далее осущест-ют руководство всей страной. Высший гос – ный совет – ареопаг, заменил совет старейшин. Ареопаг стал хранителем традимий, высшим судебным и контролирующим органом. Все эти нововведения, ознаменовали создание Афинского гос-ва, в котором происходят радикальные преобразования, основные из них, связаны с реформами Солона и Клисфена.

Цель реформ – примирение враждебных слоев населения. Реформа Солона – сисархия («стряхивание времен»), она освободила множество должников в Афинах. Запрет личной кабалы, продажи не состоятельных должников в рабство. По новому закону – должники и проданные в рабство за пределы страны, должны быть выкуплены и возвращены на Родину за гос-ый счет. Устанавливается размер земельного владения, Разрешается свобода завещаний (т.о. развитие частной собственности на землю). Важнейшая из политических реформ – цензовая реформа. Все афинские граждане разделены на 4 разряда, независимо от их происхождения, на этой базе возникает совет четырехсот (100 человек от каждого племени). В функции совета входит – подготовка дел для обсуждения на народном собрании, разбирательство текущих дел. Народное собрание-ареопаг. Реформы Клисфена – связ. с окончательной ликвидацией остатков родового строя. Введение новых административных делений – во основе кот-го – территориальный принцип. Вся Аттика разделена на 3 территор-х округа:.1.Афины – центр с пригородами 2.Внутренняя центральная полоса 3.Береговая полоса Каждый округ состоит из 10 – и равных частей – триттий. Три тирттии (по одной из каждого округа, объединены в филу). Организация новых фил заменяет совет четырехсот на совет пятисот (по 50ь человек от каждой филы). Ввод «суда черепков», тайного голосования – остракизма. Остракизм – голосующий, пишет имя опасного на его взгляд человека, для данного строя. Этого опасного чел-ка, изгоняют на 10 лет, без конфискации имущества. Далее остракизм нашел применение в политической борьбе. Реформы Клисфена способствуют складыванию рабовладельческого гос-ва в форме демокр-й республики. 5 век до н. э. – расцвет афинской демократии, классический период.

 

 

9) Демократизация афинского политического строя. Реформы Клисфена

Все афинские граждане разделены на 4 разряда, независимо от их происхождения, на этой базе возникает совет четырехсот (100 человек от каждого племени). В функции совета входит – подготовка дел для обсуждения на народном собрании, разбирательство текущих дел. Народное собрание-ареопаг. Реформы Клисфена – связ. с окончательной ликвидацией остатков родового строя. Введение новых административных делений – во основе кот-го – территориальный принцип. Вся Аттика разделена на 3 территор-х округа:.1.Афины – центр с пригородами 2.Внутренняя центральная полоса 3.Береговая полоса Каждый округ состоит из 10 – и равных частей – триттий. Три тирттии (по одной из каждого округа, объединены в филу). Организация новых фил заменяет совет четырехсот на совет пятисот (по 50ь человек от каждой филы). Ввод «суда черепков», тайного голосования – остракизма. Остракизм – голосующий, пишет имя опасного на его взгляд человека, для данного строя. Этого опасного чел-ка, изгоняют на 10 лет, без конфискации имущества. Далее остракизм нашел применение в политической борьбе. Реформы Клисфена способствуют складыванию рабовладельческого гос-ва в форме демокр-й республики. 5 век до н. э. – расцвет афинской демократии, классический период.

10) Система высших органов власти и управления афинского государства в V в. до н.э.

Образование этого древнего гос–ва связано с греческим героем Тезеем. Руководящий орган – Совет, руководящий всем гос-вом. Произошло объединение трех племен, с централизацией в Афинах. Родовая знать – эвпатриды, большая часть населения - геоморы(земледельцы), и демиурги (ремесленники), далее из епатридов – архонты (сначала занимащие свою должность пожизненно, далее сроком – 10лет) С 7-го в. до н. э. Избираются – 9 архонтов, сроком на 1 год.они выполняют: военные, жреческие, судебные функции, далее осущ-т руководство всей страной. Высший гос–ый совет – ареопаг, заменил совет старейшин. Ареопаг стал хранителем традимий, высшим судебным и контролирующим органом. Все эти нововведения, ознаменовали создание Афинского гос-ва, в котором происходят радикальные преобразования, основные из них, связаны с реформами Солона и Клисфена.

