Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика формирования эмоционально-ценностных отношений к живым объектам






Ключевые понятия. Отношения, эмоционально-ценностные отношения к объектам живой природы, формы и методы и общая методика форми­рования эмоционально-ценностного отношения к живой природе.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать суть понятия об эмоционально-ценностном отношении к объектам живой природы. 2. Знать и характеризовать формы и методы формирования эмоциональ­но-ценностных отношений к объектам живой природы. 3. Использовать методику формирования эмоционально-ценностных отношений к объек­там живой природы в практической работе учителя.

Для качественной подготовки учащихся большое значение име­ет формирование эмоционально-ценностных отношений к объек­там окружающей действительности. Известный отечественный дидакт И.Я.Лернер (1982) утверждал, что «не должно быть обу­чения, которое в конечном итоге не достигло бы усвоения со­держания на творческом уровне и не сопровождалось постоян­ным эмоциональным воздействием». Это в полной мере отно­сится к школьной биологии, которая стимулирует эмоциональ­ную сферу учащихся при восприятии ими живой природы, а также ее изменений под влиянием естественных и особенно антропо­генных факторов.

Эмоционально-ценностное отношение как понятие является сложным. Следует согласиться с В.В.Николиной (1999), которая считает, что эмоционально-ценностные отношения — это интег­рированный опыт отношений человека с природой, обществом, другими людьми, определяющий специфику его переживаний, особенно восприятия действительности, характер поведенческих реакций, направленных на личностное осмысление различных объектов. Центральное место в этом суждении занимает термин «отношение» как осознаваемая познавательная, коммуникативная и преобразовательная связь человека с действительностью. Ее природа, по утверждению психологов и философов (А. Г. Здраво-смыслов, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), глубоко эмоциональна, ибо отражает субъективные, личностно-пережи-ваемые явления. Следовательно, любые из этих явлений природ­ные, социальные, культурные и социоприродные находятся в оп­ределенном отношении к субъекту, т.е. проявляются в аспекте своей ценностной значимости и в этом смысле всегда выступают предметом оценки.

Вопросы для актуализации материала. Вспомните из курса психо­логии смысл понятий об эмоциях и чувствах. Почему они являются пред­метом изучения будущими учителями биологии?

Для успешного обучения учащихся биологии важное значение имеет определение содержания материала об эмоционально-цен­ностных отношениях. Оно обусловливается важностью развития базовой культуры личности, включающей культуру сохранения и разумного преобразования живой части природы. В работах пси­хологов (А. Г. Ковалев, В. А. Крутецкий, А. В. Петровский) справед­ливо утверждается, что такой материал должен включать взгляды, убеждения и идеалы, которые необходимо формировать в процес­се обучения. Концентрированно они могут проявляться в чувствах как в постоянных и устоявшихся к тому, что делает человек. Чувства имеют социальный характер.

Таблица 4.7






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.