Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ознакомление с заданиями к параграфам и их выполнение с использованием содержания текстов.






Вопросы для актуализации материала. На основе источников по обшей педагогике и методике обучения биологии дополните материалы о методах работы учащихся с учебником и учебными пособиями по био­логии.

Дидактический материал призван оказать помощь учителю в стимулировании самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Достаточно часто дидактический материал предлагает­ся учащимся в виде карточек. Они могут быть как на бумажной основе, так и на электронных носителях. Задания для учащихся в дидактических карточках могут быть для организации их работы с учебником при изучении нового материала, для закрепления и проверки усвоения знаний и способов действия, а также для до­машней самостоятельной работы.

При использовании заданий первого типа внимание должно быть обращено на развитие умения самостоятельной работы с учебником, умения находить ответы на вопросы в тексте парагра­фов, объяснять рисунки и схемы, определять наиболее важный материал, выявлять в нем основные теоретические положения. Задания помогают учителю формировать у учащихся умение ана­лизировать описываемое явление, проводить сравнение, делать выводы. Эти задания можно использовать и для массовой провер­ки знаний. В процессе объяснений нового материала учитель мо­жет предложить одно или два задания для самостоятельной рабо­ты учащихся на уроке и затем проверить их выполнение. Такой подход помогает учащимся готовиться к успешной сдаче ЕГЭ по биологии.

При работе с заданиями для закрепления и проверки усвоения знаний важно своевременно обнаруживать слабо усвоенный ма­териал и организовать его закрепление. Это помогает учить уста­навливать связь теоретических положений с практикой, жизнью, извлекать дополнительную информацию из иллюстративного ма­териала, рассматривать изученный объект или явление под дру­гим углом зрения, обобщать и систематизировать знания.

Задания для домашней самостоятельной работы предусматри­вают использование дополнительного материала, самостоятель­ных наблюдений, обобщения знаний, полученных из разных ис­точников.

В зависимости от степени подготовленности учащихся, овла­дения ими учебного материала, познавательного интереса к био­логии учитель может применить индивидуальный подход обуче­ния и предложить одним учащимся менее сложные задания, дру­гим — более сложные. Первые требуют простого воспроизведе­ния знаний, анализа биологического явления, вторые — анализа и сравнения, третьи — обобщения на основе анализа нескольких явлений, четвертые — сопоставления, систематизации и выводов, пятые — привлечения жизненного опыта, связи теории с практи­кой, вывода теоретических положений на основе фактического материала. Постепенное усложнение заданий и их связь с практи­кой способствуют повышению уровня знаний учащихся, разви­тию у них интереса к предмету.

Приведем пример из раздела «Общая биология». Так, на уроке по теме «Деление клетки. Митоз» возможно использовать все три типа заданий. Представим примеры заданий для организации ра­боты с учебником при изучении нового материала.

Задание 1. Рассмотрите схему митоза клетки в учебнике на рисунке- Сравните расположение хромосом в различных фазах деления. Чем отличается метафаза от профазы, анафаза от мета-фазы, телофаза от анафазы?

Задание 2. Рассмотрите под микроскопом делящиеся клетки в зоне роста корешка лука. Определите фазы митоза?

Выразим некоторые задания для закрепления и проверки усво­ения знаний.

Задание 1. Чем объясняется более длительная продолжитель­ность интерфазы по сравнению с митозом? В чем отличие митоза от амитоза?

Задание 2. Как можно объяснить преобладание в органичес­ком мире непрямого деления клеток над прямым? Каковы ре­зультаты митоза и чем они обеспечиваются? Какие функциональ­ные зависимости существуют между ядром и цитоплазмой?

Задание 3. Укажите на схеме, сколько хромосом содержится в каждой дочерней клетке в результате митоза?

Задание 4. Какие изменения происходят в интерфазе? Пере­числите их в тетради. Каково биологическое значение митоза?

Задание 5. Дополните схему митоза, назовите и охарактери­зуйте все фазы?

Задание 6. Проанализируйте таблицу, помещенную в учебни­ке. Чем отличаются хромосомные наборы у разных видов живот­ных и растений?

Обратим внимание на примеры заданий по организации до­машней самостоятельной работы.

Задание 1. Повторите в параграфе учебника материал о нукле­иновых кислотах. Какими свойствами ДНК объясняются измене­ния, происходящие в хромосомах в интерфазном ядре?

 

Фаза Характеристика фазы Расположение хромосом в данной фазе (показать схематически)
Профаза    
Мета^за    
Анафаза    
   
Т елофаза    

 

Фазы митоза
 

Задание 2. Заполните в тетради таблицу. По таблице выделите особенности разных фаз митоза.

Задание 3. В таблицу впишите новые термины: «митоз», «цен­тромера», «хроматиды», «интерфаза», «веретено деления», «дип­лоидный набор хромосом», «гаплоидный набор хромосом». За­полните графы таблицы.

Термины к теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Термин Определение термина Пример применения термина
Митоз Непрямое деление клетки, во время ко­торого происходят структурные измене­ния в ядре и удвое­ние хромосом, что обеспечивает иден­тичность дочерних клеток Деление клеток в растущей части корешка лука или клеток эпите­лиальной ткани животных проис­ходит ряд фаз: профаза, метафаза, анафаза, телофаза, в которых определенным образом меняется структура клетки и расположение в ней хромосом. В результате образуются две идентичные до­черние клетки
Центромера Суженная часть хро­мосомы — первичная перетяжка, имеющая постоянное место у каждой из них Нити веретена в метафазе при­крепляются к центромерам хромосом

Итак, вербально-информационные средства дают возможность эффективно организовать процесс обучения учащихся биологии. Учителю важно в соответствии с возрастом учащихся, содержани­ем учебного материала и наличием оборудования методически грамотно определять их совокупность.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Назовите и кратко охарак­теризуйте вербально-информационные средства обучения биологии. 2. Почему важно при обучении биологии учащихся учить работе с учеб­ником? 3. Для тем «Внешнее и внутренне строение млекопитающих» (7 кл.), «Строение и функция сердца» (8 кл.) определите совокупность необходимых вербально-информационных средств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.