Государственный аппарат Афинской демократии состоял из следующих органов власти: народного собрания, гелиэи, совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов.

Народное собрание являлось законодательным органом афинской республики., Право участия в народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), не моложе 20 лет, независимо от рода занятий и имущественного положения.

К компетенции народного собрания относились вопросы законодательства, внутренней политики и международных отношений, войны и мира, выборы важнейших должностных лиц и контроль за их деятельностью.

Совет пятисот (булэ) представлял собой постоянно действующий исполнительный орган власти. Он избирался путем жребия открытого голосования из числа полноправных граждан, достигших 30 лет по 50-ти представителей от каждой из 10 фил. Срок полномочий членов совета - 1 год.

Компетенция Совета была довольно обширна. Члены Совета собирали народные собрания, готовили заключения по рассматриваемым на этих собраниях вопросам. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, заслушивал их отчеты, в том числе и архонтов. Под руководством и наблюдением действовал весь финансовый и административный аппарат Афин.

Коллегия десяти стратегов осуществляла руководство вооруженными силами афинского государства. Стратеги выбирались открытым голосованием из числа наиболее богатых и влиятельных граждан. И хотя по закону все 10 стратегов имели равные права и обязанности, существовала традиция, что один из стратегов занимал должность не только в коллегии стратегов, но и в государстве.

Коллегия архонтов рассматривала религиозные и семейные дела, и также дела, связанные с вопросами нравственности. Коллегия включала 9 архонтов и секретаря. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган гелиэя. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан и все государственные дела.

11) Основные черты афинского права

Источник права – обычай. В Афинах выделяли право собственности на землю и орудия труда. Только государство имело право на недра и полезные ископаемые. Обязательственное право возникло из договоров и деликтов, наследственное – по закону сыновьям, по завещанию, кому угодно. Брачно-семейные отношения – брачный возраст М-12, Ж-15. Заключение брака жениха с родственниками невесты. Жена занимала зависимое положение по отношению к мужу. Всю жизнь была несовершеннолетней. Отцовская власть в Афинах прекращалась с совершеннолетием детей. Виды преступлений: 1) государственные (измена, обман народа), 2) религиозные (оскорбление богов); 3) против семьи и нравственности (измена и т.д.); 4) против личности (убийство, клевета); 5) воинские преступления; 6) имущественные (кража и т.д.) Виды наказаний: 1) изгнание (лишение гражданских прав); 2) смертная казнь; 3) штрафы и конфискации; 4) за разбой и грабеж (в рабство); 5) тюремное заключение; 6) галеры; 7) наказывали неодушевленные предметы; 8) на судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.

 

 

12) Государство Древней Спарты

Возникло в 9 в до н.э. Установление общественного и гос-го строя связ. С именем – Ликурга.В обстоят-вах острой борьбы появляется законодальство. Гос–ный строй Спарты - военная организация. Полноправные граждане лишь жители Спарты – спартиаты. Они обеспечены земельн. Наделами, сначала одинаковыми по размеру, потом стало намечаться имущественное неравенство. Но спартиаты именовались «равными». Другая социальн. группа – Периэки – лично свободные граждане, не имеющие полит. прав, мо имеющие право приобретать собственность и нести воинскую повинность. Значит. Социальн.слой – Илоты (побежденные народности, превращенные в рабов), Земли нет, работают на участке у спартиата, несут воинскую службу.Спартиаты их жестоко терроризировали. Спарта – пример рабовладельч. Аристократии Функции народного собрания: 1.избрание должностных лиц 2. принятие решения в случае спора о наследии 3. вопросы войны и мира, заключения союза с др. гос-вами. Народное собрание не решало вопросы: 1.финансовые 2. деятельность магистратов 3. судебные дела На народн. собрание оказ. влияние спартанская олигархия. Сохранился совет старейшин (герусия), состоящий из 28 виднейших представителей спартиаты. Герусия –руководит военными, финансовыми и судебными делами. Во главе гос-ва – два царя (военные вожди), - они же верховные жрецы, осуществляющие судебную власть. Эфоры – выборные лица, осуществляющие руководство народн. собранием и герусией, решающие вопросы: внешнего сношения, внутреннего управления страной, гражданск. юрисдикции. Эфоры сост. коллегию из 5 человек. Особенности развития государственности в Спарте – режим военной демократии обусл. Застой политической и экономической жизни страны. В середине 2-ого века до н.э. Спарта, как и др. греческие гос –ва попадает под влияние Рима.

