Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможность сделать учебный процесс богаче с позиций более точного и образного восприятия школьниками объектов живой природы.






Приоритетной организационной формой обучения, несомнен­но, является урок, ибо большая часть биологического материала изучается на уроках. Вместе с этим именно на уроках наиболее целенаправленно и полноценно реализуется взаимодействие дея­тельности и общения учителя и школьников. Это отражает сущ­ность процесса обучения и несет в себе воспитательное воздей­ствие личности учителя на школьников. Урок биологии в данном случае предстает как совокупность подлежащих решению задач обучения, воспитания и развития, связанных с физическими, физиологическими и психологическими особенностями школь­ников. Учитывая факт, что биология знакомит школьников с прак­тической, познавательной, экономической, эстетической, этичес­кой, рекреационной и здоровьесберегающей ценностями объек­тов живой природы, урок биологии можно представлять как фраг­мент реальной жизни и деятельности человека. В этом заключает­ся общая педагогическая значимость урока биологии.

Наиболее тесно урок связан с домашней работой — логичес­ким продолжением изучения пройденного на уроке. Учащиеся заканчивают работу, начатую в классе, проводят наблюдения за явлениями живой природы, получают биологическую информа­цию из различных источников, включая Интернет, подготавливая ответы на вопросы, сообщения и выступления на заданные темы.

Вопросы для актуализации материала. 1. Почему урок является приоритетной формой обучения учащихся биологии? 2. С помощью ка­ких ключевых слов, по вашему мнению, можно утверждать об уроке био­логии как фрагменте реальной жизни человека?

Такие формы обучения биологии, как индивидуальная, груп­повая и фронтальная, необходимо рассматривать как самостоя­тельные, так и «пронизывающие» другие формы, повышая их об­разовательные возможности. В последнее время актуально исполь­зование групповых форм. Учащихся для работы объединяют в пары и (или) звенья, в зависимости от их познавательных возможнос­тей, темпов учебной деятельности и задач обучения. В этом слу­чае активизируются мыслительные действия и стимулируется обу­чение учащихся, усиливается взаимообучение, развивается само­стоятельность, инициативность, ответственность, партнерство — качества личности, необходимые для ее лучшей адаптации в усло­виях обновляющегося российского общества.

Индивидуальные формы работы чаще всего применяют к уча­щимся, отличающимся по своим познавательным возможностям, темпам и объектам выполнения определенных видов работ. В этом случае для них продумываются и предлагаются персональные за­дания. Они могут выполнять их как на уроках, так и при органи­зации других форм. В процессе обучения биологии применяются и фронтальные формы работы. Они предполагают организацию деятельности всех учащихся класса по общему заданию под руко­водством учителя. Эти формы включают на различных этапах обу­чения с учетом типологических особенностей учащихся, что обес­печивает дифференцированный подход.

Экскурсия представляет собой организованный выход учащих­ся в составе всего класса или группы к месту нахождения объек­тов познания для изучения их в естественном виде и (или) в со-циоприродной обстановке. Процесс обучения протекает на осно­ве сочетания организованных наблюдений, бесед об увиденном и выполнения практических работ. На экскурсии учащиеся воспри­нимают различные объекты природы, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии зак­лючается в формировании представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке. Если экскурсия проводится до изучения темы, то полученные впечатления используются на пос­ледующих уроках как основа формирования образов конкретных живых систем, их структурных элементов, взаимосвязей между ними и существенных признаков. Экскурсии также могут прово­диться в процессе изучаемой темы для уточнения знаний о пред­метах природы, явлениях и их взаимосвязях.

Внеурочные работы по биологии — это виды учебной деятель­ности учащихся, которые не укладываются в рамки урока, но их проведение необходимо для полноценного освоения программы. К ним относятся фенологические наблюдения в природе, наблю­дения за сезонными явлениями, ростом и развитием организмов. Они являются обязательными для всех учащихся, но выполняют­ся по индивидуальным или групповым заданиям. Внеурочные за­дания специально продумываются учителем и предлагаются на уроках в течение всего учебного года. Результаты их выполнения проверяются, оцениваются и используются в ходе решения учеб­но-воспитательных задач.

Внеклассная работа по биологии — это не простое дополнение к урочным занятиям, а составная часть целостного процесса обу­чения. Она не строго регламентируется, отличается большой ва­риативностью форм организации, строится на добровольных на­чалах, инициативе, самодеятельности самих учащихся и необяза­тельна для всех учащихся. Внеклассная работа по биологии вклю­чает индивидуальные, групповые и массовые виды занятий. Они строятся на основе учебного материала, по выбранным учащими­ся темам. Содержание внеклассных занятий должно дополнять и углублять программные знания учащихся, расширять их круго­зор, формировать интеллектуальные и практические умения.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Дайте определение понятия о формах организации обучения. 2. Назовите формы организации обу­чения биологии. 3. Дайте краткую характеристику форм организации обучения биологии. 4. Обоснуйте взаимосвязь использования основных форм организации обучения биологии. 5. Выразите свое мнение о том, какие формы внеурочной и внеклассной работы по биологии наиболее эффективно можно использовать в общеобразовательной школе. 6. Рас­смотрите рис. 8.1 и установите наиболее адекватные условия успешной реализации той или иной формы обучения биологии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.