Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика использования наглядных средств






Ключевые понятия. Наглядные средства и методика их использова­ния при обучении биологии.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Называть и характери­зовать наглядные средства. 2. Применять наглядные средства при обуче­ния биологии.


Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в средней школе. Следует напомнить, что в настоящее время раз­личают такие понятия, как принцип наглядности, наглядность как средство обучения и наглядное пособие. Термином «наглядность» обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения биологии. Наглядность служит опорой для развития абстрактного мышления. Наглядность как средство обу­чения предназначена для создания у учащихся статических и ди­намических образов. Понятие «наглядное средство» очень близко по содержанию с понятием «наглядное пособие», но значительно шире по объему. Например, опыт по испарению, телепередача, рисунок на доске, рисунки в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями. Наглядные пособия — это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария живых расте­ний и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, апп­ликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Поэтому когда мы говорим о методике использования «наглядных средств», подразумеваем методику «комплексного ис­пользования средств» обучения на уроках биологии.

Вопросы для актуализации материала. На основе актуализации знаний из курса обшей педагогики сделайте дополнения о сущности средств наглядного обучения. Почему на них обращается особое внимание?

Представим методику использования наиболее распространен­ных средств наглядного обучения учащихся биологии.

Изобразительные средства наглядности — таблицы разного типа дают учащимся представления и образы о строении, форме, ок­раске изучаемых объектов в их естественном и искусственном окружении. При их демонстрации важно соблюдать определен­ные правила, смысл которых заключается в следующем: 1) указать название таблицы в тематическом плане; 2) необходимо вывеши­вать таблицу так, чтобы она была видна всем учащимся; 3) при необходимости важно создавать искусственное ее освещение; 4) словесные характеристики деталей таблицы должны совпадать с действием руки учителя; 5) вывесив таблицу, необходимо дать возможность учащимся приглядеться к ней в течение нескольких секунд, а затем можно организовать работу по ее содержанию.

Живые животные различных размеров для демонстрации по­мещаются в клетки, садки и показываются учащимся на уроке со стола учителя, мелких животных важно помещать в стеклянные сосуды и демонстрировать с руки, проходя по классу.

Учителю биологии важно также соблюдать определенные пра­вила при демонстрации обработанных животных. Влажные пре­параты в зависимости от размеров стеклянных и пластиковых кон­тейнеров показываются с руки или демонстрационного столика. Сухие коллекции, как правило, показываются с руки, проходя по классу. Чучела, скелеты лучше помещать на демонстрационный столик и показывать на контрастном фоне, иногда с использова­нием искусственного освещения. Следует подчеркнуть, что во всех случаях показ наглядных средств обязательно сопровождается сло­вом учителя или учащихся. Для этого могут применяться актуали­зирующая знания беседа, сообщающая, обобщающая и эвристи­ческая беседы, а также рассказ и объяснение.

Следует особое внимание обратить на методику демонстрации кодопозитивов. Она заключается в реализации таких положений, как: 1) предварительный просмотр содержания готового кодопо-зитива для получения общего представления о его содержании; 2) принятие решения о целесообразности демонстрации набора кодопозитивов или их отдельных кадров; 3) определение места демонстрации кодопозитивов на уроке; 4) выбор одного или не­скольких направлений использования кодопозитивов на уроке (иллюстративное, объяснительно-иллюстративное, поисковое, творческое). В этом случае, как и в предыдущих, слово учителя и учащихся имеет приоритетное значение. При этом сочетается вос­приятие изображенных объектов с объяснениями, рассуждения­ми, приведениями примеров по изучаемой теме.

На уроках биологии целесообразно использовать комплекс средств наглядности: рельефные и печатные таблицы, натураль­ные объекты и другие. Так, например, влажный препарат — вскры­тое животное, несмотря на то что его органы препарированы, уча­щиеся воспринимают с трудом. Эффективность использования этого пособия значительно увеличится, если предварительно про­демонстрировать на уроке серию таблиц, дающую возможность поэтапно показать системы органов животного, а рельефные таб­лицы позволят сформировать представления об их пространствен­ном, объемном расположении.