Имущественные отношения. Афинское право не знает четкого различия между вещами. Однако, правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на видимое и невидимое. К первому относились земля, рабы, скот. Ко второму деньги, драгоценности. Среди вещных прав известны были владение и собственность. Частная собственность не достигла высокого уровня развития, она считалась производной от государственной. Представления о широких правах собственника еще не сложилось.

Обязательственные отношения возникали либо из договора, либо из деликта. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры заключались чаще всего в письменной форме, хотя никакой обязательной формы не существовало. Формализм был присущ афинскому праву на первоначальных стадиях его развития. До реформы Солона неисполнение договорных обязательств влекло за собой личную ответственность должника. После реформы в качестве средств обеспечения договорных обязательств сохраняются задаток, залог и поручительство. Афинскому праву были известны различные виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор. Обязательства из деликтов возникают в случае причинения имуществу любого вреда.

Семейное и наследственное право. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным. Однако безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый с главой семьи. Развод для мужчин был свободным, для женщины это было сложно. Женщина занимала в семье подчиненное положение. Родительская власть первоначально очень широкая с течением времена ослабляется.

Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками по закону в первую очередь являлись сыновья, дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные дети наследниками отца не являлись. При отсутствии прямых наследников наследовали боковые родственники. Наследование по завещанию начинается с Солона. Для действенности завещания необходимо было, чтобы завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию. Завещать мог лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

Уголовное право. Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления (в частности, убийства), известно было понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.

Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию, бесчестье (атимию). Наказание для рабов и свободных было различным. Указанные выше Законы Драконта в области уголовного права отличались особой жесткостью. Цель наказания заключалась в причинении страдания преступнику.

Судебный процесс. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека - его простат, за раба - его господин.

Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. При этом обвиняемый или ответчик имел право предоставить свои письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Если такие возражения представлены не были, судьи переходили к расследованию дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.

 


 

13) Государственный строй Древнего Рима в период республики

Конец 6-ого – начало 5-ого вв. до н.э. После насильственного свержения царя и передачи власти двум выбранным должностным лицам, которых выбирали только из патрициев и называли консулами. Ежегодно избирались преторы, ведавшие судебными делами. Т.о. осуществился переход к республике. Важное значение зан. Сенат, сформировавшийся из совета старейшин римского союза племен. Сначала сенаторов было – 300 (по числу родов), назначали их цензоры – особоуполномоченные лица, избранные народным собранием. Должность сенатора – пожизненная. В компетенции сената – международные, финансовые дела, вопросы культа, объявление и ведение войны, внешняя политика. Он контролировал законодательную деятельность, предварительно рассматривая законопроекты. Сохранялись важные институты народовластия – народные собрания. Наличие сроков полномочий должностных лиц (консулов и преторов), их подотчетность народному собранию, коллегиальное устройство учреждений указывают на демократические формы правления. Существовали два вида народных собраний – центуриатные и трибутные. Центуриатные (главные) утверждали законы, избирали основных начальников- магистратов: консулов, преторов, цензоров. Созывались собрания по инициативе начальников – магистратов, начинались с обрядов. Затем следовало чтение законопроекта и голосование. Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско–плебейские. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании, местные дела и законопроекты. Характерна была система сдержек и противовесов: 2 консула, 2 собрания, ответственность магистратов за злоупотребления, отделение судебной власти от исполнительной. Должность плебейского (народного) трибуна, была учреждена около 494 года до н.э. Трибунов было сперва 2, затем 5, и наконец, 10.Трибун не мог отлучаться из Рима, дверь его дома должна быть всегда открыта для ищущих защиты плебеев. Трибуны могли: запрещать исполнение приказов, (за исключением приказа диктатора), налагать вето на постановление сената. Гос-ые должности именовались магистратурами. Они делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные). К первым относ. Должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов. Особое значение имели коллегии преторов и коллегия консулов. В функции их входило: командование войском, право созыва народного собрания и сената, издавать приказы и вершить суд. Они несли ответственность перед народным собранием. Экстраординарные магистратуры создавались в чрезвычайных обстоятельствах – война, восстание рабов, внутренний беспорядок. В кризисных ситуациях избирался диктатор, ему возлагались высшие гражданская, военная и судебная власть. Важную роль в гос-ой политике Рима, играла армия. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, и патриции, и плебеи. Вместо патрона свои обязанности мог выполнять клиент. В республиканский период, когда народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определен. Кол–во вооруженных мужчин, из которых формировались сотни – центурии. Всадники составляли центурии конницы,
1-й, 2-й, 3-й разряды – центурии тяжеловооруженной пехоты, 4-й, 5-й – легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Во 2-м веке до н.э. консул Гай Марий провел вооруженную реформу, после которой армия стала постоянной и профессиональной. Что подготовило основу установления военной диктатуры в римской республике. Начало 1-ого века до н.э. наступило время диктатур – вначале Суллы, а затем Цезаря. В 44 годудо н.э.Цезарь был убит группой сенаторов – республиканцев, возглавляемой Бтуттом и Кассием. Внучатый племянник и наследник Цезаря Октавиан (63 г. до н.э. – 14 г. н.э), объединив усилия с бывшим союзником Цезаря консулом Марком Антонием, изгнал заговорщиков. Затем Октавиан казнил 300 сенаторов. Конфисковав их имущество и укрепив армию, он вместе с Антонием нанес решающее поражение Бруту и Кассию Победители поделили власть в гос-ве. Их совместное правление продолж. всего 12 лет. Антоний женился на царице Египта Клеапатре и благодаря ее богатству господствовал на Востоке, угрожая верховенству Октавиана. Октавиан спровоцировал Антония начать войну, в кот- й Антоний потерпел поражение. Египет был присоединен к Риму в качестве провинции, а Октавиан стал единственным правителем. – самодержавным монархом.

