Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы эмоционально-ценностного стимулирования при обучении биологии






(идея выражения В. В. Николиной)

Группа методов Конкретные выразители методов
Создание экспрес­сивно-личностных ситуаций Использование художественных и научных мета­фор, включение занимательного материала, позна­вательное описание с усилением эмоциональной составляющей, демонстрация изобразительных средств, иллюстрирующих красоту живой природы
Создание ситуа­ции эстетического и этического пе­реживания Оценочное отношение к эстетическим качествам живой природы и поступкам человека, прогнози­рование эстетических качеств живой природы на основе оценки конкретных показателей
Создание ситуа­ции для оценки универсальной ценности Использование оценочных суждений о практиче­ском, экономическом, эстетическом, рекреацион­ном значении живой природы для существо­вания человека, общества и государства
Создание ситуа­ций для личной значимости мате­риала Наделение значимостью факторов и условий жи­вой природы для собственного существования, постановка и решение ценностных задач, персо­нификация, или «значимые другим»

Методы осуществления ценностного обмена содержания ма­териала важны потому, что в процессе межличностного диалога осуществляется «свободное самооткровение личности» (М. М. Бах­тин). Это побуждает учащихся искать различные способы для выражения своих мыслей, осваивать и отстаивать новые ценно­сти. Особенностью этих методов является их коммуникативная направленность, придающая изучаемому содержанию личност-но-значимый и ценностный смыслы. Учебные диалоги позволя­ют создавать ситуации общения для разрешения изучаемых про­блем, поисков смыслов при использовании материала о значе­нии живой природы. Из разных диалогов лучше использовать мотивационный (отражает интерес участников к теме), причин­ный (характеризует оценочное осмысление материала), реф­лексивный (помогает в ходе общения вести самоанализ), само­реализующий (позволяет личности самоутверждаться и саморас­крываться), смыслотворческий (ориентирует на поиск ценнос­тей).

Метод рефлексии дает возможность учащимся осознавать себя как субъекта деятельности. Он отражает собственные действия и переживания на основе сознания. «Человек не может сделать хо­роший жизненный выбор, пока он не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному «я» в каждый момент своей жизни» (А. Маслоу). Этот метод связан с тремя видами рефлексии — пред­метной, процессуальной и личностной. Первые два соотносятся с познавательной и другими видами деятельности учащихся. Лич­ностная рефлексия — это обращение мыслей, переживаний чело­века на себя, свой внутренний мир и психическое состояние. При формировании ценностного отношения к живой природе важно, чтобы учащиеся рефлексировали по поводу осмысления результа­тов интеллектуальной и практической деятельности, используя задания типа: «Какие чувства вы испытываете при восприятии красоты цветков розоцветных растений?», «Почему вы пришли к выводу о сохранении видового разнообразия растений в местнос­ти проживания?» и др.

Представленные методы оказывают положительное влияние на подготовку учащихся в том случае, если они будут включаться в структуру определенных организационных форм обучения. К та­ковым следует отнести классный урок (формирование новых зна­ний и способов действия, семинар-беседа, диспут, дискуссия), а также имитационные и неимитационные игры.

Урок формирования новых знаний и способов действия по­зволяет обобщенно выражать содержание учебного материала об эмоционально-ценностных отношениях к объектам живой при­роды и вводить новые методы, способствующие эмоционально-личностному стимулированию деятельности учащихся. Семина­ры дают возможность осмысливать и переосмысливать учебное содержание о ценностях живой природы при свободном выска­зывании собственного мнения с использованием оценочных суж­дений.

Игры имитационные (игровое проектирование, разыгрывание ролей) и неимитационные (конкретная ситуация, «живая ситуа­ция», классическая ситуация, инцидент, моделирование сред жиз­ни, составление словесного портрета «человека экологического») оказывают положительное влияние на формирование нравствен­но-волевых качеств, быстроту принятия решений по сохранению объектов живой природы при высказывании эмоционально окра­шенных суждений. Темы игр должны быть связаны с поиском решений проблемы сохранения объектов живой природы, при­влечением образов людей с высокими гражданскими идеалами и моральными качествами, использование публицистически ярких, четких и выразительных наглядных средств. Разыгрывание ролей обучает учащихся не только общаться, но и овладевать умениями самообразования, пропаганды идеи сохранения природы с опо­рой на образцы культуры. Большое воспитывающее значение име­ют выступления, в которые включают сведения, полученные лич­но учащимися при исследовании состояния какого-либо объекта живой природы своей местности. Особую роль в формировании эмоционально-ценностных отношений к природе играют обозна­ченные ситуации. В качестве конкретных определяют ситуации, которые проявляются в местности или регионе проживания. При­мерами могут быть такие: «Изменение сообщества припойменно­го луга при строительстве автомобильной дороги», «Снижение численности речного бобра в условиях искусственного зарегули­рования реки». В качестве «живых» определяют ситуации, кото­рые обнаруживаются, наблюдаются, оцениваются и обсуждаются самими учащимися под руководством учителя. Темами ситуаций могут быть: «Причина изменения видового разнообразия расте­ний в нашей местности», «Факторы увеличения численности се­рых ворон в нашем городе» и др. В качестве классических выра­жают реальные или воображаемые ситуации, которые имеют во всех случаях одинаковые характеристики, например «Последствия влияния фактора вытаптывания на растения леса», «Результаты воздействия цементной пыли на здоровье людей» и др. Инци­дент представляется как непредвиденное, возможно случайное происшествие, оказавшее серьезное воздействие на живую при­роду, за которую несут ответственность конкретные люди. В ана­лизе нравственного и правового аспектов случившегося проис­шествия заключается смысл включения указанного вида игры в систему биологической подготовки учащихся. Примерами ин­цидентов могут быть: 1) произведен залповый сброс в реку жид­ких отходов, содержащих высокие концентрации тяжелых ме­таллов; 2) научно-исследовательская экспертиза обнаружила, что в почвах тепличного хозяйства имеются радиоактивные веще­ства.