Демонстрация живых растений и животных в качестве разда­точного материала требует заблаговременной их подготовки. Вы­бор этих объектов определяется программой, местными условия­ми и требованиями по охране природы. При работе с гербариями и коллекциями нужно учитывать, что этот материал дает непол­ное представление о живых организмах. Поэтому его следует ис­пользовать в комплексе с другим оборудованием, помогающим понять свойства изучаемых организмов. Кроме высушенных на­туральных объектов — гербариев, коллекций (семян, соцветий, плодов, шишек) — в шестом классе и коллекций насекомых, отдель­ных частей тела животных (перья, кости, чешуя, раковины) — в седьмом классе используют влажные биологические препараты, которые монтируют между двумя стеклянными пластинами и опус­кают в склянку с консервирующей жидкостью.


Влажные препараты позволяют изучить внутреннее и внешнее строение организмов в их натуральных размерах. Среди них пере­числим следующие препараты: «Корни бобового растения с клу­беньками», «Развитие лягушки», «Развитие насекомого», «Аска­рида», «Внутреннее строение речного рака» и др. С помощью этих препаратов изучают внутреннее строение животных, фазы разви­тия насекомых. Одним из важнейших видов натуральных посо­бий являются микропрепараты. Учителям необходимо предупреж­дать учащихся о том, что цвет не является естественным для мик­роструктур. Микропрепарат необходимо изучать параллельно с изображением объектов на микрофотографиях или таблицах. Вре­менные препараты долго не сохраняются и легко смываются во­дой с предметного стекла. Приготовление препарата — один из обязательных видов умений, формируемых в курсе биологии начи­ная с 6 класса.

Печатные таблицы с многокрасочными изображениями расте­ний, животных, человека, их органов, тканей, клеток часто ис­пользуют на уроках биологии. С их помощью также возможно показать некоторые связи в органическом мире. Таблицы могут различаться по дидактической направленности: для ознакомле­ния с внешним и внутренним строением живых организмов, для овладения некоторыми биологическими понятиями, законами, теориями, для формирования экологических понятий и т.п. По характеру предъявления информации таблицы делят на использу­емые постоянно и предъявляемые эпизодически. Таблицы для постоянного использования служат в качестве элемента интерье­ра кабинета биологии и используются при изучении всего курса биологии: «Развитие растительного и животного мира», «Уровни организации живой природы». Таблицы для эпизодического ис­пользования демонстрируются при изучении определенной темы на одном или нескольких уроках. Большая часть таблиц по био­логии предназначена для фронтального использования на различ­ных этапах урока: при изучении нового материала, обобщении знаний, проверке и контроле усвоения материала. Учащиеся дол­жны уметь иллюстрировать ответ показом на демонстрационной таблице отдельных деталей, этапов. Надо учитывать, что в неко­торых случаях таблица может сыграть отрицательную роль, так как учащиеся переносят иногда размеры изображенного на таб­лице объекта на реальный мир. Поэтому учебные таблицы необ­ходимо использовать в сочетании с другими средствами обуче­ния, в особенности с натуральными объектами. Совершенно не­допустимо вывешивать таблицы в начале урока, если этого не тре­бует педагогическая ситуация, так как они становятся сильным отвлекающим раздражителем, и к нужному моменту элемент но­визны будет утрачен, что значительно снизит общую эффектив­ность пособия.

К числу пособий эпизодического использования, применяе­мых при изучении разделов «Растения», «Животные», «Общая биология», относят карты. При изучении курса биологии исполь­зуют карты растительности, зоогеографические, по охране приро­ды. Карты находят применение на тех уроках, где рассматривают­ся вопросы распространения живых организмов, кочевок, пере­летов птиц, миграция животных, размещения заповедных терри­торий, происхождение культурных растений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.