Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоционально-ценностные отношения к объектам живой природы в школьной биологии






Отношения Характеристика отношений
Эстетические Потребность в восприятии красоты живых объек­тов — грибов, растений, животных, их сообществ, ландшафтов и пейзажей (звуки, краски, изящество движений, пропорциональность, совершенство форм и др.), организма человека (гармоничность, развитость, идеальность); необходимость в улучше­нии состояния живой природы, отражение призна­ков ее красоты в произведениях литературы и ис­кусства; оценка первозданного и измененного со­стояний живой природы
Этические Потребность в сохранении и использовании объек­тов живой природы на нравственной основе — соблю­дение норм и правил, предписаний, связанных с добротой, милосердием, ответственностью, совестью, любовью, чуткостью, долгом и честью, оценка нрав­ственных и безнравственных поступков человека
Познавательные Потребность в изучении объектов живой природы, выяснении их роли в биосфере и значения в жиз­ни человека и общества — практического, экономи­ческого, рекреационного, технологического и др.; оценка универсального значения объектов живой природы
Патриотические Потребность в охране объектов живой природы как части большой и малой Родины; важность изучения истории отечественной биологической науки и ее достижений как фактора социального развития; сти­мулирование гражданской ответственности за состо­яние природы; значение совместных усилий людей в сохранении живого Земли; оценка значения жи­вой природы для поступательного развития россий­ского общества
Экономические Потребность в выяснении экономической эффек­тивности использования ресурсов живой природы для нормального функционирования общества, ре­шения социально-экологических проблем развития техники и технологий; достижение устойчивого со­стояния биосферы и общества, оценка экономи­ческих эффектов и издержек потребления продук­тов живой природы

В их основе лежат прежде всего потребности, возникшие в процессе общественного развития и связанные с отношениями. Это потребность в общении, потреб­ность в труде, потребность в познании, потребность в нравствен­ном поведении, потребность быть здоровым, потребность в вос­приятии прекрасного, потребность проявлять патриотизм и др.

Учитывая сказанное, возникает возможность выразить со­держание учебного материала об эмоционально-ценностных от­ношениях к объектам живой природы в школьной биологии (табл. 4.7).

Вопросы для актуализации материала. 1. В вариантах каких школь­ных программ и учебников по биологии более полно отражен материал об эмоционально-ценностных отношениях к объектам живой природы? 2. Какими суждениями вы дополнили бы материал табл. 4.7?

Побуждению учащихся к учебной, трудовой, игровой и комму­никативной деятельности способствуют определенные методы обучения. Исследования Ю.К.Бабанского (1985), И.Я.Лернера (1981), В. В. Николиной (1999) позволяют утверждать, что основу методов усвоения материала составляют стимулирование деятель­ности и направленное воздействие на эмоционально-ценностную сферу учащихся. Совокупность таких методов можно представить в трех группах: 1) методы эмоционально-ценностного стимулиро­вания — экспрессивно-личностные ситуации, ситуации эмоцио­нально-эстетического и эмоционально-этического переживания, ситуации оценки универсальной ценности живой природы, ситу­ации для понимания личной значимости изучаемого материала; 2) методы ценностного обмена содержанием учебного материала — диалогическое общение, включение учащихся в имитационные и неимитационные игры; 3) методы рефлексии — предметная, про­цессуальная и личностная.

Важное значение для эффективного обучения учащихся имеет конкретизация первой группы методов (табл. 4.8).

Данная группа методов воздействует на мотивационную сферу учащихся и способствует переводу познавательного содержания материала объектов живой природы в эмоциональное и ценност­ное. Например, методы оценки универсальной ценности позво­ляют учащимся осознавать смысл понятия оценочного суждения и применять его для обоснования необходимости сохранения всех биологических объектов. Методы создания экспрессивно-лично­стных ситуаций, в основе которых лежит экспрессия чувств чело­века, дают возможность стимулировать эмоциональную сферу, в частности реакции сопереживания. Это в свою очередь облегчает учащимся работу по определению значения факторов живой при­роды для полноценной жизни человека и общества.

Таблица 4.8






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.