 

14) Государственный строй Римской империи (принципат, доминат)

В 27 г до н. э. Сенат присвоил Октавиану титул Августа (в честь месяц восьмой нового календаря), ему вручена верховная власть над Римом и провинциями. С этого времени гос-ный строй – принципат. Принципс – «первый гражданин римского гос-ва». Император – принципс соединял в своих руках полномочия всех главных магистратур: консула, диктатора, претора. В конце принципата общепризнаным становится правило; «Все, что решил принцепс, имеет силу закона». Завершается процесс превращения гос-ва из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Самое знатное сословие- нобили, владевшие огромными земельными участками и всадники – финансовая знать империи с определ. денежным цензом. Влиятельным сословием были декурионы – средние землеваладельцы. Рабы по прежнему явл. самой низшей категорией населения. Свободный крестьянин начинает превращаться в арендатора – колона. В 3-ем в. н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия – доминат (от доминус – господин). Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, вторжения соседских племен. Наступил упадок сельского хоз-ва, ремесла, торговли. Империя переживала свой первый кризис. Внутренние смуты и внешние вторжения поставили ее на грань распада. Италия и провинции уровнялись в правах; с 212 г. римское гражданство получило все население страны, кроме женщин и детей. Управление империей сосредоточено в нескольких ведомствах; гос – ый совет при императоре – орган, подготавливающий законопроекты, и военное и финансовое ведомства. Чиновникам присваевается особый статус, форма одежды, привелегие и право на пенсию. Гос-ные формы поздней империи были образцом для подражания в течении средних веков. Пережив кризис 3 –его века империя вновь укрепилась в ходе серьезных реформ, проведенных Диоклетианом (284 – 305гг.) и Константином (306 337гг.) Власть была децентрализована, гос–ной религией стало христианство. В 4 – м в. н. э. Римская империя в интересах управления разделена на – Западную и Восточную (впоследствии – Византия). Восточная продержалась до 1453 г., а Западная в 5 – м веке превратилась в проходной двор для грабителей – варваров. Она просуществовала до 476 г., когда власть римского императора Ромула Августула была свергнута германцами во главе с Одоакром.