Вопросы для актуализации материала. С какими методами усвое­ния эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру вы зна­комились при изучении курсов психологии и педагогики? Просмотрите одну из частных методик обучения биологии и оцените ее содержание с позиции отражения методов эмоционально-ценностного стимулирова­ния деятельности учащихся.

Учителю биологии важно иметь представление об элементах общей методики формирования эмоционально-ценностных отно­шений к объектам живой природы (рис. 4.4). Особое значение в этой методике имеют учебные задания. Их важно составлять так, чтобы тексты были эмоционально окрашены, вызывали чувства и потребности в сохранении живого на Земле. В качестве объектов могут быть растения, животные, грибы и их сообщества, экосис­темы, отношения человека к ним. Приведем примеры.

• Внимательно прочитайте тексты, составленные по книгам И. Акимушкина:

Формулирование задачи изучения эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы в общем или какого-либо отдельного его аспекта — эстетического, этического, познавательного, экологического, патриотического; выражение основных мотивов  

Определение содержания материала об эмоционально-ценностном отношении к живой природе и ее отдельным объектам в общем виде или по конкретному аспекту

  Отбор соответствующих форм, методов и средств успешного усвоения содержания материала об эмоционально-ценностном отношении в общем виде или отдельному аспекту  
 
Реализация содержания, форм, методов и средств в процессе обучения учащихся биологии; при этом важна оценка состояния живой природы, ее отдельных объектов по определенным показателям; выражение оценочного отношения как связи человека с природой и ее объектами, имеющими личностную и (или) социальную значимость  
     

_____ ________________________

Результативность усвоения учащимися содержания материала об эмоционально-ценностных отношениях к живой природе — ценности, ориентации, убеждения, взгляды, идеалы  

Рис. 4.4. Элементы общей методики формирования эмоционально-ценностных отношений к живой природе

1. «Итак, пантера или леопард, называйте как хотите. Это, по­жалуй, самые красивые звери Африки и Азии. Яркие, как вспыш­ка, черные, как тень под луной. Зубы у них белоснежные...»

2. «Он (тигр) величаво идет по джунглям, и птицы — фазаны, сороки, олени и обезьяны лангуры кричат тревожно, увидя его. Большое тело животного медлительное и красивое. Золото свер­кает между темных полос его шкуры».

«Семейство оленей — драгоценное ожерелье, которое носит природа Земли. Каждый олень по-своему красив. Любое движение оленя, любая его линия кажется нам вершиной гармонии. Даже их названия благозвучны. Вы только послушайте: «Марал!» В нем слышаться перекаты горного эха Алтая и Саян, где обитает этот вид. «Изюбрь!» Сколько уважительной нежности! «Кабарга» — и ваше ухо воспринимает стук маленьких копыт " в головокружи­тельной высоте сибирских гор"».

Подумайте и скажите: 1. Какие чувства вызвали у вас материа­лы текстов? Что хотел выразить автор? 2. Обращали ли вы внима­ние на красоту зверей? Каких? Где? Расскажите об этом в классе. 3. Какие произведения литературы и живописи приходят вам на память сразу, как только речь идет о красоте, величии, неповторимо­сти зверей? 4. Почему человеку важно видеть красоту животных?

• «Близ небольшого городка в одном из водоемов задержались девять белоснежных лебедей. Надо было видеть, с какой любовью относились к ним люди. Птиц подкармливали, оберегали. Следу­ющей весной лебеди снова прилетели. Их было девять. Кто знает, может это и не те самые, но людям хотелось верить, что именно эти, помнящие отношение человеческое. Полюбоваться редкост­ным в этих местах зрелищем снова собирались взрослые и дети. И неожиданно для себя они стали свидетелями дикого поступка. Подъехавший на автомобиле человек открыл стрельбу по лебедям и одну птицу убил».

Подумайте и ответьте на вопросы: 1. Как можно оценить с нравственных позиций поступок человека? 2. Как вы думаете, почему один и тот же человек может себя вести в природе и хоро­шо, и плохо? 3. Что, с вашей точки зрения, необходимо делать в обществе для улучшения отношения людей к животным, растени­ям и природе в целом?

Итак, изучение эмоционально-ценностных отношений в школь­ной биологии имеют важное образовательное значение. Особен­но это касается воспитания личности, ибо стимулируется аксио­логическая сфера ее сознания.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Почему в современных усло­виях необходимо формировать эмоционально-ценностное отношение к живой природе? 2. Выразите суть суждения «эмоционально-ценностное отношение к живой природе». 3. Назовите основные категории эмоцио­нально-ценностных отношений к объектам живой природы и дайте крат­кую характеристику каждой из них. 4. Какие знания являются основой для определения содержания материала об эмоционально-ценностных отношениях к живой природе? 5. Какие методы может использовать учи­тель биологии для формирования учащихся эмоционально-ценностных отношений к объектам живой природы? 6. Назовите и кратко охаракте­ризуйте основные формы обучения учащихся биологии, имеющие дос­таточные потенциальные возможности для формирования эмоциональ­но-ценностного отношения к живой природе? 7. Используя схему об­щей методики формирования эмоционально-ценностных отношений к биологическим объектам, составьте краткий план урока на тему «Роль птиц в природе и их значение для человека». 8. Составьте 2 — 3 учебных задания по усвоению эмоционально-ценностных отношений (эстетиче­ских, экономических и этических) к растениям для учащихся 6 класса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.