Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика использования аудиовизуальных средств






Ключевые понятия. Аудиовизуальные средства и методика их исполь­зования при обучении биологии.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Называть и характери­зовать аудиовизуальные средства. 2. Применять аудиовизуальные сред­ства в процессе обучения биологии.

Значение аудиовизуальных средств — учебных видеофильмов, мультимедийных видеороликов и видеокадров при обучении био­логии определяется положительным их воздействием на форми­рование всех биологических понятий. С их помощью также мож­но показать современные методы научного исследования, дости­жения биологической науки, конкретный фактологический мате­риал, исторические события, имеющие отношение к становле­нию и развитию биологической науки. Аудиовизуальные пособия выгодно отличаются формой подачи информации: наличием сю­жета, занимательностью изложения, использованием приемов срав­нения, сопоставления, специализированных видов съемок; их можно рассматривать как форму моделирования событий, фактов объективной реальности. Исследования психологов показали, что количество информации, которое учащиеся могут воспринимать в единицу времени, ограничено. Часто при использовании аудио­визуальных пособий возникает противоречие между объемом ин­формации и ограниченными возможностями учащихся. Для раз­решения данного противоречия используют фрагментарное пост­роение учебных фильмов (видеофильмов), диафильмов. С ростом количества информации время демонстрации каждого кадра дол­жно быть увеличено. В то же время частота смены кадров должна уменьшаться, ибо учащиеся затрачивают больше времени на по­иск и опознание новых сигналов, поступающих через зрительный и слуховой анализаторы. Известно, что чем короче интервал меж­ду кадрами, тем быстрее развивается утомление, падает работо­способность.

Не подлежит сомнению важность использования учебных ви­деофильмов в процессе обучения. Отечественными методистами и режиссерами, специализированными на учебном кино, созданы многочисленные учебные видеофильмы по различным темам ес­тественно-научного цикла предметов. Методика работы с видео­фильмами аналогична. Место видеофильма на уроке зависит от методической направленности фильма, его содержания, последо­вательности изложения материала учителем, запроектированных методов и приемов обучения, а также наличия других средств обу­чения.

Работу по использованию видеофильмов на уроке можно раз­делить на следующие этапы: 1) ознакомление учителя с имею­щимся фондом фильмов для определения их места в системе уро­ков; 2) подробное ознакомление учителя с содержанием фильмов для определения их места на уроке и в комплексе отобранного учебного оборудования; 3) разработка заданий для учащихся на карточках; 4) подготовка учащихся к просмотру фильма — уста­новочная беседа; 5) демонстрация фильма; 6) проверка выполне­ния заданий и обобщающая беседа.

В настоящее время педагоги российских школ все чаще отдают предпочтение использованию в учебном процессе мультимедий­ных средств обучения, которые, являясь комплексными, совме­щают в себе особенности учебных фильмов, видеофильмов, диа­фильмов, диапозитивов и слайдов.

Вопросы для актуализации материала. На основе знаний по об­щей педагогике назовите традиционные аудиовизуальные средства обу­чения учащихся. Почему сейчас наблюдается постепенный уход от этих средств? Ответ обоснуйте.

Мультимедиа — это множественность содержательных кана­лов информации. Условия, созданные с помощью компьютера и мультимедийной программы, позволяют школьнику в ходе рабо­ты с автоматической системой моделировать виртуальную среду обучения. Психологи отмечают, что для получения мультимедий­ной информации необходимы три канала: зрительный, слуховой и тактильный. Для этого используют компьютеры последних по­колений, оснащенные средствами мультимедиа.

Например, мультимедийный урок может быть реализован как при работе всего класса, так и при работе каждого учащегося за отдельным компьютером. Такой урок может быть полностью ав­томатизирован (сопровождаться дикторским текстом) или прохо­дить в сопровождении слов учителя. Мультимедийная программа демонстрирует последовательно кадры (автоматически или под руководством учителя, ученика), которые раскрывают содержа­ние лекции, определяют задания учащимся, дают оценку их дей­ствий. Обучающие компьютерные программы используются как тренировочные программы для закрепления знаний и умений путем повторения; пошаговые программы, учитывающие индивидуаль­ные особенности учащихся, необходимы для поэтапного усвое­ния новых знаний; наставнические программы предоставляют возможность показать учащемуся допущенные ошибки и способы их преодоления.

Наиболее интересны творческие программы, рассчитанные на самостоятельную работу ученика. В курсе биологии наиболее пер­спективно создание компьютерных программ по экологической, эволюционной, анатомо-морфологической, генетической и дру­гим тематикам. Например, во время практической работы уча­щихся с компьютерной мультимедийной моделью по изучению влияния света на растительные организмы можно организовать деятельность учащихся по моделированию природных условий различной освещенности на территории экспериментального поля. При изучении темы «Факторы среды» в разделе «Общая биоло­гия» учащиеся могут получить задание по выяснению оптималь­ной освещенности растений различных экологических групп.

Особый интерес может вызвать у учащихся мультимедийная экскурсия, например, по теме «Лес — богатство человечества». Здесь обязательно за кадром с названием темы и целями экскур­сии идет кадр, содержащий правила поведения в природе. Далее кадры и видеоролики знакомят ребят с лесом, его отдельными частями, ярусами, населением. Показ сопровождается дикторским текстом, голосами птиц, шумом крон деревьев. Перелистывая кад­ры, ученики как бы передвигаются по лесу. От простой демонст­рации видеофильма по той же теме виртуальная экскурсия отли­чается интерактивностью, т.е. возможностью самого ученика дей­ствовать в созданной природе. Видеоролик можно в любую се­кунду остановить и получить учебную информацию, необходи­мую для выполнения заданий. Учащиеся, управляя курсором, могут приближать, поворачивать вокруг оси, наклонять объекты, заб­раться в дупло к белке и т.д. Программа оценивает выполнение задания и предлагает задание на дом.

Возможно также комплексное применение программ и других видов средств обучения. Так, например, лаборатория Philip Harris (по данным Института новых технологий образования) предлага­ет компьютерный практикум с использованием специализирован­ных датчиков и устройств: изменение частоты пульса и объема легких; наблюдение ферментации в йогурте; изучение биохими­ческой потребности в кислороде; изучение аэробного и анаэроб­ного дыхания; изучение фотосинтеза; определение загрязненнос­ти и жесткости питьевой воды.


Безусловно, виртуальные практические работы и экскурсии активизируют учебный процесс, обладают всеми функциями средств наглядности, но они не должны полностью заменять ре­альные и призваны прежде всего помогать учебному процессу там, где по каким-то причинам невозможно провести реальную прак­тическую работу.

Положительными сторонами мультимедийных средств нагляд­ности при обучении биологии являются следующие: индивидуа­лизация обучения учащихся, максимальное приближение заня­тий к реальным природным условиям, сочетание всех средств обу­чения биологии.

Вместе с тем существуют и отрицательные стороны мультиме­дийных средств наглядности, среди которых: необходимость спе­циальной подготовки учителя биологии к работе с этими сред­ствами, что требует дополнительного обучения и длительного вре­мени. Однако этот недостаток можно успешно преодолеть.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Назовите и кратко охаракте­ризуйте аудиовизуальные средства обучения биологии. 2. В чем заклю­чается преимущество использования мультимедийных средств обучения биологии? 3. Для темы «Обмен веществ и превращение энергии» (9 кл.) разработайте урок на основе использования мультимедиа-средств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.