 

15) Основные этапы развития и историческое значение римского права

1.Эпоха формирования и развития «цивильного права (квиритского)». Хар-ные черты; 1. пережитки первообщин. строя 2.влияние религии на прв.предпис. 3.примитивность прав. институтов 4.строг.национальн.хар-р и формализм. 2.сер.3-го-кон.3-го в.н.э. этап классическ. римского права наряду с цивильн. появляется преторское право, из котор. выделяется общенародное право (jus gentium), регулирующее отношен.между римск.гражданами и чужестранцами. 3.3-5в. н.э. постклассическ, этап развития древнеримского пр. систематизация рим.права(Corpus Juris civilis), котор.испытала на себе влияние нов.феодальн-х отнош.и церкви. Перв. источник права-обычаи. Закон стан.источником права со времен изданичя сборников законов-12 таблиц. След ист пр.-эдикты магистратов., преторские эдикты(из кот-х выросла новая ветвь-преторское пр.) для иностранцев-особ. магистратура-претор по делам перегринов. Принцепсы изд–ют акты- законы, именуем.конституциями (4 вида - эдикты-решения импер, мандаты—инструкции, декреты-судебн. реш., рескрипты-ответы на юрид-кие вопр. частных лиц). Систематизация пр. выражается в СВОДЕ ГРАЖ., ПРАВА – учебник римского пр.; содержащий - дигесты (выдержки из произведен. известн. юристов).кодекс-собрание императ-х контитуций.

Древний Рим - одно их крупнейших рабовладельческих государств оставило ярчайший след в истории человечества. Его культурное наследие оказало глубокое влияние на все развитие последующей цивилизации, особенно европейской.

Особое место в культурном наследии Древнего Рима занимает римское право. Его исключительная роль определяется тем, что оно было весьма разработанной и достаточно абстрактной правовой формой, приспособленной для регулирования любых частнособственнических отношений.

За более чем тысячелетний период истории Римского государства римское право прошло большой путь развития. В его истории можно выделить следующие этапы:

1. Древнейший период (VI в. до н.э. - середина III в. до н.э.) римское право этого периода характеризуется национально-полисной замкнутостью: архаичностью, неразвитостью и простотой основных институтов.

2. Классический период (середина III в. до н.э. - конец III в. до н.э.) -в этот период римское право достигает наивысшей степени разработанности.

3. Постклассический период (IV-VI вв. н.э.) - изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и приспособлением к зарождающимся феодальным отношениям, но касается уже Западной Римской империи (Византии). Одним из первых памятников римского права являются Законы XII таблиц.

