Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средств






Ключевые понятия. Вербально-информационные средства и их ис­пользование при обучении биологии.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Называть и характери­зовать вербально-информационные средства. 2. Применять вербально-информационные средства в процессе обучения биологии.

К вербально-информационным средствам относятся: слово учи­теля, дикторский текст, сопровождающий теле- или кинокадры, программное обеспечение для работы с компьютером (программы действий и контроля за достижениями учеников), книга (учебник), инструкции, тесты, рабочие тетради, дидактический материал.

Слово учителя в виде беседы, объяснения, рассказа незамени­мо в познании природы. В нем обычно сообщаются готовые зна­ния о каком-либо предмете или явлении живой природы. Эти знания предварительно обрабатываются учителем с целью при­дать им такие качества, как доступность, целостность, логическая последовательность, яркость образов, занимательность. Рассказ должен привлечь внимание учащихся и вызвать у них живой ин­терес. Например, в основе сюжетного рассказа может быть исто­рический сюжет (история открытия законов наследования при­знаков), где обязательно присутствует завязка, кульминация и развязка. Иллюстративный рассказ представляет собой повество­вание, раскрывающее особенности биологических объектов и яв­лений. Например, о растении с самым большим и ярким цветком. Информационный рассказ применяется для изложения конкретных фактов. Например, при изучении размеров тела или органов, образа жизни растения или животного. Однако вопросно-ответ­ная форма обсуждения не менее важна при изложении нового материала. При беседе происходит обмен мнениями между учите­лем и учениками, у учеников развивается речевой аппарат. Бесе­ды всегда строятся на известном или частично известном материале и заканчиваются выводами или обобщениями.

При изучении биологического материала не обойтись без объяс­нения, которое отличается от рассказа четкостью и логичностью изложения на основе фактов и доказательств.

Вопросы для актуализации материала. С какими вербально-информационными средствами обучения биологии вы знакомились в кур­се общей педагогики? Сделайте дополнительные пояснения к тексту.

Важное значение для учащихся имеет работа с учебником как книгой, содержащей определенную научную информацию. Следу­ет обратить внимание на использование всех основных компонен­тов учебника — текстового (параграфы) и в нетекстового (аппарат ориентации в учебнике, иллюстративный материала и аппарат орга­низации усвоения учебного материала). При работе с текстом сле­дует обратить внимание на следующие методы (приемы) работы: 1) чтение текста или отдельного его фрагмента, выделение основ­ной мысли или главного понятия; 2) чтение текста и составление планов пересказа; 3) чтение текста и установление причинных свя­зей; 4) чтение текста, нахождение в его содержании определения понятия и анализ его сути; 5) чтение текста и его деление на смыс­ловые фрагменты; 6) чтение текста и составление по его содержа­нию логической схемы; 7) чтение текста и постановка к его фраг­ментам вопросов для учащихся. Методами (приемами) работы с иллюстративным материалом могут быть следующие: 1) рассмотре­ние рисунка, нахождение описания и его объяснения в тексте; 2) рассмотрение рисунка, изучение надписей к нему и пояснение сути рисунка; 3) рассмотрение рисунка и объяснение его сути по памя­ти; 4) рассмотрение рисунка, формулирирование по его сути воп­росов и ответов. Методами (приемами) работы с аппаратом ориен­тировки и усвоения материала могут быть: 1) нахождение по оглав­лению соответствующих параграфов; 2) обнаружение по указателю терминов, соответствующих материалов в учебнике и его текстах;

Нахождение ответов на вопросы, данные в конце параграфов;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.