16) Государство франков

В конце 4-нач.5-го вв народы Европы вступили в качественно новый этап своего развития. Появл. новая цивилизация. Галлия, бывш. римск. провинция атакована германцами, наиболее сильн – салические франки. Они расселились на террит. Общинами - марками. Марка счит.собственником всей земли общины, включ.- леса, поля, луга, пустоши, пашни. Марка управл. сходом, организов. правов.процессы. Судья-должность выборная - Тунгин. Местное насел. Оказалось в зависимости, римская аристократия сохранила свои позиции, т. к. сблизилась с франской знатью. Верхн. Эшелон власти- феодальн. лестница, сеньор-вассал. Отношения феодала к монарху строились на вассальной присяге. Новая организ. управления – король – военный вождь и лично преданная ему дружина, - Политическ. система раннефеодального общества. Территориал. деление на; паги (округа), сотни - более мелк. единицы. Управление округом осущ. доверен. лица короля-графы, они организовывали ополчения, Просматривали судеб. дела, взимали подати. На границах созд. герцогства, герцог-командир местного ополчени, зан. обороной границ. Развитие гос-ва проис.в 2 этапа; 1. 5-7вв.- период монархии Меровингов, 2. 8в. –монархия Каролингов. Гос-ву присущ. дворцовая система управления, особое место зан. Управитель королевск. Хоз-ва - мажордом. Военный вождь - Хлодвиг из рода Меровингов принимает христианство. Хлодвиг покорил много герм племен, кот. выплачивали ему дань. Монарх обладал земельным фондом-доменом, из кот. жаловал воен.дружанам части за службу, королевск.чиновники награжд.имениями(перешедш. Со временем в феодальн собствен.), а названия должностей-в почетн наследст.титул. Подарен. земли стан. Наследств. свободно отчуждаемой собственностью(аллодом). Дружинники-феодалы – земледельцы. В крестьян. общинах: расслоение и обезземеливание крестьян, возник. две формы закабаления; С помощью прекария(договор о повинностях крест.на опред.участке земли) и коммендации(передача себя под покровительство феодала). 8в. майордом Карл Мартелл провел ряд Реформ, имевш. Важн. последствия для структуры франкского общ-ва.; земли и живш на них крестьяне передаются в условное пожизненное держание- бенефиций(обладатель его обяз нести военную службу, в пользу лица, вручившего землю), т.о формируется вооруженное войско, укрепляющее позиции центр.власти. потом бенефиции стали раздавать и крупн.феодалам, складываются отношения соподчиненности феодалов-вассалитет. Феодал, получивг.иммунитетную грамоту от короля, осущест.на подвластной ему территории всю полноту финансовой, воен.и судебной власти. Последн короли из династи Меровингов так были заняты своими секандалами, что заботы о гос-ве постепенно оказались в руках майордомов-упр.корол.двором. Самый известн.король из династии франков-Карл Великий(2-й представитель династии Каролингов, внук Карла Мартелла).Под его властью наход-сь; Франция(кр.Бретани), Бельгия, Голландия, Швейцария, западн.Германия, Италия, часть Испании. Карл Великий был очень набожным, поддерживал церковь и защищал ее, придавал бол.значение образованию и культуре. В 800г. папа римский короновал Карла императорской короной. Так формально была восстановлена Западная Римская империя. Указы Карла-капитулярии) имели общеобязат.силу для всех подданных. 9 век- зенит могущества Франского гос-ва. Но масса несовершенных элементов, скрытых в системе все же привело его к разделению. Отсуттствие крепкой гражданской власти, империя оказалась рыхлой, не было прочных экономич-х и культ_х связей. Собравшиеся в Вердене в 843г.внуки Карла разделили империю на 3 части: Восточ.- Людовик Немецкий, Западная - Карл Лысый, Среднефракское королевство Северн. Лотарингии - коридор между землями этих братьев – и Северн. Италия досталась Лотарю. Верденский договор положил начало самостоятельному существования 3-х европейск. гос-в: Франции, Германии и Италии.

 

17) Право франков по Салической правде

По своему типу гос-во франков – раннефеодальная монархия. С элементами старой общинной организации и учреждения племенной демократии. Демокатия, т.к. возникла в обществе, вступавшем в эпоху феодализма в процессу разложения первобытнообщинного строя, минуя в своем развитии стадию рабовладения. Хар-но: многоукладность (сочетание рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений), и незавершенность процесса создание основных кругов феод. общества. Периоды: с кон.5-до 7 в – монархия династии Меровингов, с 8по9в монархия Каролингов. Династия Меровингов правила во франском гос-ве с 467 по 751 гг. В период ее правления у франков зарождаются феод. отношения. В 5-6 вв. общинные родовые связи еще сохраняются, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, формировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига. Салическая правда записанная в нач.6 в по распоряжению Хлодвига, содержит указания на существование у франков социальных групп: 1.служилые знати – приближенные к королям, 2.свободных франков (общинников), 3.полусвободных (литов), 4.рабов. Особенность 5-6в в Западной Европе является начало идеологического наступления христианской церкви. Возрастающая роль церкви стала проявляться в ее властных претязаний. Знать пополняется гало-римской аристократией, перешедшей на службу к франкским королям. При этом создание феод.отношений ускорилось из-за столкновения общинных порядков франков и частно-собственнических порядков гало-римлян. В сер.7в в северной Галлии начинает складываться феод.вотчина с хар—ным для нее разделением земли на господскую и крестьянкую. Корол-ая и императорская династия королингов сменила Меровингов в 751 г, прекратила свое существование в 10 в. Переход корол-ой власти к Каролингам обеспечили успехи Крала Мартелла, 1из представителей этого рода, бывшего майордомом Франского гос-ва в 715-741. Он восстановил политич.единство корол-ва и фактически сосредоточил в своих руках верховную власть. Земли, конфискованные у некопорных магнатов и монастыей, вместе с живщими на них крестьянами передавались в условно-пожизненое держание – бенефиций. Бенефициарий – держатель бенефиция – был обязан в пользу лица, вручившего землю, несли службу приимущественно военную иногда административную. Отказ от службы или измена королю лишали право на пожалование.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.